Практическое занятие № 73. Договор перевозки груза . Транспортная экспедиция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 73. Договор перевозки груза . Транспортная экспедиция



Цель занятия: определить понятие договора перевозки груза, договора транспортной экспедиции

Организационная форма занятия: семинар

В результате изучения темы студент должен:

Знать: понятие, сущность и значение договора перевозки груза, договора транспортной экспедиции; современные тенденции законодательного регулирования договора перевозки грузов,договорв транспортной экспедиции;

Уметь: принимать решения, в том числе совершать юридические действия в рамках договора перевозки грузов; толковать и применять гражданско-правовые нормы в практической деятельности, выявлять нарушения норм, в области регулирования договора перевозки грузов;

Владеть: навыками работы с нормативно-правовыми актами, учебной и научной литературой, навыками анализа судебной практики (ОПК-1, ПК-1, ПК-4).

Актуальность темы обусловлена дискуссионностью ряда вопросов по изучаемой теме, их практической востребованностью и значимостью, объективно существующей потребностью анализа законодательства и научной литературы, наличием противоречий в судебной практике.

Теоретическая часть

Договор перевозки груза - это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Стороны договора - отправитель груза и перевозчик.

Предмет договора - деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785 ГК РФ).

Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.

В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.

Размер провозной платы в обычном договоре перевозки по общему правилу устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ст. 790 ГК РФ).

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении в основном ничтожны (ст. 793 ГК РФ).

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Договор транспортной экспедиции консенсуальный, возмездный и двусторонне обязывающий. Стороны договора - экспедитор и клиент. В роли экспедитора может выступать и сам перевозчик. Предмет договора - выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение простой письменной формы договора транспортной экспедиции не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора ссылаться на свидетельские показания. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации (ст. 804 ГК РФ).

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание договора перевозки грузов: предмет, цена, срок.

2. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов.

3. Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов.

4. Порядок и сроки предъявления претензий и исков по перевозкам грузов.

5. Понятие, значение и правовая характеристика договора транспортной экспедиции.

6. Содержание договора транспортной экспедиции: предмет, цена, срок.

7. Права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции.

8. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции.

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

Задание 1. В письменной форме выделить особенности договора перевозки грузов различными видами транспорта.

Задание 2. Составьте таблицу «Ответственность по договору транспортной экспедиции».

 

Задание 3. Решите задачу. Торговая фирма «Дары природы» получила от кооператива «Янтарь» вагон с дынями. Из-за нарушения температурного режима и сроков доставки дыни в пути испортились. Фирма предъявила претензию железной дороге об уплате стоимости испорченных дынь, неполученной прибыли, на которую фирма рассчитывала от реализации дынь, расходов, связанных с рассортировкой и реализацией брака, а также штраф за порчу дынь.

Подлежат ли требования фирмы удовлетворению? Обоснуйте ответ.

Задание 4. Решите задачу. При согласовании проекта договора торговой фирмы со специализированным объединением автотранспорта на транспортно-экспедиционное обслуживание возникли разногласия по ряду пунктов. Объединение настаивало на включении в договор следующих условий:

- экспедитор не производит доставку скоропортящихся грузов;

- экспедитор осуществляет доставку грузов по избранному им маршруту;

- торговая фирма осуществляет погрузку и выгрузку товаров на своих складах самостоятельно и после выгрузки груза очищает автотранспортные средства и разгрузочные контейнеры.

Считая эти предложения неприемлемыми, фирма в свою очередь предложила предусмотреть в договоре, чтобы экспедитор:

- проверял количество и качество перевозимого груза;

- производил укрупнение мелких отправок;

- давал клиенту справки о движении груза, прибывшего на железнодорожную станцию в адрес клиента.

Объединение полагало, что данные пункты выходят за рамки установленных в нормативном порядке обязанностей экспедитора.

Как должен быть решен спор? Обоснуйте ответ.

 

Повышенный уровень:

Задание 1. Решите задачу.Козлов отправил багаж, объявив его ценность. При получении прибывшего на станцию назначения багажа было установлено, что вместо отправленных Козловым вещей в упаковке оказались никому не нужные предметы. Это обстоятельство было удостоверено коммерческим актом, составленным на станции назначения. Козлов предъявил к железной дороге иск о взыскании фактической стоимости утраченного багажа, представив товарный чек, согласно которому действительная стоимость утраченных вещей ровно в два раза превышала указанную Козловым ценность багажа.

В каком размере железная дорога отвечает за утрату груза и багажа? Изменится ли решение, если багаж сдан Козловым без объявления ценности? К какой дороге (отправления или назначения) предъявляется требование о возмещении стоимости утраченного груза и багажа?

Задание 2. Решите задачу.Универмаг «Юго-западный» получил контейнер с обувью от производственного объединения «Скороход». Контейнер прибыл без явных следов повреждения, с исправными пломбами грузоотправителя. Однако при вскрытии контейнера оказалось, что количество коробов, в которые была упакована обувь, меньше количества коробов, указанных в железнодорожной накладной. Кроме того верхние коробки оказались подмоченными, а обувь, находящаяся в них, испорченной. По поводу недостачи и порчи обуви был составлен коммерческий акт. Универмаг обратился 10 мая с претензией к железной дороге по поводу недостачи и порчи груза. Железная дорога на претензию не ответила, так как считала, что за недостачу и порчу груза должен отвечать грузоотправитель. Не получив ответа на претензию, универмаг 20 октября обратился с иском в арбитражный суд к железной дороге – ответчику и к производственному объединению – соответчику. Железная дорога иска не признала, ссылаясь на то, что погрузка обувь осуществлялась производственным объединением «Скороход», который и несет ответственность за сведения, указанные в накладной, а также за порчу груза, так как он обязан был определить при его погрузке пригодность контейнеров в техническом и коммерческом отношении. Соответчик - производственное объединение «Скороход» также иска не признал, ссылаясь, в частности, на то, что в момент погрузки контейнер был в исправном техническим состоянии и никаких щелей не было видно.

