Организационно-экономический механизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-экономический механизм



ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Организационно-экономический механизм реализации проекта – это форма взаимодействия участников проекта. Формирование его в составе проектных материалов происходит уже на первых этапах разработки проекта. В общем виде такой механизм включает:

· нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;

· обязательства участников в связи с выполнением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств, санкции за их нарушение;

· систему управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающую синхронизацию действий участников, защиту интересов каждого из них;

· условия финансирования инвестиций, меры по взаимной поддержке участников и меры государственной поддержки (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей, налоговых льгот и т. п.);

· особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками;

· особенности учетной политики каждого предприятия-участника.

Информация об организационно-экономическом механизме важна при экспертизе проекта, оценке его реализуемости и эффективности. Без нее вообще возникает сомнение в реализуемости проекта, в осуществимости ряда необходимых действий, способах урегулирования взаимоотношений.

В ходе разработки проекта обычно сопоставляется несколько альтернативные вариантов. Разные варианты проекта могут различаться не только технико-эксплуатационными параметрами, но и организационно-экономическим механизмом его реализации. Поэтому, если рассматривать проектирование как процесс выработки лучшего варианта проекта, то оно должно предусматривать и проработку различных вариантов организационно-экономического механизма, наиболее рациональный из которых будет принят к реализации и затем закреплен и конкретизирован в уставных документах и договорах между участниками.

Варианты организационно-экономического механизма реализации проекта могут различаться также предметом залога, приоритетом отдельных условий займов, возможностями использования специальных цен для взаиморасчетов между участниками, способами распределения затрат.

Результаты оценки эффективности проекта, обоснование целесообразности выделения финансовых средств рекомендуется представлять в составе проектных материалов в форме отдельного документа (например, в виде инвестиционного бизнес-плана). Для обоснования размеров, сроков и форм государственной поддержки в таком документе должны приводиться расчеты эффективности, подтверждающие, что:

· реализация проекта отвечает целям и интересам государства и общества;

· предлагаемые меры поддержки обеспечивают согласование интересов участников;

· альтернативные варианты проекта являются менее эффективными, неэффективными или вообще нереализуемыми.

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН

3.4.1. Роль бизнес-плана в проектировании

Бизнес-план специфическая форма планирования, содержащая информацию об объекте, субъекте и комплексе мер, направленных на решение определенной производственной, коммерческой или социальной задачи. Выполняет несколько функций, в том числе представительскую, оценочную, рекламную. Поставленная в бизнес-плане цель увязывается с необходимыми ресурсами, в первую очередь финансовыми, источниками и условиями их получения. Это не исключает, однако, ситуаций, когда разрабатываются бизнес-планы отдельных организационных, коммерческих, маркетинговых замыслов, реализация которых не требует (или требует в ограниченном объеме) финансовых средств.

Инвестиционный бизнес-план объекта реальных инвестиций представляет собой компонент проектных материалов в форме документа, в котором кратко в общепринятой последовательности излагаются возможности и характеристики проекта, необходимые для его осуществления условия и действия, оценивается эффективность используемых ресурсов[2].

Цели разработки бизнес-планов:

·  дать целостную оценку перспектив проекта в виде системы качественных и количественных показателей;

·  привлечь внимание и обеспечить поддержку со стороны потенциальных инвесторов;

·  получить ценный опыт планирования ресурсного, маркетингового и организационного обеспечения проекта;

·  охарактеризовать организационные условия реализации проекта и способность руководства управлять этим проектом.

Бизнес-план, как никакой другой из планов предприятия, имеет внешнюю направленность, так как одна из его основных целей - обосновать и показать привлекательность проекта для потенциальных инвесторов. Но в то же время инвестиционный бизнес-план является, как любой плановый документ, программой действий для предприятия, реализующего проект. Поэтому нередко бизнес-план инвестиционного проекта составляется в двух вариантах: краткий – для внешних пользователей, развернутый – для внутреннего употребления.

По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих результатах и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намечаемых мероприятий, а также выполнять функции рекламы.   Бизнес-план опирается на:

· всесторонний анализ результатов производственно-хозяйственной, коммерческой и организационной деятельности предприятия и его окружения;

· конкретный инвестиционный проект предоставления определенных услуг или выполнения работ;

·  изучение конкретных экономических, финансовых и организационных механизмов, используемых в России и за рубежом.

В условиях перехода к рынку в Российской Федерации сложилось многообразие бизнес-планов. Они могут отличаться по сфере приложения, масштабам инвестиций, степени сложности и т.п. Бизнес-план инвестиционного объекта может входить в состав инвестиционного проекта, заменять инвестиционный проект или включать несколько проектов, объединенных единой программой.

Для сложных объектов реального инвестирования предприятий транспорта за основу бизнес-плана принимаются материалы технико-экономического обоснования технического проекта. Однако нередко разработка бизнес-плана может предшествовать технико-экономическому обоснованию проекта. Бизнес-план может быть альтернативой ТЭО на этапе предварительной подготовки проекта, заменять ТЭО некрупного локального проекта, служить его итоговым компактным документом.

