ЧАСТЬ I. История философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧАСТЬ I. История философской мысли



Содержание

 

 

Пояснительная записка………………………………………….……. 

Часть I. История философской мысли…………………………………...

Тема 1. Понятие философии, ее смысл и предназначение……………………. Тема 2. Древневосточная философия……………………………………………

Тема 3. Античная философия: основные проблемы и идеи…………….….....

Тема 4. Философия средних веков……………………………………….….....

Тема 5. Философия эпохи Возрождения………………………………….…...

Тема 6. Философия Нового Времени…………………………………………..

Тема 7. Основные проблемы и идеи немецкой классической философии…..

Тема 8. Основные идеи и этапы развития русской философии……………....

Тема 9. Основные направления и идеи современной западной философии..

Часть II. Философские проблемы…………………………..…………...

Тема 1. Онтология……………………….…………………………………..….

Тема 2. Основные проблемы гносеологии …………………...………………..

Тема 3. Бытие человека как проблема философии...……………………...….

Тема 4. Философский анализ общества и проблемы его развития…….…..…

Тема 5.Философские проблемы техники и информационные технологии………………………………………...…………………………………..…..

Тема 6. Философия экономики………………………………………………....

Библиографический список………………………………………………

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Практикум являются продолжением методических указаний для семинарских занятий по дисциплине «Философия» и предназначены для организации работы студентов на семинарских занятиях.

Содержание практикума соответствует структуре семинарских занятий, в основу которой положен проблемно-исторический подход.

Для изучения каждой темы семинарского занятия предложены задания для формирования компетенций, темы эссе и темы рефератов и докладов. Выполнение любого вида задания также способствует уточнению и расширению знаний по изучаемой теме.

В случае затруднений при выполнении заданий студент должен обратиться к содержанию лекционного материала и учебникам (учебным пособиям), дополнительной литературе (при подготовке эссе и рефератов).

Выполнение заданий способствует формированию следующих компетенций.

ОК-1 - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать:

•   Основные направления и проблематику современной философии 

•   Основные направления философии и различия философских школ в контексте истории;

•   Основные философские категории и специфику их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах.

Уметь:

•   Раскрыть смысл выдвигаемых идей, представлять рассматриваемые философские проблемы в развитии;

•   Провести сравнение различных философских концепций по конкретной проблеме;

•   Отметить практическую ценность определенных философских положений и выявить основания на которых строится философская концепция или система.

Иметь навыки и/или опыт:

•   Иметь навыки работы с философскими источниками и критической литературой;

•   Иметь навыки поиска, систематизации и свободного изложения философского материала и методами сравнения философских идей, концепций и эпох;

•   Иметь навыки выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социально-гуманитарных проблем и конкретных философских позиций.

    ОК-5 - способен работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

Знать:

•   Основные направления философии и различия философских школ в контексте различных культурных, конфессиональных, этнических различий;

•   Основные философские категории и специфику их понимания в различных культурах, конфессий и особенностей этнического мировоззрения.

Уметь:

•   Уметь правильно оценивать философско-мировоззренческие основания различных культур, этнического мировоззрения и конфессий.

Иметь навыки и/или опыт:

•   Иметь навыки ведения диалога и нахождения компромиссных решений по вопросам философского мировоззрения.

 

ЧАСТЬ I. История философской мысли

 

Темы рефератов

1. Место и роль философии в системе культуры.

2. Философия и искусство.

3. Проблема плюрализма в философии.

4. Философия, религия, атеизм.

5. Сциентизм и антисциентизм в философии.Т

6. Философские аспекты естествознания.

7. От мифа к логосу: рождение философии.

8. Философская и научная картина мира XX века.

9. Философия и политика.

10. Личность философа (философия как образ жизни).

 

 

Темы эссе

1. «Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель).

2. «Многознание уму не научает» (Гераклит).

3. «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит)

4. «Лучше надежды образованных, чем богаство невежд» (Демокрит)

5. «Чтобы не случилось с тобой – оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием» (Марк Аврелий).

6. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

7. «Сильнее всех тот, кто владеет самим собой» (Сенека)

8. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ)

9. «Уча других мы учимся сами» (Сократ).

