Методика психолого-педагогического обследования психофизического развития ребенка третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика психолого-педагогического обследования психофизического развития ребенка третьего года жизни



При предъявлении ребенку заданий соблюдаются те же условия, что и при обследовании детей второго года жизни.

1. «Лови шарик». Задание направлено на установление контакта взрослого с ребенком, на выявление способности к слежению за движущимся предметом и на выявление состояния мелкой моторики. Оборудование: желобок, шарик. Ход обследования: взрослый кладет шарик на желобок и показывает ребенку жестом, чтобы тот ловил скатывающийся шарик. После этого желобок поворачивается и ребенку предлагается прокатить шарик, взрослый ловит. Действия повторяются 3–4 раза. Обучение: если ребенок не ловит шарик, то взрослый обучает его через совместные действия, через показ.

2. «Спрячь шарик». Задание направлено на выявление способности ребенка к ориентировке на величину через практическую деятельность, а также на наличие у ребенка соотносящих действий. Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) разных по величине шарика, но одинаковых по цвету. Ход обследования: перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине и к ним крышки, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка жестом накрыть коробочки крышками. Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает, обводя пальцем ребенка крышки и отверстия коробок. Затем ребенку предлагается действовать самостоятельно.

3. «Разбор и складывание матрешки». Задание направлено на выявление уровня ориентировки на величину предмета через практическую деятельность, на наличие соотносящих действий, на умение подражать действиям взрослого. Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки. Ход обследования: взрослый дает ребенку матрешку и жестом предлагает ее раскрыть. Если ребенок не действует, взрослый сам раскрывает матрешку, а ребенку предлагается ее собрать. Если ребенок затрудняется, взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, на глазах у ребенка раскрывает ее, обращая внимание на маленькую матрешку, и предлагает ребенку сделать то же самое. Далее, используя указательный жест, взрослый предлагает ребенку спрятать маленькую матрешку. Затем ребенок действует самостоятельно.

4. «Разбор и складывание пирамидки». Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, на наличие соотносящих и целенаправленных действий. Оборудование: одноцветная пирамидка из трех (четырех) колец. Ход обследования: взрослый жестом предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый сам разбирает пирамидку и жестом предлагает ребенку ее собрать. Если ребенок не собирает, взрослый начинает подавать ему по одному кольцу, указывая жестом, что кольцо нужно надеть на стержень. Затем ребенку предлагается самостоятельно разобрать и собрать пирамидку.

5. «Парные картинки». Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия идентичных объектов, изображенных на картинке. Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок. Ход обследования: перед ребенком кладется две предметные картинки. Точно такая же пара картинок в руках у взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит свои картинки и картинки ребенка. Затем взрослый переворачивает свои картинки, достает одну из них, предъявляет ее ребенку и просит его показать у себя такую же. В случае затруднения взрослый показывает, как надо соотносить. Используется указательный жест. Затем ребенку предлагается действовать самостоятельно.

6. «Цветные кубики». Задание направлено на выделение цвета как признака. Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (по два белых, зеленых, синих). Ход обследования: перед ребенком ставится два (четыре) цветных кубика. Ребенка просят показать такой же, какой показывает взрослый. Используется указательный жест. При затруднении взрослый подносит свой кубик к кубику ребенка, акцентируя его внимание на идентичности цвета. Затем ребенок действует самостоятельно.

7. «Разрезные картинки». Задание направлено на выявление развития целостного восприятия предметной картинки, на наличие предваряющего образа предмета. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две-три части. Ход обследования: взрослый показывает две или три части разрезной картинки и жестом предлагает ребенку сложить все части. Если ребенок неправильно соединяет, взрослый берет и кладет одну часть, предлагая ребенку дополнить остальные. При затруднениях используется целая картинка, на которую накладывается одна-две части, дополнить предлагается ребенку. После этого ребенок действует самостоятельно.