3.4.2. Этапы разработки бизнес-плана

Этапы разработки бизнес-плана в обобщенном виде можно представить как сочетание последовательных шагов.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников организационно-методической информации. Ими могут стать: учебники по бизнес-планированию; правительственные документы; фирмы по управленческому консультированию, аудиторские фирмы; отраслевые издания.

Второй шаг определение и четкое формулирование целей разработки бизнес-плана. Цели определяются перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Важно подчеркнуть, что внешние и внутренние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан добротный и качественный план.

Третий шаг определение целевых пользователей (читателей) бизнес-плана. Чем более широк круг пользователей, особенно внешних, тем более полным по содержанию должен быть план. Так, использование заемных средств для финансирования инвестиций определяет необходимость выполнения представительного анализа уровня доходности, обоснования доли финансирования из разных источников, определения приемлемых условий предоставления кредитов, обоснования ставки дисконта и пр.

Четвертый шаг установление общей структуры документа. Бизнес-план может включать разделы: описание услуг (работ), их объема и структуры; оценка уровня конкуренции и выбор конкурентной стратегии; план маркетинга; пользователи объекта и условия пользования (включая аренду и уровень арендной платы); изменение условий безопасности плавания и ведения бизнеса; нагрузка на природную среду; страхование; правовые аспекты строительства и использования объекта инвестиций; финансовый план и оценка риска; резюме; приложения. Резюме готовится по результатам выполнения всех разделов, но помещается в начале бизнес-плана.

Пятый шаг разработки бизнес-плана предполагает сбор, обработку и подготовку для использования широкого круга информации производственного, финансового, экономического, экологического и иного характера.

Шестой шаг подготовка материалов по содержанию разделов плана, выполнение оценочных расчетов, анализ полученных результатов, подготовка текста бизнес-плана.

Руководство предприятия может считать в определенных обстоятельствах допустимым и оправданным совершение следующего шага предложить готовый бизнес-план для рассмотрения компетентным (но не заинтересованным) лицам для оценки его на основе конструктивной критики.

Наконец, если бизнес-план отклонен, следует выполнить содержательный анализ для определения причин отклонения. Бизнес-план может быть переработан и уточнен за исключением того случая, когда выбраны заведомо нереальные ориентиры.

3.4.3. Содержание инвестиционного бизнес-плана

Состав и степень детализации бизнес-плана транспортного объекта определяются многими соображениями, значительная часть которых была рассмотрена в составе признаков классификации объектов инвестирования и инвестиционных проектов. В первую очередь это назначение и комплексность объекта, его масштабность, степень новизны, схема финансирования, теснота связи (влияния) объекта с величиной доходов и расходов предприятия, этап разработки проекта.

Например, бизнес-план строительства или реконструкции транспортно-технологического перегрузочного комплекса в порту, подходного канала, модернизации крупного транспортного судна или ледокола и подобных объектов, по которым можно выделить объем целевой отдачи (работ или услуг), величину доходов и расходов должен быть представлен наиболее полно как по разделам, так и по степени детализации содержания разделов.

Бизнес-план отдельных элементов комплекса, в том числе выполняющих вспомогательные функции – охранные, противопожарные, обслуживающие и т.п. – выполняется в сокращенном виде, разработка части разделов бизнес-плана по ним не имеет смысла в силу своей специфики и невозможности выделения денежных потоков. Это положение справедливо и по отношению к содержанию бизнес-планов проектов, финансируемых только за счет собственных средств предприятия, при бизнес-планировании на первых этапах разработки бизнес-идеи и инвестиционных возможностей, для бизнес-планов некрупных объектов или объектов, строительство которых намечается осуществить по типовому проекту. Перечень подобных условий на транспорте достаточно широк и в ряде случаев их совокупность делает разработку бизнес-плана нецелесообразной.

Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта, намечаемого для реализации в морском порту, может быть представлено в следующем виде.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

· Полное наименование и организационно-правовая форма предприятия

· Почтовый адрес предприятия, телефон, факс

· Название документа

· Дата согласования

· Фамилия, имя, отчество руководителя, телефон

· Меморандум о конфиденциальности

1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (РЕЗЮМЕ)

· Общая цель проекта, его целевая отдача (работы, услуги).

· Форма осуществления инвестиций – новое строительство, приобретение готового или эксплуатируемого объекта, техническое перевооружение, реконструкция или расширение действующего объекта и т. п.

· Степень разработанности инвестиционного проекта.

· Общий потребный объем инвестиций, в том числе в российской и иностранной валюте.

· Размер уставного капитала.

· Период осуществления инвестиций, время ввода объекта (очередей) в эксплуатацию.

· Проектируемый срок эксплуатации объекта.

· Эффективность инвестиционного проекта: чистая прибыль, срок окупаемости, уровень доходности.