10. «Смерти не следует бояться: пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет» (Эпикур)

 

Темы рефератов

1. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

2. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

3. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

6. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

7. Педагогический опыт Академии, Ликея и современное образование.

8. Философия стоицизма в Древнем Риме.

9. Философия неоплатонизма.

 

 

Темы рефератов

1. Античность и раннее христианство.

2. Божественное и человеческое в личности Христа.

3. Учение о человеке в христианской философии.

4. Неоплатонизм и аристотелизм в византийской философии.

5. Идеал знания в схоластической философии.

6. Средневековая картина мира.

7. Проблема веры и разума в средневековой философии.

8. Средневековые университеты.

9. Рыцарская поэзия и философия, воспевающая любовь к прекрасной даме.

10. Арабская средневековая философия.

11. Ибн-Сина (Авиценна) и его роль в развитии науки и философии.

12. Философские основы аверроизма.

Темы рефератов

1. Социальные утопии Т.Мюнцера, Т.Мора, Т.Кампанеллы.

2. Гуманизм Эразма Роттердамского.

3. Мировоззрение итальянских художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело).

4. Образ мироздания и место в нём человека в «божественной комедии» Данте.

5. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения.

6. Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.

7. Философские идеи Г.Галилея.

8. Философские искания Б.Паскаля.

9. Скептическая философия П.Гассенди.

 

Темы рефератов

1. «Теория идолов» Ф. Бэкона.

2. Учение о человеке и обществе в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).

3. Концепция общественного договора» в философии Нового времени и Просвещения.

4. Теория религиозной толерантности Дж. Локка.

5. Теория «разумного эгоизма» во французском Просвещении XVIII в.

6. Социальная философия Ж.–Ж. Руссо.

7. Философский пантеизм Б. Спинозы. «Этика».

8. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

9. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

10. Э.Б. Кондильяк, П.А.Гольбах и другие просветители.

11. Механика и натурфилософия И.Ньютона.

 

Темы рефератов

1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.

2. Этика И.Канта.

3. Социальная философия И.Г.Фихте.

4. Философия творческого субъекта И.Г.Фихте

5. «Философия откровения» Ф.И.Шеллинга.

6. Философия Гегеля и развитие естествознания.

7. Социальная антропология К.Маркса.

Темы рефератов

1. Социальная философия П.Я.Чаадаева.

2. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского.

3. Учение о смысле жизни и нравственном совершенствовании Л.Н. Толского.

4. Консервативно-религиозная концепция К.Н. Леонтьева.

5.  «Общее дело» Н.Ф. Федорова.

6. «Философия свободы» Н.А. Бердяева.

7. Русская философия о войне и мире.

8. Русский экзистенциализм. Н.А.Бердяев: судьба человека и смысл истории.

9. Философские концепции русского космизма.

10. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

11. Философия истории Л.Н. Гумилёва.

12. Понятие «соборность» в русской философии.

 

Темы рефератов

1. Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.

2. Подлинное и неподлинное существования в философии М. Хайдеггера.

3. Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке.

4. «Миф о Сизифе» А. Камю. Понятие абсурда.

5. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

6. Свобода и трагедия в философии Ж.–П. Сартра.

7. А. Шопенгауэр как теоретик пессимизма.

8. Ф. Ницше как критик христианства (По работе «Антихрист»).

9. Гуманизм «атеистического» экзистенциализма (По статье Ж.П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»).

10. «Иметь или быть» Э. Фромма. Учение о двух способах жизни.

11. «Метафизика зла» в работе Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».

 

Тема 9. Онтология

Задания для формирования компетенций

1. "Источником всякой реальности является "Я", так как оно есть непосредственное и безусловное полагаемое. Только через посредство "Я" и вместе с ним дается и понятие реальности. Но Я есть потому, что оно полагает себя потому, что оно есть. Следовательно, самоположение и бытие есть одно и то же. Но понятие самоположения и деятельности вообще суть в свою очередь одно и то же". (Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. М., 1916. - С. 111.)

"Все, что существует во Вселенной, как сущность, как явление, человек имеет сначала в душе". (Леонардо да Винчи. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1935.- С. 57.)

а) Что есть, по Фихте и Леонардо да Винчи, субстанциональная основа существования бытия?

