Гістарычная навука Францыі у п.п. 20 ст. фарміраванне “новай навуковай школы”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гістарычная навука Францыі у п.п. 20 ст. фарміраванне “новай навуковай школы”.



решающую роль в политической жизни страны в первые послевоенные годы играли правые партии, стоявшие на антикоммунистических и антисоветских позициях. Победа в войне и расширение французской колониальной империи сопровождались ростом националистических и колониалистских настроений в буржуазных кругах. В начале 30-х годов во Франции резко возросла фашистская опасность.В борьбе против фашизма возник Народный фронт.

Классовая и политическая борьба межвоенного периода наложила отпечаток на французскую историографию. На ее крайне правом фланге появилось профашистское течение. В 1920—1922 гг. вышла в свет монументальная «История современной Франции от революции до мира 1919 года» (10 тт.). Ее главным редактором был Э. Лависс, а одним из основных авторов — Ш. Сеньобос. В 1929 г. завершилось издание «Истории французской нации» (19 тт.), предпринятое группой историков-позитивистов во главе с Г. Аното. На всех этих работах сказалось влияние буржуазного национализма. История Франции рассматривалась прежде всего как «история французской нации», классовая борьба трактовалась как отрицательный фактор, роль революций преуменьшалась.

А. Берр, опубликовал первый том задуманной им грандиозной 100-томной серии монографий «Эволюция человечества».

Ф. Симиан истории цен, доходов и заработной платы. Лабрусс стремился конкретно исследовать влияние движения цен и доходов на социально-политическую борьбу и возникновение революционных движений.

Февр - он обратился к истории средневековой культуры и исторической психологии.

Целый ряд книг по истории рабочего, профсоюзного и социалистического движения опубликовал социалист П. Луи, Под редакцией Зеваэса была издана «История социалистических партий во Франции» Самым крупным из французских профессиональных историков, изучавших Парижскую коммуну, был Жорж Буржен.

В начале 20-х годов Ренувен стал одним из организаторов и руководителей Общества по истории войны «Непосредственные причины войны». Автор доказывал тезис о виновности кайзеровской Германии в развязывании войны. «Дипломатическая история Европы (1871—1914 гг.)» Важнейшие главы этого двухтомного издания были написаны Ренувеном.

В годы Народного фронта коммунистическая партия добилась успехов в разработке и популяризации истории. В 1936—1937 гг. группа ученых-марксистов начала издавать серию сборников «В свете марксизма». В период Народного фронта окончательно сформировалось первое поколение профессиональных историков, положивших в основу своих исследований марксистско-ленинскую методологию. К их числу принадлежат Ж. Брюа, О. Корню и А. Собуль.

В условиях гитлеровской оккупации и фашистского режима Виши была свернута деятельность исторических обществ; перестало выходить большинство исторических журналов. Прогрессивные ученые подвергались преследованиям. Вишистская цензура запрещала произведения, отстаивавшие демократические и социалистические идеи. Несмотря на оккупацию и режим Виши, патриотически настроенные историки продолжали работать.

ШКОЛА “АННАЛОВ” (“новая истор. наука”) — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного М. Блоком и Л. Февром журнала, выходившего под назв. “Анналы” (1929-39), сторонники этого направления, состояла в замене классич. “истории-повествования” “историей-проблемой”, в попытке создать “тотальную” историю, т.е. историю, описывающую все существующие в об-ве связи — экон., социальные, культурные С к. 80-х гг. развивается “кризисом Анналов”: концентрация внимания на глубинных, малоподвижных структурах оставляет в стороне исследования событий, т.е. из поля внимания выпадает собственно история, интерес к массовым процессам исключает из исследований отд. личность, идея “конструирования” объекта грозит обернуться исследовав произволом. В стремлении выйти из этого кризиса нынешнее руководство “Анналов” взяло курс на сближение истории с исторической антропологией и социальными науками (социологией, политологией, экономикой).

 

50. Гістарычная навука Вялікабрытаніі і ЗША ў першай палове ХХ ст.

Новым этапом в развитии буржуазной историографии явилось выступление в 90-х годах прошлого века Фредерика Джексона Тернера — историка, преподавателя Висконсинского университета. «Проблемы американской истории»; В американской исторической ассоциации и поныне существует «Общество Тернера». Тернер попытался дать более или менее развернутое теоретическое объяснение закономерностей американской истории, отправляясь при этом не от политических учреждений, а от наличия значительного фонда «свободных» земель и процесса их колонизации.