8. «Конструирование из палочек» (домик, молоточек). Задание направлено на выявление уровня развития пространственного восприятия, умения ребенка действовать по подражанию и анализировать образец. Оборудование: четыре или шесть палочек одного цвета. Ход обследования: за экраном из палочек конструируется фигура. Затем экран убирается, внимание ребенка привлекается к построенной фигуре и ребенку предлагается создать такую же. Если ребенок не справляется, взрослый строит фигурку на глазах у ребенка. Затем ребенку предлагается создать фигуру по подражанию и образцу.

9. «Конструирование из кубиков». Задание направлено на выявление восприятия объемных форм и пространственных отношений. Оборудование: два комплекта разноцветных и одноцветных кубиков (куб, призма, треугольник, прямоугольник). Ход обследования: ребенку дается набор разноцветных кубиков. У взрослого комплект таких же кубиков, но одноцветных. Взрослый на глазах у ребенка создает простую конструкцию и предлагает ребенку построить то же самое. Если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается действовать по подражанию по отдельным элементам. Далее создаются еще несколько вариантов конструкций, которые ребенок должен воспроизвести по подражанию.

10. «Достань тележку» (скользящая тесемка). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, на умение использовать вспомогательное средство. Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесьма; в другом варианте – рядом со скользящей тесемкой положена ложная. Ход обследования: перед ребенком на одном конце стола находится тележка, до которой дотянуться рукой ребенок не может. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разъединены между собой на расстоянии 50 см. Ребенку жестом предлагается достать тележку и повозить ее. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, используется прием совместных действий, а затем ребенок действует самостоятельно.

11. Для выявления состояния активной и пассивной речи используется методика, применяемая для детей второго года жизни.

Вопросы и задания

1. Охарактеризоать методику педагогического исследования слуха детей второго года жизни.

2. В чем выражается специфика методики педагогического исследования слуха детей третьего года жизни?

3. Составить схему психолого-педагогического обследования детей второго и третьего года жизни.

4. Охарактеризовать особенности балльной системы оценки результатов психолого-педагогического обследования ребенка.

 

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Основными факторами, обуславливающими развитие ребенка, его социальную реабилитации, является создание содержательной социально-образовательной среды и коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на решение задач по формированию у ребенка способности к эмоциональному и речевому общению, к умению ориентироваться в свойствах и качествах предметов, явлений, к умению воспроизводить предметные действия и т. д. Все эти задачи решаются последовательно и зависят от уровня сформированности физического, познавательного и социального развития в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Содержание и методика физического развития

Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов, от включения взрослого в этот процесс. Физические упражнения направлены прежде всего на совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, на развитие ручной и мелкой моторики.

Примерные игры-упражнения, направленные на совершенствование ходьбы.

Игра «Возьми мяч» (флажок, машинку и т. д.). Цель игры: упражнение в ходьбе по прямой дорожке (пройти по дорожке и взять игрушку, лежащую на стуле. Варианты ходьбы: между положенным канатом, выложенными кубиками, по доске и т. д.

Игра «Положи игрушку на место». Цель игры: упражнение в ходьбе по прямой с удержанием в руке предмета (предметы различные по материалу, форме, величине, весу.

Игры, направленные на совершенствование ходьбы по неровной и мягкой поверхности («Вот какой коврик», «Ах, какая лужайка»), по извилистой линии, по невысокой гимнастической доске или скамейке, по кругу, по выложенному квадрату, прямоугольнику с обходом стоящих предметов; ходьба с последующим спусканием с приподнятой доски или скамейки: «Ходьба по следам», «не задень стул», «По ровненькой дорожке», «Не наступи на канат» и т. д.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие бега  (сначала ребенок упражняется в беге совместно со взрослым, затем с его помощью, а потом самостоятельно по прямой и в разных направлениях, между двумя линиями, без предметов и с предметами в руках и т. д.). Игры: «Догони меня», «Догони мяч», «Догони мышку», «Беги ко мне», «Дай флажок кукле», «Беги ко мне» и т. д.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие движений рук и пальцев рук.

