Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Бытие человека как проблема философии

Поиск

 

Задания для формирования компетенций

1. «Так разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает самое себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, чтобы не держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей…». (Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: в 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 91.)

а) Какова главная мысль фрагмента? Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

б) Как следует понимать слова Дж. Локка о том, что «знакомство с собственным разумом может быть не только очень приятно, но и полезно»? В чем заключается эта польза?

2. «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по-своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должны мыслить это Я, хотя вы это сознание самого себя…, и не выражали особым словом. Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок.

Но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т.д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя. …

То обстоятельство, что ребенок в первую четверть года после своего рождения не умеет ни плакать, ни улыбаться, также как будто зависит от развития некоторых представлений об обиде и несправедливости, указывающих уже на наличие разума. Если же он в этот промежуток времени начинает следить глазами за блестящими предметами, которые держат перед ним, то это самое начало развития восприятий (схватывания чувственного представления), имеющего целью расширить их до познания предметов (внешних) чувств, т.е. до опыта». (Кант И. Антропология с практической точки зрения // Соч.: В 6 т. – М., 1996. – с. 357.)

а) Какие основания для выделения человека «от других существ, живущих на Земле», И. Кант считал правомерным?

б) как эти основания связаны со способностью человека осознать самого себя?

в) Согласны ли вы с положением И. Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самопознания?

«Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т.е., смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н.Н. Соч. М., - 1982. – С. 162).

Как Вы понимаете высказывание русского философа?

3. Объясните следующее высказывание И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благовением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

4. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, и лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности». (Т. Гоббс)

б) Свобода приходит вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен». (Ж.-П. Сартр)

в) «Свобода есть познанная необходимость». (Б. Спиноза)

5. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» - эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

6. Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в 20 веке вызывать уважение.

Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

7. В книге «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос» (Цит. По Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М., - 1981. – С. 8-9.)

а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?

б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских позиций?

8. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность недавно закончившая политехнический институт, - писал он, - знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».

Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

9. Как вы понимаете слова Н. Бердяева «Меня никогда не интересовал объект, познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в которой трепещет вселенная. Смысл существования субъекта, который есть микрокосм».

    10. «Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти. Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь на половину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, давая зерна. … Так от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево, - а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия. Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, - скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря». (Антуан де Сент-Экзюпери)

В чем автор видит роль человека на земле? Что, АО его мнению, придает смысл и жизни, и смерти? Согласны ли вы с мнением автора? Свой ответ аргументируйте. Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? Что, по мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

11. «Первый вопрос, на котором я остановлюсь, - это вопрос о значении категории деятельности для понимания … психики, сознания человека. В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на … человека. … Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от … раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила принципиальная схема: «раздражитель –субъективное переживание». … В бихевиоризме, то есть применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул – реакция»… Ограниченность подхода о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, с другой - пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от … связи субъекта с предметным миром, - от его деятельности. … Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности … рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий … зависят от их преломления субъектом. … Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. … На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся – нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если … понимается особенности активных со стороны субъекта процессов. … Эти процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, то есть его деятельность. … Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность … порождается психическое отражение мира в голове человека, … а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением». (А.Н. Леонтьев)

Какие подходы к пониманию психики можно выделить? В чем их сущность? Какова принципиальная схема? Какой подход к пониманию психики разделяет автор. Перечислите принципиальные положения этого подхода. Укажите проявления связи психики и деятельности.

12. Характеризуя взаимосвязь деятельности и сознания, профессор К. Х. Момджян писал: «Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде – воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы. … Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность … Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» - наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. … Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций. Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, вязанных со способностью человека анализировать ситуацию, то есть раскрывать неявные, неподдающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов … Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения».

Что сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание человека, сравнивая с психикой животных? Изменяется ли целеполагание под влиянием логического мышления? Какое из двух понятий – целенаправленность и целесообразность следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ. Связаны ли между собой сознание и речь? Какое значение имеет язык для совместной деятельности людей.

13. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я. Бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях. Которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно. Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должно мыслить это Я, хотя вы это сознание самого себя… и не выражали особым словом. Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок. Но примечательно, что ребенок, который приобрел некоторый навык речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т.д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя. … То обстоятельство, что ребенок в первую четверть после своего рождения не умеет ни плакать, ни улыбаться, также как будто зависит от развития некоторых представлений об обиде и несправедливости, указывающих на развитие разума. Если же он в этот промежуток времени начинает следить глазами за блестящими предметами, которые держат перед ним, то это самое начало развития восприятий (схватывания чувственного представления), имеющего целью расширить их до познания предметов (внешних) чувств, т.е. опыта». (Кант И. Антропология с практической точки зрения// Соч.: В 6т. – 1996. – т.6. – С. 357.)

Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на земле, И. Кант считал правомерными? Как эти основания связаны со способностью человека осознавать самого себя? Согласны ли вы с положением И.Канта о том, что изменение формы высказывания человека о себе отражает развитие самосознания? Свой ответ обоснуйте.

14. Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию – образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя… Организованная когнитивная структура. Извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривал Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:

А) определение собственной идентичности;

Б) собственных интересов, симпатий и антипатий;

В) своих целей и продвижений к успеху;

Г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;

Д) самооценивания.

Центральным в Я-концепции индивида, - пищет М.Кун, - является его идентичность, т.е. его генерализованная позиция в обществе, присходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этим статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т.п.)».

     Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? Как Я-концепция связана с положением человека в обществе?

 

Темы эссе

1. «Без многого человек может обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

2. «В вопросах совести закон большинства не действует» (М. Ганди)

3. «Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел от своего трудолюбия, своего поведения и от своего ума» (Г. Гегель)

4. «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне)

5. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее» (М. Монтень)

6. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали» (М. Монтень)

7. «В хорошем поступке есть всегда и доброта, и сила для его совершения» (Ш. Монтескье)

8. «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Ш. Монтескье)

9. «Мне кажется, что ненависть полна страданий для того, кто ее ощущает» (Ш. Монтескье)

10. «Горе людям, не знающим смысла своей жизни» (Б. Паскаль)

11. «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пьерон)

12. «Мы вышли из пещеры, но пещера еще не вышла из нас» (М. Регульский)

13. «Человек вырастает по мере того, как растут его цели» (Ф. Шиллер)

14.  «Нравственность – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)

15. «Свобода сопряжена с ответственностью, поэтому-то ее многие и боятся ее» (Б. Шоу)

16. «Человек имеет значение для общества лишь поскольку, постольку он служит ему» (А.Франс)

17. «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» (Э. Фромм)

18. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Белинский)

19. «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели» (Ф. Лассаль)

 

Темы рефератов

1. Человек как объект философского рассмотрения: исторический и логический аспекты.

2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

3. Проблема человека в западной философии XX века.

4. Феномен человека в русской философии.

5. Проблема смысла жизни в произведениях А.Камю.

6. Человек и машина. Научный прогноз.

7. Религиозные концепции бытия человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.014 с.)