б) Как соотносятся понятия "бытие" и "реальность"?

в) Какова философская установка Фихте и Леонардо да Винчи?

2. К какой разновидности идеализма можно отнести авторов следующих суждений?

а) “Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания “(Р. Тагор).

б) "Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком" (Д. Джинс).

в) "Язык не только выражение мыслей. Он определяет характер реальности" (С. Хаякава).

г) "Я стою во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю. В известном смысле я лишь играю в захватывающую игру с самим собой" (П. Бриджмен).

3. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм – это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

4. "Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и называется длительностью… Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным". (Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Крылов А.Н. Собр. трудов. М.; Л, 1936–1939. Т. 7. -С. 30.)

а) С позиции какого типа мировоззрения возможен такой взгляд на формы бытия материи?

б) Возможны ли абсолютные пространство и время вне материи и движения?

5. "Материя и сознание являются по сути дела конвенциальными понятиями…" – пишет Б. Рассел.

Энгельс утверждает: "Такие понятия, как "материя", "движение"…, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей…".

а) В чем принципиальная разница в суждениях этих двух философов о фундаментальных философских понятиях?

б) Являют ли они разное мировоззрение?

6. "Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий". (Гераклит. Фрагменты учения // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М, 1989. - С. 127.)

а) Какая форма материализма отражена в данном выводе Гераклита?

б) Кто, по вашему мнению, прав: Гераклит, утверждающий, что космос "был, есть и будет"; или Парменид, провозгласивший, что то, что "есть", не "было" и не "будет"?

в) Каков мировоззренческий статус понятия "космос" у Гераклита? Что добавляет к этому статусу определение "живой"?

7. "Демокрит: начало Вселенной – атомы и пустота… И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: "огонь, вода, воздух, земля…".

"Все свершается по необходимости, так как причиной возникновения всего является вихрь, который он называет – необходимостью". (Диоген Лаэртский // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. - С. 328.)

"…Эпикур придумал, как избежать необходимости (от Демокрита, стало быть, это ускользнуло): он утверждает, будто атом, несущийся по прямой линии вниз вследствие своего веса и тяжести, немного отклоняется от прямой. Только при допущении отклонения атомов можно, по его словам, спасти свободу воли". (Цицерон. О природе богов // Лукре­ций Кар. О природе вещей. Ч. 2. М., 1947. -С. 126.)

а) В сравнении с демокритовским пониманием атома, какое новое свойство атома обнаруживает Эпикур?

б) Кто из ученых-философов Нового времени продолжил линию античного атомизма и создал законченную механистическую картину мира?

в) Что нового в трактовку бытия вносит идея свободы воли?

8. "Время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы заполняете его".

На какую особенность времени указывает С.Я. Маршак?

12. По мнению А.И. Герцена, для природы «гибель частного, исполнение той же необходимости, той же игры жизни, как возникновение ее: она не жалеет о нем потому, что из ее широких объятий ничего не может утратиться, как не изменяйся». О какой характеристике материи говорит А.И. Герцен в данном высказывании. Какое методологическое значение имеет принцип (характеристика), высказанный А.И. Герценом. Какие еще свойства материи вы можете перечислить. Дайте им краткую характеристику.

1. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

2. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.

3. Поразмышляйте над следующим высказыванием:

«В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс).

а) Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие?

б) Что такое «снятие», каковы его основные характеристики?

в) Сформулируйте в заключение закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры.

г) Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует?

4. Какой подход используется для определения материи в данном высказывании?

"...вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холодная, движущаяся, находящаяся в покое; над всеми этими именами подразумевается материя, или тело, так как все таковые имена суть имена материи" (П. Гольбах).

а) Диалектический или метафизический подход используется для определения материи?

б) С чем отождествляется материя?

в) В чем видит Гольбах проблему познания материи?

5. Является ли следующее рассуждение Дж. Беркли диалектическим?

"Я должен сознаться, что не нахожу, будто движение может быть иным, кроме относительного; так что для преодоления движения следует представить по меньшей мере два тела, расстояние между которыми или относительное положение которых изменяется".

6. Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:

"Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания". (К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1956, Т. 1. С. 566.)

В чем преимущества диалектики как метода познания?

