Детям младенческого и раннего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детям младенческого и раннего



ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Учебно-методическое пособие

 

 

Минск 2009

УДК 376(075.8)

ББК 74. 3я73

     0266

    Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дефектологии Академии последипломного образования при Президенте Республики Беларусь И.Н. Логинова;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики БГПУ О.В. Мамонько

 

Обухова Т.И.

    Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И.Обухова. – Минск: БГПУ, 2009. с.

 

ISBN 978-985-501-756-2.

 

    В пособии рассматриваются основные вопросы психолого-педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста с нарушением слуха. Раскрыто содержание и методика коррекционно-педагогической работы по всем направлениям развития ребенка с целью ослабления и коррекции нарушений как следствие поражения слуховой функции.

    Адресуется студентам сурдоотделения БГПУ, педагогам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, центров коррекционно-развивающего обучения. Может быть использовано для курсов повышения квалификации, переподготовки кадров, а также родителями детей нарушением слуха.

                                                                

ISBN 978-985-501-756-2.                                      УДК 376.(075.8)

                                                                                     ББК 74.3я73

 

                                                                      © Обухова Т.И., 2009

                                                                      © БГПУ, 2009 

                                                                           

ОТ АВТОРА

В реформировании системы специального образования одним из важных является вопрос об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития с первых месяцев их жизни, который рассматривается и как важнейшая задача их социализации.

Процесс социализации детей с нарушением слуха имеет свои особенности, определяемые ролью слуха в формировании социальных навыков. По определению Л.С. Выготского, нарушение слуха является по своему преимуществу недостатком социальным, так как нарушаются социальные связи личности. Более успешному решению этой проблемы могут способствовать создание определенных условий как для данной категории детей, так и для  других групп детей с особенностями психофизического развития.

В настоящее время в Республике Беларусь формируется система ранней помощи таким детям. Приоритетными задачами работы в этом направлении являются: максимально раннее выявление нарушений в развитии на основе использования адекватных диагностических методик; определение всего комплекса специальных коррекционно-развивающих задач; определение содержания, специфических методов, приемов и средств воспитания и обучения; организация особой предметно-развивающей среды для осуществления индивидуального подхода, реализации потенциальных физических и познавательных возможностей ребенка; целенаправленная подготовка родителей с целью их активного включения в оказание коррекционно-педагогической помощи своему ребенку.

О значении раннего воспитания и обучения детей с нарушением слуха для их социализации и реабилитации подчеркивалось еще передовыми сурдопедагогами с конца XIX века (Н.М. Лаговский, Н.К. Патканова, Ф.А. Рау, Н.А. Рау и др.). В 60 годы ХХ века началось систематическое изучение и обучение детей с нарушением слуха раннего возраста (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсуновкая, Э.И. Леонгард, Н.Г. Морозова и др.). В последние пятнадцать лет активно ведется разработка вопросов выявления, воспитания и обучения детей с нарушением слуха не только раннего, но и младенческого возраста (Э.И. Леонгард, Н.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.). Как свидетельствуют результаты раннего включения детей в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения, ребенок оказывается более состоятельным к овладению способами восприятия окружающего мира, способами общения, познает сферу эмоционального и социально-нравственного развития, активно включается в нее, оказывается более способным к осмыслению тех или иных жизненных ситуаций и т. д. Однако успешность этого процесса зависит от профессионального мастерства, от педагогической компетенции тех, кто оказывает помощь ребенку, от умения как осуществлять изучение психофизического развития ребенка, так и соответственно результатам изучения определять содержание коррекционно-развивающей работы.

Предлагаемое учебно-методическое пособие состоит из четырех разделов, в которых  излагается  теоретический, методический и практический материал, содержащий   специфику работы по оказанию  помощи детям  младенческого и раннего возраста с нарушением слуха. Каждый раздел включает материал диагностического содержания, направленный на психолого-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста, и материал, раскрывающий содержание и методики коррекционно-педагогической работы с ребенком в зависимости от возрастной группы.

В учебно-методическое пособие включены вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы студентов с целью активизации усвоения материала, формирования практических умений. Прилагаемый список литературы поможет студентам выполнить практические задания и расширить свои знания.

 

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.006 с.)