Игры: «Возьми кольцо», «Достань погремушку», «Поиграем султанчиками», «Вот какая ленточка» и др. (захват предметов одной рукой и их удержание с последующим выполнением разных действий);

Игры: «Кулачками – тук-тук, кулачками по ладошке – тук-тук», «Пальчики здороваются», «Коза – коза», «Кати – лови», «Кольцеброс», «С бей кеглю», «Прокати мяч в ворота», «Попади в кольцо», «Надень кольцо» и др. (развитие мелкой моторики, метание в цель, удержание предмета попеременно каждой рукой и двумя руками одновременно).

Примерные игры-упражнения, направленные на овладение прыжками в высоту и в длину.

Игры: «Ах, какой шарик!», «Вот, вот мяч» (подпрыгивание на носках на месте с протягиванием рук вверх, чтобы коснуться висящего предмета); «Поймай бабочку», «Лови мяч», «Возьми ленточку» (подпрыгивание на носках, слегка продвигаясь вперед и стараясь дотронуться до игрушки, которая находится выше поднятых рук).

Игры: «Привет, кукла!», «А вот и я!», «Позови меня», «Через ручеек», «Не замочи ноги», «Не сломай цветок» (перепрыгивание через линию, веревку, положенную на пол; перепрыгивание через две параллельные линии, расположенные на расстоянии 5–8 см).

Игры: «Кукла моя», «А вот флажок!», «Я – зайка!», «Ура, ура!» (прыжки двумя ногами с места как можно дальше; спрыгивание с доски высотой от пола 5–12 см).

Примерные игры-упражнения, направленные на овладение ползанием и лазанием.

Игры с обручем (пролезание через обруч); «А что там?», Достань мяч», «Шарик упал, ой-ой!», «Доползи до флажка», «Помоги кукле» (подлезание под скамейку, веревку, поднятую на высоту 25–30 см); перелезание через бревно; проползание на четвереньках 3–4 м).

Игры: «Достань флажок», «Помоги мишке», «Сними листочек», «Поздоровайся с птичкой» (лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх-вниз произвольным способом).

Подвижные игры с транспортными игрушками, направленные на развитие основных движений, равновесия и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого: «Принеси флажок», «Догони мяч» (собачку, мышку и т. д.), «Маленькие и большие», «Птички летят», «Ловля бабочек», «Поезд» и др.; игры с каталками, тележками, самолетами и т. д.; игры на подражание разным движениям: «Топни ножкой так и так», «Где твои ручки?» (пальчики), «Хлоп-хлоп ладошками, топ-топ ножками» и т. д. В процессе всех игр взрослый побуждает ребенка улыбаться, смотреть в глаза, вокализировать.

Содержание и методика развития восприятия и практического мышления

Одним из условий развития ребенка является формирование у него представлений о многообразии окружающего мира, его предметности со всеми присущими ему свойствами и функциональном назначении. Все это входит в содержание сенсорного воспитания, что составляет одну из важных сторон коррекционной работы с ребенком в условиях слуховой депривации. Важно при этом учитывать состояние внимания ребенка: фиксировать взгляд на предмете, прослеживать за его движением в разные стороны и т. д.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие внимания.

Игра «Ку-ку» (развитие концентрации и переключения внимания: ребенок ждет появления куклы (мишки, собачки и т. д.) из-за ширмы в одном и том же месте, затем попеременно в двух противоположных местах). Игра «Вот идем, вот бежим» (развитие концентрации, переключения внимания и расширение его объема); из-за ширмы появляется кукла, медленно передвигается вдоль ширмы, везя за короткую тесьму машинку; в следующих вариантах длина тесьмы увеличивается, за машиной бежит собачка, за ней – кошка. Игра «Какой игрушки нет?» (развитие концентрации внимания, его распределения и расширения объема); перед ребенком выставляется три игрушки, а второй вариант таких же игрушек ставится на другом столе, близко расположенным от первого. Взрослый использует указательный жест и эмоционально привлекает внимание к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, экран отодвигается и внимание ребенка привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый выражает удивление и предлагает ребенку найти такую же игрушку на втором столе. Игра повторяется несколько раз. Аналогичные игры можно проводить с иллюстрациями, если у ребенка уже сформирована готовность к восприятию изображения.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие познания свойств предметов и установления эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым.