7. «Диалектика стала наиболее удачной формой софистики. Не существует более вечной Истины и вечного Разума. Реальность – это история; история – это движение. Движение – это диалектический переход. Подпавший под влияние диалектики, исходя из природы своих познаний, без колебаний переменит любой свой взгляд на взгляд, полностью противоположный. Любой человек, который захочет придерживаться чего-то определенного, или не захочет постоянно менять свои взгляды и попытается доказывать свою правоту, прибегая к марксизму или обращаясь за поддержкой к фактам, будет объявлен буржуазным реакционером и ему предложат впредь мыслить диалектически. Из-за этого в умах бедняг-правоверных воцарилась такая сумятица, что они готовы принять на веру любое положение, совершать любое действие и повиноваться любой команде, потому что, как им внушили, в этом и заключается то повиновение диалектике истории, в которой мудрый учитель искушен куда больше, чем любой правоверный. Эта новая наука постоянно сбивает с толку правоверных и приводит их в полное смятение, что им отныне остается лишь повиноваться приказаниям" (К. Ясперс).

а) Правильно ли Ясперс излагает диалектику?

б) Если десятки специальных наук изучают различные изменения – процессы образования и разрушения химических соединений, живых организмов, звёзд, государств, то чем же диалектика отличается от этих наук?

8. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?

9. Древнегреческий философ Эвбулит в софизме "Сорит" ("Куча") поставил вопрос, ответ на который явил собой в конце концов один из основных законов диалектики:

«Составляет ли одно зерно кучу?" – "Нет". А еще одно прибавленное к первому?" – "Так же нет". Поставленный вопрос повторяется до тех пор, пока не пришлось признать, что в результате прибавления очередного зерна получилось то, что отрицалось вначале, то есть куча зерна».

О какой диалектической закономерности идет речь?

10. Как-то во дворике Парижского университета у "ангельского доктора" Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги:

“– Хотите, – сказал он, я вам сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.

– Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза”.

Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте?

Темы эссе

1. Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным" (Платон).

2. "Не думай легкомысленно о добре, что оно не придет к тебе. Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Умный наполняется добром, даже понемногу накапливая его" (Будда).

Темы рефератов

1. Диалектика и синергетика.

2. Неклассические формы диалектики в философии XX века.

3. Негативная диалектика франкфуртской школы.

4. Органическая диалектика и ее особенности в русской философии.

5. Диалектика и метафизика – два исторически сложившихся метода в философии.

6. Современные представления об уровнях организации материи.

7. Проблемы классификации форм движения материи.

8. Специфика социального времени и пространства.

9. Категория материи в современной философии и науке.

10. Информация как важнейшее свойство материи.

Темы рефератов

1. Рациональное и иррациональное в познании.

2. Познание и творчество.

3. Понятие истины в современных философских концепциях.

4. Взаимосвязь языка, мышления и мозга.

5. Значение опыта в процессе познания.

6. Роль интуиции в познании.

Темы рефератов

1. Человек как объект философского рассмотрения: исторический и логический аспекты.

2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

3. Проблема человека в западной философии XX века.

4. Феномен человека в русской философии.

5. Проблема смысла жизни в произведениях А.Камю.

6. Человек и машина. Научный прогноз.

7. Религиозные концепции бытия человека.

 

Темы рефератов

1. Понятие общества в истории философии.

2. Формационный и цивилизационный подходы к обществу.

3. Индустриальное и постиндустриальное общество.

4. Личность и общество. Типы и социальные роли личности.

5. Теория социальной стратификации.

6. Концепции общественного прогресса в истории философии.

Тема 14. Философия техники

Задания для проверки формирования компетенций

1. Биофизик и радиобиолог Ф. Дессауэр (1881-1963) обратился к философии поскольку испытывал трудности при объяснении, откуда берутся новаторские идеи, т.к. непосредственно из законов природы не вытекают те или иные изобретения. Он писал: «Изобретатель находит уже существующие идеи. Он реализует не природные возможности, а то, что уже запрограммировано Богом. В изобретении вследствие этого и обнаруживается действие космической силы… В любом техническом объекте заключена частичка Бога, что и определяет производственный эффект изобретения, с которым в общественную жизнь вводятся космические трансцендентные силы».

