Нормативные показатели развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные показатели развития ребенка



Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым и неравномерным темпом развития, качественно различными периодами, имеющими существенное значение для его дальнейшего развития. Эти умения определяются как ведущие, и на них направлено воспитательное воздействие взрослого.

Ведущим в развитии ребенка является развитие зрительных, слуховых и эмоциональных реакций. Совершенствуется умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом, устанавливается связь между слуховым и зрительным восприятием. Наблюдается удержание головы в горизонтальном и вертикальном положении и упор ног. На 3 месяце жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок издает звуки (гулит), выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкиваясь при этом на игрушку. Развивается эмоциональная взаимосвязь между взрослым и ребенком (постепенно на речевое и эмоциональное воздействие взрослого ребенок начинает отвечать своими вокализациями). Эмоциональное общение становится ведущим в развитии ребенка младенческого возраста. С 4 месяца жизни совершенствуются слуховое, зрительное сосредоточение, умение слежения в любом положении (горизонтально, вертикально), устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные, двигательные взаимосвязи, развивается способность к наблюдению и общению (ребенок находит взглядом источник звука, рассматривает интересующий его предмет и т. д.). Ведущим в возрасте 4–5 месяцев является развитие движений руки: развивается акт хватания, удержания, отталкивания, притягивания и т. д. С 6 месяцев ребенок начинает производить манипулятивные действия с игрушками сначала повторные, одинаковые со всеми, а затем (с 8 месяцев) различные в зависимости от свойств игрушек. В возрасте 7–9 месяцев ребенок начинает пить из чашки, которую держит взрослый, а затем придерживать ее руками сам, держит в руке корочку хлеба. К 7 месяцам ребенок начинает овладевать ползанием, что делает его более активным, самостоятельным и ориентированным в пространстве; одновременно происходит укрепление мышц ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка. Ползая, ребенок часто встает, ходит, поднимается на горку, а к 12 месяцев уже ходит, не держась, и в разном направлении.

В период 7–9 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого: находит взглядом предмет, названный взрослым и находящийся на постоянном месте, а к 8 месяцам находит уже несколько предметов и выполняет по просьбе простые действия, типа «дай», «на», «до свидания» и т. д. К 9 месяцам ребенок находит несколько предметов, которые находятся в разных местах комнаты с помощью указательного жеста, знает свое имя, понимает слова, связанные с режимными процессами (сядь, пей, дай ручку и т. д.). К 7 месяцам ребенок произносит отдельные «свои» слоги, а к 9–10 – повторяет за взрослым новые слоги. Общение со взрослым и другими детьми ребенок сопровождает лепетом. Динамично развивается понимание речи взрослого, а некоторые слова начинают приобретать для ребенка обобщающий характер и играть регулирующую роль в его поведении.

В 10–12 месяцев под влиянием понимания речи взрослого ребенок начинает выполнять действия по показу и слову. Действия становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер; координируются движения рук, происходит переход к соотносящим действиям (закрыть, надеть, снять, положить и т. д.) и к целенаправленным отобразительным действиям с игрушками при активном участии взрослого в этом процессе. Таким образом, конец первого года жизни ребенка характеризуется как началом этапа зарождения речи, так и развития предпосылок предметно-отобразительной игры и перехода к действиям с предметами с учетом их функционального назначения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.005 с.)