Игра «Возьми вот так» (развитие тактильно-двигательного восприятия в процессе формирования координации руки и глаза при восприятии формы и величины предмета): захват предметов разной формы и величины (большие – двумя реками, маленькие – одной; широкие – всей ладонью, узкие – пальцами); перераспределение пальцев на предмете в зависимости от его формы и величины (ощупывающие движения производятся под контролем зрения).

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильно-ощупывающих движений): после предварительного обследования и без него различение на ощупь объемных геометрических форм (сначала резко различных, а затем близких по форме), игрушек; узнавание предметов резко различной формы на ощупь без зрительного контроля (обследование производит взрослый руками ребенка за экраном).

Игра «Волшебная коробка» (обведение по контуру с выделением характерных признаков): овладение тактильно-двигательным обследованием объемных и плоскостных предметов, разных по форме, величине; выбор знакомых предметов после тактильно-двигательного обследования без зрительного предъявления образца; соотнесение объемных и плоскостных геометрических форм и предметов, одинаковых по форме, но разных по величине при тактильно-ощупывающем и тактильно-обводящем восприятии со зрительной опорой и без нее.

Игра «Протолкни правильно» (соотнесение объемного с плоскостным): проталкивание в соответствующие прорези коробки кубиков разных форм и кубиков одинаковой формы, но разной величины.

Игра «Играем вместе»: соотнесение больших и маленьких шаров с кругами, кубов – с квадратами и др.; соотнесение по величине плоскостных  больших и маленьких объектов, используя приемы наложения и приложения. Игра «Ах, какая корзина!»: выбор на ощупь предметов, имеющих близкую форму (яблоко и шар, апельсин и шар, морковь и пирамидка и т. д.); образец дается на зрительной основе с включением ощупывающих и обводящих движений. Игра «Построим башенку»: выбор кубиков по форме по подражанию и образцу, отвлекаясь от признаков цвета, величины; выбор кубиков по подражанию и образцу с учетом величины, отвлекаясь от признаков формы и цвета. Игра «Найди пару»: выбор по подражанию и образцу одинаковых, резко различных и близких плоскостных форм (круги, квадраты и др.; круг-квадрат, круг – овал и др.); выбор по слову объемных и плоскостных форм; выбор по слову объемных и плоскостных объектов при выборе из двух величин. Игра «Покажи такой же шарик» (кубик и др.): соотнесение по цвету при выборе из двух (четырех) цветов. Ига «Найди место для игрушки»: классификация по цвету разных игрушек соответственно цветовому фону, а затем образцам. Игра «Назови верно»: соединение цветового признака с его названием. Игра «Встань, как я»: по подражанию ребенок меняет свое место в пространстве помещения – стоит рядом со взрослым, впереди него, сзади, близко, далеко и т. д. Игра «Достань игрушку»: захватывание рукой предметов (кубиков, шаров, ленточек и т. д.) с учетом их пространственного расположения по отношению к ребенку (справа, слева, тут, там и т. д.). Игра «Внизу – наверху»: восприятие и воспроизведение пространственных отношений между предметами по вертикали (кукла наверху лесенки, собачка – внизу и т. д.).

Примерные игры-упражнения, направленные на овладение соотносящими действиями.

Игра «Собери пирамидку»: нанизывание на стержень 3–4 колец сначала одинаковой величины, а потом разной. Игра «Сложи все мисочки»: вкладывание мисочек-вкладышей одну в другую при наборе от 3 до 4. Игра «Закрой коробочки»: закрывание коробочек крышками сначала одинаковой величины и формы, а затем – разными по форме, разными по величине. Игра «Собери игрушку»: собирание двухсоставной игрушки (матрешка, бочонок, яйцо и т. д.). Игра «По местам»: вставка в отверстия грибочков, втулок и т. д.

В содержание коррекционной работы с ребенком включаются игры, в процессе овладения которыми формируются предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления. Ребенок учится использовать предметы, имеющие функциональное назначение, а также предметы-орудия, вспомогательные средства для достижения цели. Перечень таких игр, их содержание и методика проведения представлены в учебно-методическом пособии «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха» (Т.И. Обухова, Минск, 2007).