Наиболее ярко сущность концепции Тернера выразил один из его последователей и любимых учеников, Э. М. Саймонс: Соединенные Штаты являлись единственной страной в мире, где в течение многих поколений жители могли по собственному усмотрению выбирать, в какой из исторических эпох социального развития им жить. Политический смысл тернерианства состоял не в создании концепции об историческом значении колонизации западных земель США, а в провозглашении экспансии основным законом США даже тогда, когда продвижение на западные земли уже закончилось.
Следующий важный этап в развитии американской буржуазной историографии — это возникновение реакционной геополитической школы. Конец XIX ознаменовался появлением в США большой группы историков-расистов, работы которых стали в дальнейшем одним из источников формирования идеологии американского империализма. Расистскую концепцию в конце XIX — начале XX в. развивали Фиске, Барджесс, Осборн, Госмер и др. Их политическим
единомышленником был адмирал Мехэн, который стал одним из родоначальников так называемой «геополитики».
Геополитика — одно из «обоснований» захватнической политики. сторонники этой концепции утверждают, что политика зависит от географической конфигурации страны и от «расовых свойств» ее населения.
В конце XIX — начале XX в. возникает так называемое «экономическое направление», наиболее видным представителем которого явился Чарльз Остин Бирд. историки «экономической школы» затушевывали роль народных масс в истории США, признавали «исключительность» американского капитализма. Историки «экономического направления» вели борьбу против марксизма. Реакционное крыло экономического направления защищает рабовладение, стоит на расистских позициях.
В 1925 г. в работах, изданных в связи с юбилеем войны за независимость, многие буржуазные историки Соединенных Штатов отказываются от «экономического материализма» и переходят к объяснению важнейших событий истории Соединенных Штатов. К этому же времени относится появление работ К. Беккера, Дж. X. Робинсона и др.

После мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., концепции «экономического направления» в историографии еще имеют некоторое хождение, Возникла целая школа историков «большого бизнеса» (Н. Грасс, А. Невинс и др.), восхваляющих деятельность Морганов, Рокфеллера, Форда и капиталистические монополии в целом.

Историография Великобритании первой половины ХХ в. Создание “Исторической ассоциации”. Первые исследования по истории рабочего и тред-юнионистского движений. Беатриса и Сидней Вебб. Изучение истории Британии эпохи индустриальной революции в трудах Дж. и Б.Хеммонд. Попытки возрождения либерального направления. Дж.М.Тревельян.

Обострение политической обстановки в Великобритании после Первой мировой войны, кризис либерализма. Критика либерально-вигских воззрений консервативными историками. Л.Нэмир и его школа. Книги Г.Баттерфилда. “Экономическая история Великобритании” Дж.Клепема. Изучение экономической и социальной истории в трудах Р.Тоуни. Первые работы Дж. Д. Г.Коула, К.Хилла и А.Мортона.

51.Станаўленне савецкай гістарыяграфіі і яе ідэалагічныя прыярытэты.                  

 После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством И, В. Сталина для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике “История ВКП(б). Краткий курс”. Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну. После революции многие ученые эмигрировали из России, В 1922 г. из России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и историков. Репресии:С. Ф. Платонов, академики Н. П. Лихачев и Е. В. Тарле, профессора Ю. В. Готье

Первым марксистским центром научно-исследовательской работы в области общественных наук стала Социалистическая (в дальнейшем Коммунистическая) академия общественных наук, основанная по предложению В. И. Ленина В состав ее вошли О. В. Куусинен, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ю. Мархлевский, Ф. Меринг, Сен Катаяма, К. Цеткин. Другими новыми научно-исследовательскими центрами явились Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1922 г. возникла Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в состав которой наряду с другими вошел и Институт истории.

В области изучения и пропаганды истории нового времени стран Запада продолжали сохранять немалое влияние буржуазные ученые либеральной школы — Н. И. Кареев, Е. В. Тарле. Появление работ И. И. Скворцова-Степанова, Н. М. Лукина, Ф. А. Ротштейна, В. П. Волгина, В. А. Быстрянского и других свидетельствовало об укреплении позиций и дальнейшем росте плодотворного направления марк-ситских исследований.

В середине 30-х годов были приняты постановления и решения о преподавании исторических дисциплин в средней и высшей школах. В 1934 г. было введено преподавание гражданской истории в высших учебных заведениях и созданы исторические факультеты в Московском, Ленинградском и других университетах страны.

С 1928 г. советские историки включились в работу Международной ассоциации историков. VII Международном конгрессе историков в Варшаве (август 1933 г.). На нем советские делегаты В. П. Волгин, Н. М. Лукин, П. Ф. Преображенский выступили с докладами по новой истории.

Наибольшее число исследований советских историков было посвящено прежде всего проблеме буржуазных революций.

К середине 30-х годов в СССР оформилась марксистско-ленинская школа историков Французской революции 1789—1794 гг. -исследования А. И. Молока, И. И. Скворцов-Степанов.

П. М. Керженцев. «История Парижской коммуны 1871 г.» (1940).

П. Волгин (1879—1962). В 1923 г. были изданы его «Очерки по истории социализма».

В 1920 г. развернулась работа по выпуску первого 20-томного издания Сочинений В. И. Ленина, завершенного в 1926 г.

