Тема 1: Понятие философии, её смысл и предназначение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Понятие философии, её смысл и предназначение



Задания для формирования компетенций

1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А.Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии? Обоснуйте свой ответ:

а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) “Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости”;

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

3. а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению – это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология – средство достижения единомыслия в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия – это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).

Сравните эти высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии – это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии – логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии – не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".

5. Примеры философских утверждений:

С. Караганов, политолог: «Человек несовершенен» (телеканал «Культура», «Культурная революция» 12.01.06).

Л. Фейербах, философ: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

Гесиод, историк: «Ранее всего был Хаос». («Теогония»)

А. Эйнштейн, физик: «Бог не играет в кости».

Почему эти утверждения философские?

Приведите свои примеры философских утверждений. Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами.

6. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

7. В одном из своих сочинений Г. Гегель говорил, что из факта наличия разнообразных философских систем и учений, противоречащих друг другу и называющих себя истинными, многие выводят невозможность философии вообще. Этому утверждению он противопоставлял следующее рассуждение: «Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии – возможности философии, - а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой… исходным пунктом, конечной целью философии является познание, что эта единая истина вместе с тем есть источник, только из которого истекает все другое, все законы природы, все явления жизни и сознания, представляющие собою лишь отражение этого источника; или, выражая это иначе, цель философии состоит в том, чтобы свести все эти законы и явления, обратным на внешний взгляд путем, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы познать, как они из него выводятся».

    Как вы думаете, о какой единой истине и едином источнике идет речь в этих гегелевских словах.

 

Темы эссе

1. «Так как не может быть ничего более прекрасного … чем достижение истины, то, очевидно, стоит заниматься философией, которая и есть поиск истины». (П. Гассенди)

2. «Философия – это эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).

3. «Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт).

4. «Философия легко торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» (Ф. Ларошфуко)

5. «Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов» (Ф. Ницше)

6. «Наука – это то, что вы знаете, философия – то, чего не знаете» (Б. Рассел)

7. «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия» (К. Ясперс).

Темы рефератов

1. Место и роль философии в системе культуры.

2. Философия и искусство.

3. Проблема плюрализма в философии.

4. Философия, религия, атеизм.

5. Сциентизм и антисциентизм в философии.Т

6. Философские аспекты естествознания.

7. От мифа к логосу: рождение философии.

8. Философская и научная картина мира XX века.

9. Философия и политика.

10. Личность философа (философия как образ жизни).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.009 с.)