Вопросы и задания

1. Раскрыть методику проведения игр, направленных на развитие внимания.

2. Подобрать перечень игр, направленных на развитие восприятия, соотносящих действий, практического мышления.

Содержание и методика работы по формированию речи и развитию слухового восприятия

Формирование словесной речи – одна из важнейших задач в системе коррекционно-педагогической работы. Общение ребенка на основе устной речи связано прежде всего с уходом за ним: подъем, кормление, одевание, игра и т. д. В своей речи взрослый использует только определенные слова и фразы, произносимые в одной и той же последовательности (будем кушать, сядь, ешь, вот ложка и т. д.). Через 2–3 недели ребенок в основном начинает адекватно реагировать на речевое обращение взрослого. После этого последовательность предъявляемого речевого материала меняется. Когда ребенок начинает понимать обращенную речь в этих новых условиях, можно постепенно включать новые слова. В процессе общения каждое новое слово, фраза повторяется три раза: сначала так, чтобы ребенок мог слышать и видеть губы говорящего, затем только на слух, и, наконец, все повторить на слухо-зрительной основе. Многократное произнесение одного и того же речевого материала должно быть мотивировано для ребенка, то есть речь всегда должна быть связана либо с деятельностью ребенка, либо с деятельностью взрослого. Постепенно ребенок начинает проговаривать слова вместе со взрослым и даже самостоятельно.

Кроме речевого общения с ребенком в процессе жизнедеятельности проводятся и специальные занятия по развитию речи. Материалом занятий является знакомство с названиями игрушек, животных, транспорта, действий и т. д., в виде звукоподражаний, лепетных и полных слов, обозначающих наиболее часто встречающиеся предметы, явления, действия. Весь речевой материал произносится так, чтобы ребенок видел губы, а также учился воспринимать его и на слух. Методика овладения ребенком словом (понимание и произнесение) предусматривает определенную систему работы: вначале ребенку предъявляется одно звукоподражание, например, ав-ав, которое соотносится с одним предметом (собачка), находящимся на одном постоянном месте. Когда ребенок уверенно его вычленяет, то в разных местах комнаты ставится еще несколько таких же предметов. Взрослый учит ребенка находить все предметы по их названию (ав-ав), стимулируя и к произнесению этого звукоподражания. Далее круг поиска данного предмета расширяется: на прогулке, в других помещениях и т. д. По этой же системе проводится работа по ознакомлению с названиями других объектов, действий и т. д. Постепенно начинается процесс формирования фразовой речи повествовательного и побудительного содержания типа: «Ляля упала. Ляля бай-бай. Ляля там, тут. Мяу топ, топ. Вот вода. Мама, дай. Папа, иди-иди» и т. д. Ребенок учится узнавать и называть объекты, действия, изображенные на иллюстрации. Основные способы восприятия ребенком речевого материала – слухо-зрительный, зрительный и слуховой, воспроизведения – устный (ребенок говорит так, как может). При организации игровой, предметной и другой деятельности ребенок начинает овладевать значением слов, обозначающих оценку его деятельности: так, не так, хорошо, плохо, неверно, верно и т. д. Во время прогулок ребенка учат узнавать и называть объекты и явления типа: кап-кап, би-би, пи-пи, фу-фу и т. д.

Для овладения произносительными умениями с ребенком проводятся упражнения, включающие разнообразные движения тела и его частей с одновременным произнесением заданного звука. Например, на звук «А» ребенку предлагается развести руки в стороны, на звук «У» – вытянуть руки вперед, на звук «О» – поднять руки над головой, на звук «И» – подняться на носочки с одновременным вытягиванием рук вверх. Для вызывания таких звуков, как «П», «Т», используются резкие движения в виде топанья ногами и хлопанья руками. Звуки «М» и «Н» вызываются у ребенка с использованием плавных движений рук вперед с разным положением ладоней: к себе, от себя. Вызыванию звука «В» способствуют движения, имитирующие полет самолета, звука «Л» – танцевальные движения в виде положения рук фонариками. На начальном этапе движения воспроизводятся совместно со взрослым, а затем – сопряженно. Сначала ребенок произносит звуки изолированно, а затем в слогах и словах, например: мама, папа, тут, там, Тата, вот, вата, Тома, Вова и т. д.; приближенно: тай (дай), леп (хлеб), том (дом), паа (пока) и т. д.