Сформулируйте и обоснуйте требования и возражения сторон. Какое решение должен вынести суд?

Задание 3. Решите задачу. Копытин по договору транспортной экспедиции, заключенному с предпринимателем Воздуховым, обязался перевезти его груз из Москвы в Ставрополь по железной дороге с 15 по 30 июня. В договоре была указана стоимость перевозки груза в соответствии с тарифом. Воздухов выдал Копытину требуемую сумму денег. При оформлении договора перевозки груза 20 июня выяснилось, что цена перевозки груза с этого дня повысилась на 20%, и Копытин оплатил разницу из личных средств. После выполнения договора он потребовал от Воздухова возвратить доплаченные им деньги. Но Воздухов отказался, мотивируя это тем, что доплата за перевозку была вызвана нерасторопностью Копытина, то есть ненадлежащим исполнением договора, повлекшим дополнительные расходы.

Кто прав в этом споре: экспедитор – Копытин, или клиент – Воздухов, и почему?

Задача 4. Решите задачу. Краевое транспортно-экспедиционное агентство заключило договор с архитектурным управлением Ставропольского края о выполнении вспомогательных операций, связанных с перевозкой грузов: оформление накладных на отправляемые грузы, оформление прибывшего груза, производство расчета со станцией назначения. В марте 1999 г. на товарную станцию прибыли вагоны с грузами для архитектурного управления. Железная дорога уведомила об этом грузополучателя и потребовала незамедлительно разгрузить прибывшие вагоны и вывезти груз со станции, чтобы освободить подъездные пути для грузов, прибывших на станцию для других грузополучателей. Архитектурное управление отказалось вывозить грузы, прибывшие в его адрес, заявив, что по договору транспортной экспедиции эта обязанность лежит на экспедиторе. Последний осуществил разгрузку и вывоз грузов, но сделал это с нарушением сроков.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Гражданское право. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник / С.С. Алексеев [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2017. — 512 c. — 978-5-8354-1330-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66007.html

2. Гражданское право. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник / О.Г. Алексеева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2017. — 544 c. — 978-5-8354-1336-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66008.html

3. Гражданское право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили [и др.]. — 5-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 717 c. — 978-5-238-02766-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71181.html

4. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. - Москва: Статут, 2016. - Т.1. - 511 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-1235-8 (т. 1). - ISBN 978-5-8354-1234-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453039

5. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. - Москва: Статут, 2016. - т. 2. - 528 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-1236-5 (т. 2). - ISBN 978-5-8354-1234-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453045

Дополнительная литература:

1. Гражданское право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Т. 1, Обшая часть. Введение в гражданское право. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2016. – 623 с. – (Бакалавр. Магистр). – Гриф: Рек. УМО.– Прил.: с. 595-622. – ISBN 978-5-9916-6880-4. – ISBN 978-5-9916-6839-2

2.Гражданское право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Т. 3, Особенная часть. Абсолютно-правовые формы, Кн. 1, Формы отношений принадлежности вещей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2015. – 320 с. – (Бакалавр. Магистр). – Гриф: Рек. УМО.– ISBN 978-5-9916-4941-4. – ISBN 978-5-9916-4989-6

3.Гражданское право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Т. 3, Особенная часть. Абсолютно-правовые формы. Кн. 2. Права исключительные, личные и наследственные. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2015. – 444 с. – (Бакалавр. Магистр). – Гриф: Рек. УМО.– Прил.: с. 375-443. – ISBN 978-5-9916-4941-4. – ISBN 978-5-9916-4990-2

4.Гражданское право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Т. 4, Особенная часть. Относительные гражданско-правовые формы. – Москва: Юрайт, 2015. – 1086 с. – (Бакалавр. Магистр). – Гриф: Рек. УМО.– Указ.: с. 1042-1085. – ISBN 978-5-9916-2257-8. – ISBN 978-5-9916-3865-4

5.Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Юридический факультет, Кафедра гражданского права; отв. ред. Е.А. Суханов. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Статут, 2015. - Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. - 958 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-0592-3. - ISBN 978-5-8354-1000-2 (т. I); То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452474

6.Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Юридический факультет, Кафедра гражданского права; отв. ред. Е.А. Суханов. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Статут, 2015. - Т. 2. Обязательственное право. - 1208 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8354-0592-3. - ISBN 978-5-8354-1001-9 (т. II); То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452473

Интернет-ресурсы:

1. http://www.consultant.ru/ - Правовой сайт "Консультант плюс"

2. http://www.msu.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова)

3. http://law.edu.ru/ (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал) 

4. http://www.pravo.ru/ (Справочно-правовая система Российское законодательство и судебная практика в свободном доступе)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.86 (0.027 с.)