В 1928 г. стало выходить на русском языке первое научное издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса в 29 томах.

 

Одно из центральных мест в советской историографии новейшего времени заняло изучение проблемы фашизма. Несколько книг об итальянском фашизме — «Фашизм» (2 ч., 1923), «Закат фашизма» (1925) и др. — опубликовано Г. Б. Сандомирским.

Среди проблем классовой борьбы принципиальное значение имел вопрос об оценке ее характера в Соединенных Штатах Америки, так как пропаганда «американской исключительности», находившая поддержку среди троцкистов США и других стран, влияла и на историческую науку. Это проявлялось, в частности, в попытках некоторых авторов доказать особое якобы положение американских рабочих по сравнению с пролетариатом других стран. Наиболее значительная среди этого цикла работ книга В. И. Лапа «Классы и партии в США» (1932; изд. 2, 1937).

Анализу одного из аспектов «нового курса» было посвящено исследование С. А. Далина «Экономическая политика Рузвельта» (1936).

В годы второй мировой войны советские историки завершили и опубликовали фундаментальное исследование «История гражданской войны в СССР» (т. 2), в котором раскрыто всемирно-историческое значение победы Великой Октябрьской социалистической революции. Крупным научным и теоретическим явлением в историографии новейшего времени было издание «Истории дипломатии» (т. 3-й, 1945).

В годы войны Н. М. Дружинин, Ф. В. Потемкин, В. М. Хвостов и другие создали работы, популяризирующие героическую борьбу русского парода против иноземных захватчиков.

 

52. гістарычная навука Беларусі ў 1917-1941гг.Доўнар-Запольскі. Ігнатоўскі,Пічэта

Доўнар-Запольскі. Занимался исследованиями истоков и становления белорусской государственности, национальной и культурной самобытности белорусского народа. В серии статей «Белорусское прошлое» (1988) доказывал, что белорусы самостоятельный народ и должны занять равноправное место с семье европейских народов. В научно-публицистической работе «Основы государственности Беларуси» (1919) выдвинул теорию о древней белорусской государственности, представленной Полоцким и Туровским княжествами (так называемая кривичско-дреговичско-радимичская концепция формирования белорусской нации), а позднее Великим княжеством Литовским. Опубликовал более 200 научных работ по этнографии, социально-экономической и политической истории Белоруссии, Литвы, России, Украины, Польши. В 1906 году издал историко-литературный памятник XVI—XVII вв. Баркулабовскую летопись.Был активным сторонником «экономического материализма», считал, что движущей силой истории являются экономический процессы, превозносил роль товарного обмена.

ИГНАТОВСКИЙ Всеволод Макарьевич. Занимался исследованием истории Белоруссии. Научные труды Игнатовского послужили основой формирования национальной концепции истории белорусского народа с учётом марксистско-ленинской методологии. Наиболее полно эта концепция раскрыта в книге «Краткий очерк истории Беларуси» (1919), которая на долгое время стала учебником по истории Белоруссии. Также занимался историей Октябрьской революции и первых лет советской власти в Белоруссии.Именно Игнатовскому принадлежит идея разделения истории Белоруссии на 5 периодов:

1.Полоцкий период (IX—XII века). Полоцкое княжество как де-факто независимое государственное образование.2.Период Великого княжества Литовского (XIII — 1-я половина XVI веков). Расценивал Великое княжество Литовское как этнически белорусское государство.3.Польский период (2-я половина XVI — XVIII века). Считал, что после Люблинской унии «Литва и Беларусь были инкорпорированны (включены) в организм Польши».4.Российский период (конец XVIII — начало XX веков). Территория Белоруссии в составе Российской империи.5.Советский период (с 1917 года).Всего Игнатовским было написано более 40 научных и научно-публицистических статей, в том числе 8 монографий

В. И. Пичета является автором большого количества трудов по истории России, Польши, Белоруссии, Литвы и Украины. Его работы 20-х — 30-х годов разрабатывают в основном социально-экономические проблемы российской истории эпохи Смуты и отмены крепостного права.С именем Пичеты связано становление белорусской советской исторической науки. Темы его исследований включали вопросы этногенеза белорусского народа, историю белорусских городов, археологию и краеведение, историю беларусского языка и литературы — из 516 работ учёного более 150 посвящены истории Беларуси.Работы Пичеты внесли немалый вклад и в историографию Литвы. Его труды посвящены таким проблемам, как возникновение и развитие Литовского феодального государства, генезис и развитие крепостничества, положение крестьянства и развитие городов. Владимир Иванович изучал юридическое положение крестьян и холопов в Литве, положение этого княжества в составе Речи Посполитой.С 1939 года Пичета сосредоточил внимание на истории Польши. В последние годы жизни трудился преимущественно над 3-х томной «Историей Польши» (3-й том остался незавершённым

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.014 с.)