Каков характер философии техники Ф. Дессауэра?

2. С точки зрения немецкого философа Х.Бека «техника является всем как встреча человеческого духа с миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную психическую и духовную природу (как и соответствующие естественные процессы) согласно познанным им законам природы и целям».

 Можно ли говорить о взаимосоотнесенном единстве субъекта и объекта (человека и техники)?

Как автор характеризует технику?

    3. К.Маркс отмечал: «…паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове… В изобретении предстает нам некая новая действительность, природе противопоставляется некоторый новый проект, который нельзя обнаружить в природной действительности и который соотнесен исключительно лишь с человеческими целями; колесо, кривошипный привод, генератор, лампа накаливания, льдогенератор, транзистор – это лишь некоторые из изобретений, которые не имеют в природе никакого аналога».

В чем отличие деятельности человека от операций пчелы?

4. «В течение последних ста лет технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом … В первоначальном энтузиазме был заключен тот смысл, который … являет собой идею формирования окружающей среды, реализованной творческой способностью человека … Вырастает некий самобытный мир. Техника – уже не только внешнее бытие, но возникшая в силу внутреннего решения сфера духовной жизни … Быть может … в технике современного типа заключена идея новой человеческой среды. … Этой точке зрения противостоит другая: развитие техники ведет не к освобождению от власти природы посредством господства над ней, а к разрушению, и не только природы, но и человека. Не знающее преград уничтожение всего живого ведет в конечном итоге к тотальному уничтожению … Есть еще третья точка зрения, отличная от двух охарактеризованных здесь точек зрения. Согласно этой точке зрения, техника нейтральна. Сама по себе она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во зло … То и другое имеет совсем иные истоки, коренится в человеке, и только это придает технике смысл» (К. Ясперс Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 130-131.

Какая из приведенных точек зрения вам кажется убедительной? Свой ответ обоснуйте.

5. Сравните следующие два высказывания русского философа Н. А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы – не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

 

Темы эссе

1. «Современная техника сейчас все более и более помогает разрушительному характеру войны, но будет такое время, вообще станет невозможной» (В.И. Ленин)

 

Темы рефератов

1. Технократизм и его критика. Антитехнократические утопии.

 

Темы рефератов

Библиографический список

 

1. Алексеев. П.В Философия: учебник мо /П.В. Алексеев, А.В. Панин.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 592 с.

2. Апрелева В. А., Сарпова О. В. Современные философские течения: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения; ТюмГАСУ, кафедра гуманитарных и социальных наук. — Тюмень: ТюмГАСУ, 2012. — 128 с.

3. Бариев Р. Х. История и философия науки (общие проблемы философии науки): Учебное пособие (краткий курс) — Санкт-Петербург: Петрополис, 0. — 112 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

4. Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. т.1. — М.: Московский клуб, 1992. — 336 с.

5. Бессонов Б. Н. Европейская философия (вторая половина XIX в. – XX в.). Основные школы, традиции и тенденции: Учебное пособие /— Москва: Московский городской педагогический университет, 2011. — 348 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

6. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. — М.: Мысль, 1975. — 206 с.

7. Асмус В. Ф Античная философия. — 3-е изд. — М.: Высш. шк., 2001.— 400 с.

8. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т.1 /; общ. ред. и вступ. ст. А. П. Субботина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1977. — 567 с.

9. Виндельбанд В. Платон — Киев, 1993. — 176с.

10. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических ВУЗов. -2-е изд.-Ростов Н/Д: Феникс, 2005.

11. Гулыга А. В Немецкая классическая философия. — М.: Мысль, 1986. — 334 с.

12. Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа. Николай Бердяев: жизнь и творчество. — М.: Высшая школа, 1993. — 271 с.

13. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие. — М.: Проект, 2004. — 416 с.

14. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. Философия 15-19вв. — М.: "Греко-латинский кабинет", 1996. — 557 с.

15. История философии: учебник /под ред.А.С. Колесникова. - СПб.: Питер, 2010.- 651 с.  

16. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитар. вузов. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 215 с.