Примерные игры, направленные на развитие устной речи.

Игра «Позови лялю». Ребенок зовет куклу: «Иди! Иди! Привет! Хлоп! Хлоп! Вот тут! Вот там! Топ-топ! Тут-там! Пока!». Игра «Моя семья». Ребенок выбирает фотографии своих родителей и говорит: «Вот мама. Вот пап. Вот я. Тут мама. Тут папа. Тут я. Привет! Мама Тома. Папа Вова. Я Таня. Пока!». Игра «Кто в домике живет?». Ребенок подходит к нарисованным домикам, стучит в окошечко и говорит: «Кто там? Ав-ав? Кто тут? Мяу? Там пи-пи?» и т. д. Игра «Лото». Перед ребенком раскладывается несколько картинок с изображением собачки, птички, кота, машины, спящей куклы, упавшей куклы; у взрослого такой же набор картинок. Взрослый последовательно предъявляет свои картинки, а от ребенка требуется найти аналогичные у себя и назвать.

Речевое развитие ребенка, как и познание им многих свойств окружающих его явлений и объектов, в значительной степени зависит от реализации его потенциальных слуховых возможностей. Ребенка необходимо прежде всего научить ощущать звуки, то есть выработать реакцию на наличие звукового раздражителя. Восприятие осуществляется как с использованием индивидуального слухового аппарата, так и без него сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе. Источниками звука являются прежде всего разного характера неречевые стимулы в виде бытовых шумов, звуков природы, музыкальных игрушек, музыкальных мелодий: звонок, падающий предмет, лай собаки, звучание барабана, бубна, пианино и т. д. Звуки подаются от более интенсивных ко все менее интенсивным, от более различаемых ко все более близким. Ребенок, ощущая, выполняет различные игровые задания: прокатывает шарик, машет флажком, бросает шарики в коробку, ищет картинку с изображением птички, собачки и т. д. Звуки, которые ребенок научился ощущать, даются ему для различения сначала при выборе из двух, затем трех и т. д. ответные реакции ребенка – показ объекта, картинки, воспроизведение определенных действий (на звучание барабана топает, бубна – хлопает, мелодии вальса – плавно двигается и т. д.). По возможности ребенок имитирует звуки, называет источники.

Развитие речевого слуха опирается на тот опыт, который ребенок приобретает при восприятии неречевых звучаний. В качестве речевых стимулов используется тот речевой материал, который является содержанием работы по формированию устной речи. Обучение включает слухо-зрительное, зрительное и слуховое восприятие и проводится в игровой форме. Примерные игры: «Похлопаем в ладоши»: перед ребенком выставляются игрушки; ребенок и взрослый хлопают в ладоши при правильном восприятии ребенком названной взрослым той или иной игрушки (аналогично проводится игра с набором картинок; ответная реакция – ребенок вместе с мишкой топает ногами). «Ищи»: при восприятии названной игрушки ребенок ищет ее в комнате. «Чудесный мешочек»: ребенок ищет на ощупь в мешочке названный предмет, дубликаты которых находятся перед глазами ребенка. «Что хочет кукла?»: кукла на ушко говорит взрослому, какую игрушку она хочет; взрослый говорит ребенку, какую игрушку назвала кукла; если ребенок правильно выбирает игрушку и дает ее кукле, все вместе радуются. «Покатаем на машинке»: ребенок укладывает на машинку все игрушки, которые назвал взрослый, и катает их. «Подложи картинку к игрушке»: ребенок по мере восприятия названной картинки подкладывает ее к соответствующей игрушке.

Вопросы и задания

1. Раскрыть особенности формирования предпосылок к развитию речи ребенка как средства общения.

2. Охарактеризовать содержание и методику работы по формированию речи на специально организованных занятиях с ребенком.

3. Охарактеризовать программу работы с ребенком по развитию слухового восприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.046 с.)