· Государственное регулирование данного вида деятельности Правовые нормы.

2. ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

· Общие и конкретные цели инвестиционного проекта, стратегические задачи.

· Описание целевой отдачи объекта, объемы работ (услуг), новизна, качественный уровень и прогрессивность.

· Месторасположение объекта.

· Стадия разработки проекта – идея, предварительный проект, окончательный проект, рабочие чертежи.

· Потребный объем инвестиций, инвесторы, доля каждого инвестора в финансировании проекта.

· Период осуществления проекта, сроки производственного использования (эксплуатации).

3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ, ОТРАСЛИ

· Объем и структура спроса на данные виды работ, услуг.

· Описание недостатков предлагаемых на рынке работ, услуг.

· Степень удовлетворения спроса по объему и структуре, динамика.

· Уровень предоставляемого сервиса, тенденции развития – скорость доставки, регулярность, сохранность, время.

· Уровень безопасности деятельности (риска) – навигационный, пожарный, экологический, санитарный и пр.

· Конкуренты, слабые и сильные стороны их деятельности.

· Возможности появления новых конкурентов.

4. ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В ЦЕЛЕВОЙ ОТДАЧЕ ОБЪЕКТА

· Наименование предлагаемых работ, услуг, их отличительные качественные особенности.

· Общий объем и структура работ, услуг предприятия, положение на рынке.

· Конкурентноспособность работ, услуг, в том числе по цене, уровню сервиса, времени доставки, партионности и пр.

· Регулярность предоставления работ, услуг.

· Нормы обслуживания.

· Возможность дальнейшего совершенствования работ, услуг.

5. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

· Основные потребители работ, услуг.

· Требования к объемам и качеству работ, услуг. Колебания потребностей.

· Меркетинговые посредники, требования к качеству их деятельности.

· Политика цен на разных этапах реализации проекта.

· Стратегия и методы привлечения клиентуры, в том числе ценовая политика и цены на конкретные виды работ, услуг, снижение продолжительности их выполнения и т. п.

· Реклама, ее организация, затраты на проведение.

6. МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ, УЧАСТОК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

· Идентификация месторасположения и характеристика выбранного участка с учетом:

- воздействия на экологическую ситуацию в регионе,

- социально-экономической политики властей,

- имеющейся социальной и производственной инфраструктуры,

- природных условий.

· Расчет основных затрат, связанных с местоположением и освоением участка.

· Обоснование выбора и критический анализ аспектов местоположения и участка.

7. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТА

· Технология и организация работ, услуг на проектируемом объекте.

· Этапы освоения производственной мощности.

· Расчет объема целевой отдачи по этапам освоения.

· Пользователи объекта, условия пользования, в том числе аренды, технического обслуживания.

· Необходимые резервы провозной и пропускной способности.

· Система поставок топлива, материалов.

· Цены на работы, услуги, ставки арендной платы и пр.

· Затраты (себестоимость) выполнения работ, услуг.

· Ожидаемые доходы от реализации работ, услуг, сдачи в аренду и пр.

8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

· Сведения о партнерах-участниках проекта.

· Возможности самостоятельной реализации проекта.

· Требования к строительным организациям.

· Контроль качества.

· Организационные структуры управления по этапам реализации проекта.

· Руководящий состав (команда).

· Календарный план строительства.

· Капитальный бюджет инвестирования.

· Комплектация и обеспечение подготовки кадров для эксплуатации объекта.

9. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

· Формы собственности, доли участников, их правовой статус.

· Система подчиненности при эксплуатации имущества государственной собственности.

· Государственное регулирование намечаемого вида деятельности и эксплуатации объектов подобного назначения, пределы административного вмешательства.

· Необходимость приобретения лицензий, инноваций, прав пользования и т. п.

10. ОЦЕНКА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ

· Виды рисков: стихийные, военные, трудовые, финансовые и пр.

· Формы проявления рисков: задержка строительства, задержка срока ввода объекта в эксплуатацию, превышение стоимости объекта, невыход на проектную мощность (производительность), аварии и т. п.

· Оценка вероятности рисков, выделение значимых.

· Разработка мер по снижению рисков, минимизация возможных потерь.

· Страхование рисков: внешнее, внутреннее.

· Создание страхового фонда.

11. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

· График капитальных затрат.

· График инвестиций.

· Источники финансирования, формы участия в финансировании инвестиций.

· Условия кредитования.

· План доходов и расходов. Налоги. Льготы.

· Потоки реальных денежных средств от инвестиционной, эксплуатационной и финансовой деятельности.

· Оценка финансовой реализуемости проекта.

· Интегральные показатели оценки общественной, коммерческой, бюджетной эффективности проекта.

· Эффективность проекта для акционеров.

· Заключение:

- вероятность осуществления проекта,

- уровень эффективности проекта,

- главные достоинства проекта,

- меры по обеспечению устойчивости проекта.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Исходные данные, лицензии, контракты, сертификаты, экспертные заключения и оценки и т. п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.082 с.)