Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Основные проблемы гносеологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задания для формирования компетенций 1. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: "...ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе – это и значит припомнить, не так ли?" а) Как называется данная теория? б) Кто был ее автором? в) Какой смысл вкладывается в "припоминание"? г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска? 2. Прокомментируйте высказывание Леонардо да Винчи: "Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы... Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?" а) Что считает Леонардо главным способом познания? б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ. 3. Прочтите высказывание Ф. Бэкона: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может". а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск? б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы? Поясните свой ответ. 4. "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням – от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы – не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами. Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…" (Бэкон Ф. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 489.) а) О каком методе познания идет речь? б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания? 5. Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона "Знание – сила". а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством? б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг? в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы? 6. Ф. Бэкон придерживался мнения, что "Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее". а) Какие логические приёмы противопоставляются Ф. Бэконом? б) Правомерно ли такое противопоставление? 7. "Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии". (Бэкон. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 488.) а) Согласны ли вы с Бэконом? б) Почему Бэкон сравнивает свой метод с пчелой? в) Подтвердите конкретными примерами тесный и нерушимый союз опыта и рассудка в науке и философии. 8. "Самое лучшее из всех доказательств есть опыт… Тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и неразумен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперед…" (Бэкон. Мир философии: В 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 488.) а) Какой способ познания отвергает Бэкон? б) Почему опыт является, по Бэкону, лучшим способом получения истины? 9. Ф. Бэкон формулирует понятия призраков, которые встречаются в ходе познания: "Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей… Назовем первый вид призраков – призраками рода, второй – призраками пещеры, третий – призраками рынка и четвертый – призраками театра". а) Какое содержание вкладывает Ф. Бэкон в понятие "призрак"? б) Какой смысл несет в себе каждый из призраков? в) Какой способ избавления от призраков познания предлагает Бэкон? 10. "Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем "разумом"… Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам… Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…" (Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660.) а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении? б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум? в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания? 11. Рассмотрите высказывание Р.Декарта: "В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие, или что мы предполагаем о них сами, но что-то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе". а) О каком методе познания говорится в данном высказывании? б) Каковы шаги данного метода? в) Какой критерий истинного знания предлагает Декарт? г) Против каких ошибок в ходе познания предостерегает Декарт? д) В чем заключается ограниченность предлагаемого метода познания? 12. Французский философ Р. Декарт считал: "Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции... Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению". а) Какое заблуждение вытекает из высказывания Декарта? б) На каких основаниях покоится столь высокая оценка дедуктивного метода? в) Какой способ мышления обнаруживается в высказывании Декарта? 13. Дидро считал, что человека в процессе познания можно уподобить "фортепиано": "Мы – инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа". а) Что неверно в такой модели? б) Как рассматривается проблема субъекта и объекта познания в этом процессе? 15. "Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя – это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, – познание самой сущности как духа… Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя" (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7.) а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении? б) Корректно ли сократовский принцип "познай самого себя" расширять до "познания самой сущности как духа"? 16. "Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания и его предмета. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль. В качестве науки истина есть чистое развивающееся самосознание и имеет образ самости, что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее. Это объективное мышление и есть содержание чистой науки". (Гегель. