Методика педагогического обследования состояния слуха ребенка второго и третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика педагогического обследования состояния слуха ребенка второго и третьего года жизни



В раннем возрасте при нормальном слухе ребенок, как правило, поворачивает голову в сторону источника звука, может имитировать звук, повторить речевой стимул, воспринимать шепот на расстоянии шести метров и более.

Для исследования слуха в качестве источников звука используются шарманка, дудка, барабан и речевые стимулы: произнесение голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражаний «ав-ав» (собака), «пи-пи» (птичка) и имя ребенка. В ходе обследования регистрируются как безусловно-ориентировочные реакции на звуковые сигналы (поворот головы или глаз в сторону источника звука), так и может использоваться специальная методика. Взрослый на глазах у ребенка демонстрирует игру на шарманке, под звуки которой танцует кукла. После этого ребенку предлагается произвести действия с куклой под звуки шарманки. Если у ребенка выработан условный рефлекс на слухо-зрительной основе, взрослый начинает подавать звуки за спиной ребенка на расстоянии 6 метров и по мере необходимости приближаться к ребенку. Аналогично вырабатываются реакции на звучание других игрушек.

Для проверки восприятия речевых стимулов используются игрушки: на звучание «ав-ав» бежит собачка, на звучание «пи-пи» летит птичка. Реакции вырабатываются сначала на слухо-зрительный анализатор, а затем последовательно предъявляются на слух сначала на одно ухо, потом на второе. Сначала стимулы подаются шепотом у ушной раковины, и расстояние может меняться в зависимости от результатов, затем аналогично проводится проверка на восприятие голоса разговорной громкости, а при необходимости – и на голос повышенной громкости. Выводы о состоянии слуха делаются на основе характеристики групп детей соответственно международной классификации. Для уточнения состояния слуха при педагогическом обследовании необходимо аудиологическое обследование

Методика психолого-педагогического обследования психофизического развития детей второго года жизни

Задания, предлагаемые ребенку, построены с учетом постепенного усложнения от наиболее простых к более сложным и включают элементы обучения. Результаты обследования зависят от установления контакта с ребенком, вызывания у него интереса и понимания им инструкций.

Задания

1. «Принеси мяч». Задание направлено на установление контакта, на выявление качества ходьбы (бега). Оборудование: большой мяч. Ход обследования:  взрослый катит мяч по полу мимо ребенка и жестом предлагает ему принести мяч. Игра повторяется 2-3 раза. Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч, отдает его ребенку и предлагает ему бросить мяч, а затем принести.

2. «Каталка». Задание направлено на выявление уровня сформированности ходьбы, согласованности действий рук и ног. Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки – подвижная игрушка. Ход обследования: взрослый показывает ребенку, как можно катить каталку и предлагает ребенку сделать то же самое. Обучение: если ребенок испытывает затруднения, действие выполняется совместно со взрослым.

3. «Пирамидка». Задание направлено на выявление умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с учетом его свойств, умения действовать по подражанию. Оборудование: две пирамидки из 4–5 шаров или 5–6 колец одного размера. Ход обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на стол. Затем жестом предлагает ребенку собрать пирамидку. Обучение: в случае затруднения ребенку дается вторая пирамидка Взрослый действует со своей пирамидкой (надевает, снимает), а ребенок – со своей, действуя по подражанию. Возможны и совместные действия.

4. «Доска Сегена». Задание направлено на выявление уровня ориентировки на форму плоскостного объекта и на выявление состояния мелкой моторики. Оборудование: две доски с прорезями – одна с двумя (круг, квадрат), другая – с тремя (круг, квадрат, треугольник). Ход обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорези доски, фиксируя при этом внимание ребенка на каждой фигурке, затем перемешивает их. После этого жестом предлагает ребенку вставить фигурки в свои прорези (сначала одна доска, потом вторая). Обучение: если ребенок затрудняется, взрослый подносит круглую форму к квадратной прорези и отрицательно качает головой; потом подносит ее к круглой прорези и утвердительно качает головой (можно совместно с ребенком обвести контур фигурки и контур прорези). Затем ребенку предлагается действовать самостоятельно. При необходимости используются совместные действия.

5. «Разложи игрушки». Задание направлено на выявление уровня восприятия, то есть умение находить идентичность в предметах. Оборудование: мелкие игрушки (куколки, машинки, матрешки) по 506 штук каждой и два подноса. Ход обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса; на один помещается машинка, на другой – куколка. Взрослый жестом предлагает ребенку взять из коробки игрушки и разложить их соответственно образцам. Обучение: в случае затруднения в качестве образца на подносы ставится по две игрушки.

6. «Конструирование башни». Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию в процессе продуктивной деятельности по выявлению ориентировки в пространстве. Оборудование: восемь кубиков одного цвета. Ход обследования: взрослый дает ребенку четыре кубика, а из своих четырех строит башенку и жестом предлагает ребенку сделать то же самое. Обучение: в случае затруднения взрослый прибегает к совместным действиям, после чего предлагает ребенку снова построить башенку по подражанию.

7. «Найди картинку». Задание направлено на выявление умения соотносить реальный предмет с его изображением. Оборудование: несколько пар игрушек (кошка, собака; дом, кукла; мишка, матрешка) и соответствующие картинки. Ход обследования: взрослый поочередно достает по две игрушки, ставит их перед ребенком, затем показывает одну картинку с изображением, например, кошки и просит ребенка положить картинку к соответствующей игрушке. Если задание выполнено правильно, картинка убирается. Обучение: в случае затруднения взрослый сам подносит картинку к игрушке, показывая на нее указательным жестом. Затем выполнение предлагается ребенку. Соотнесение проводится 2–3 раза.

8. «Покатай куклу». Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию, на понимание использования вспомогательного средства. Оборудование: тележка, кукла, тесьма. Ход обследования: взрослый показывает тележку, сажает в нее куклу и катает. Затем привязывает тесьму к тележке и предлагает ребенку взяться за тесьму и покатать куклу. В случае затруднения используются совместные действия.

9. «Возьми игрушку». Задание направлено на выявление уровня понимания речи и уровня владения активной речью. Оборудование: кукла, собачка, птичка, паровоз. Ход обследования: взрослый поочередно дает ребенку игрушки и стимулирует к их называнию. Затем взрослый ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и, называя их лепетно, просит ребенка взять игрушку. Обучение: в случае затруднения первую игрушку взрослый сам называет и сам берет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.004 с.)