17. Кирвель Ч. С. Социальная философия: Учебное пособие /— Минск: Вышэйшая школа, 2013. — 495 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks

18. Кузнецов В. Н Западноевропейская философия 18 века. учебник. — М.: Высш. шк., 1986.— 400 с.

19. Лосский Н. О История русской философии. — М.: Прогресс, 1994. — 460 с.

20. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии: учебное пособие — Москва: Прогресс-Традиция, 2009. — 248 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого: пер. с нем.— М.: Интербук, 2001. — 301 с.

22. Оганян К. М. Социальная философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Санкт-Петербург: Петрополис, 2014. — 396 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks

23. Сербиненко В. В. Русская философия: Курс лекций; учебное пособие мо. — 2-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2006. — 464 с.

24. Скирбекк Г. История философии: учеб. пособие для вузов / ред. Крымский С.Б.; пер. с англ. Кузнецова В.И. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 800 с.

25. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. — М.: Университет, 1978. — 187 с.

26. Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVII веков: учебник. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1996.— 400 с.

27. Тяпин И. Н. Философские проблемы технических наук: Учебное пособие /— Москва: Логос, 2014. — 216 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks.

28. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии — М.: Владос, 1997. — 576 с.

29. Фараджев К. В. Русская религиозная философия. — М.: Весь мир, 2002. — 208 с.

30. Хрестоматия по истории философии (русская философия) от Нестора до Лосева: учебное пособие: в 3 ч. Ч.3 / отв. ред Л. А. Микешина. — М.: Владос, 2001. — 672 с.

31. Философия: учебник для бакалавров мо / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 832 с.

32. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 519 с.

33. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1991. — 512 с.

34. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2001. — 703 с.

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка………………………………………….……. 

Часть I. История философской мысли…………………………………...

Тема 1. Понятие философии, ее смысл и предназначение……………………. Тема 2. Древневосточная философия……………………………………………

Тема 3. Античная философия: основные проблемы и идеи…………….….....

Тема 4. Философия средних веков……………………………………….….....

Тема 5. Философия эпохи Возрождения………………………………….…...

Тема 6. Философия Нового Времени…………………………………………..

Тема 7. Основные проблемы и идеи немецкой классической философии…..

Тема 8. Основные идеи и этапы развития русской философии……………....

Тема 9. Основные направления и идеи современной западной философии..

Часть II. Философские проблемы…………………………..…………...

Тема 1. Онтология……………………….…………………………………..….

Тема 2. Основные проблемы гносеологии …………………...………………..

Тема 3. Бытие человека как проблема философии...……………………...….

Тема 4. Философский анализ общества и проблемы его развития…….…..…

Тема 5.Философские проблемы техники и информационные технологии………………………………………...…………………………………..…..

Тема 6. Философия экономики………………………………………………....

Библиографический список………………………………………………

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Практикум являются продолжением методических указаний для семинарских занятий по дисциплине «Философия» и предназначены для организации работы студентов на семинарских занятиях.

Содержание практикума соответствует структуре семинарских занятий, в основу которой положен проблемно-исторический подход.

Для изучения каждой темы семинарского занятия предложены задания для формирования компетенций, темы эссе и темы рефератов и докладов. Выполнение любого вида задания также способствует уточнению и расширению знаний по изучаемой теме.

В случае затруднений при выполнении заданий студент должен обратиться к содержанию лекционного материала и учебникам (учебным пособиям), дополнительной литературе (при подготовке эссе и рефератов).

Выполнение заданий способствует формированию следующих компетенций.

ОК-1 - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знать:

•   Основные направления и проблематику современной философии 

•   Основные направления философии и различия философских школ в контексте истории;

•   Основные философские категории и специфику их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах.

Уметь:

•   Раскрыть смысл выдвигаемых идей, представлять рассматриваемые философские проблемы в развитии;

•   Провести сравнение различных философских концепций по конкретной проблеме;

•   Отметить практическую ценность определенных философских положений и выявить основания на которых строится философская концепция или система.

Иметь навыки и/или опыт:

•   Иметь навыки работы с философскими источниками и критической литературой;

•   Иметь навыки поиска, систематизации и свободного изложения философского материала и методами сравнения философских идей, концепций и эпох;

•   Иметь навыки выражения и обоснования собственной п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.179 с.)