Тема 3. Античная философия: основные проблемы и идеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Античная философия: основные проблемы и идеи



Задания для формирования компетенций

 

    1. "Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем – примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездорожным и совершенным.

И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может "быть потом" то, что есть,

Как могло бы "быть в прошлом"?

"Было" – значит не есть, не есть, если "некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот – не больше его ничуть, а там вот – не меньше…

(Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. - С. 296.)

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим". (Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969–1975. Т. 1. Ч. 1. - С. 276.)

б) "Морская вода и чистейшая и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение – людям же гибель и отрава» (Там же).

3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

    Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие – это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?

5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490-430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, то мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается… что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы.

Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:

- реальны они либо утопичны?

- есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего?

- гуманны они либо антигуманны?

- есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?

7. "Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей". (Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. - С. 328–329.)

"Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…" (Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. - С. 59.)

а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

 

Темы эссе

1. «Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель).

2. «Многознание уму не научает» (Гераклит).

3. «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит)

4. «Лучше надежды образованных, чем богаство невежд» (Демокрит)

5. «Чтобы не случилось с тобой – оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием» (Марк Аврелий).

6. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

7. «Сильнее всех тот, кто владеет самим собой» (Сенека)

8. «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ)

9. «Уча других мы учимся сами» (Сократ).

10. «Смерти не следует бояться: пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет» (Эпикур)

 

Темы рефератов

1. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

2. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

3. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

6. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

7. Педагогический опыт Академии, Ликея и современное образование.

8. Философия стоицизма в Древнем Риме.

9. Философия неоплатонизма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.007 с.)