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 102.) а) Проанализируйте данный текст и определите, на каких мировоззренческих позициях стоит автор. б) Стоит ли автор в теории познания на принципе отражения или принципе тождества бытия и мышления? 17. Однажды Гегель на замечание, что его теории не согласуются с фактами, ответил: "Тем хуже для фактов". Как соотносятся теория и действительность? 18. По образному сравнению В. Гете: "Гипотеза – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание". Против каких ошибок в познании предостерегает Гете? 19. Прокомментируйте стихотворение Р. Тагора "Единственный вход": "Мы заблуждений страшимся, мы заперли накрепко дверь. А истина молвила: "Как же войти мне теперь?" 20. "Платон возвестил миру: "Нет большего несчастья для человека, как сделаться мисологом, то есть ненавистником разума… Если бы можно было в нескольких словах сформулировать самые заветные мысли Кьеркегора, пришлось бы сказать: самое большое несчастье человека – это безумное доверие к разуму и разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторяет: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления, найти в себе смелость «искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом". (Шестов Л. Умозрение и откровение. М., 1966. С. 238, 239.) "Задолго до Сократа греческая мысль в лице великих философов и поэтов со страхом и тревогой вглядывалась в зловещее непостоянство скоропреходящего и мучительного нашего существования. Гераклит учит, что все проходит и ничего не остается. Трагики с напряжением, равным которому мы не встречаем в мировой литературе, рисовали потрясающую картину ужасов земного бытия". (Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия. СПб., 1935. С. 90.) а) В чем видит Шестов противоположность философской традиции сциентизма и антисциентистской концепции бытия человека Кьеркегора? б) Действительно ли античная онтология заложила основы экзистенциалистской концепции бытия? в) Является ли разум "самым большим несчастьем человека", как считал Кьеркегор? Выскажите свое мнение. 21. "Как случилось, что А. Пуанкаре, который серьезно размышлял об относительности физических явлений, … упустил возможность осуществить великий подвиг в науке, обессмертивший имя А. Эйнштейна? Мне кажется, я ответил на этот вопрос, когда писал: "Пуанкаре занимал довольно скептическую позицию в отношении физических теорий, считая, что существует бесконечное множество различных логических эквивалентных точек зрения и образов, которые ученый выбирает лишь из соображений удобства. Этот номинализм, видимо, мешал ему правильно понять тот факт, что среди логически возможных теорий имеются теории, которые наиболее близки к физической реальности, ближе приспособлены к интуиции физика и более пригодны содействовать его поискам истины". (Луи де Бройль. По тропам науки. М., 1962. С. 306.) а) Каков философский смысл этого рассуждения Л. де Бройля? б) Как с позиций естественнонаучного познания соотносятся теория и объективная реальность? в) Может ли помочь физику в достижении истины о физической реальности интуиция? Объясните, как? г) Какое направление в гносеологии было ближе А. Пуанкаре? 22. "Варавка умел говорить так хорошо, что слова его ложились в память, как серебряные пятачки в копилку. Когда Клим спросил его: что такое гипотеза? – он тотчас ответил: – Это собачка, с которой охотятся за истиной" (М. Горький. Жизнь Клима Самгина). Какие свойства гипотезы определяет герой романа? 23. В курьезах науки имеет место следующий факт. Если докладчик сообщал, что все его экспериментальные результаты прекрасно подтверждают предсказание теории, то физик П. Л. Капица замечал: "Ну что ж, вы сделали хорошее "закрытие". В науке существенный шаг вперед делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений". Вскрыл ли П. Л. Капица действительное противоречие в научном познании? 24. «Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты… от утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, научных, научно-установленных фактов и эмпирически полученных обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемыми. Такие факты и такие обобщения, если не создаются временами философией, религией, жизненным опытом или социальным здравым смыслом и традицией, не могут быть ими, как таковыми доказаны… Проявление личности ученого, столь характерное и яркое для философских, религиозных и художественных построений, отходит резко на второй план…» (В.И. Вернадский «Научная мысль как планетарное мышление») Чем, по мысли В.И. Вернадского, наука отличается от философии, религии и здравого смысла? Можно ли утверждать на основании приведенного фрагмента, что наиболее доказательным автор считает эмпирический уровень науки? Свой ответ аргументируйте. Разделяете ли вы мнение В.И. Вернадского о том, что личность отходит на второй план? Разъясните свою позицию.
Темы эссе
Темы рефератов 1. Рациональное и иррациональное в познании. 2. Познание и творчество. 3. Понятие истины в современных философских концепциях. 4. Взаимосвязь языка, мышления и мозга. 5. Значение опыта в процессе познания. 6. Роль интуиции в познании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.014 с.) |