Модели коммуникационного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели коммуникационного процесса



В настоящее время, существует множество моделей процесса коммуникации. Эффективному руководителю, не обязательно знать их все, но существуют базовые модели коммуникативного процесса.

Модель Лассуэла. Основная причина возникновения, и применения данной модели, является необходимость структурировать, разделить этапы коммуникационного процесса, на отдельны области анализа и изучения.

В сущности, данная модель используется для анализа ответов на вопросы: "Кто отправляет сообщение?", "По какому каналу?", "Какой был получен эффект?". Данная схема, показывает взаимосвязь элементов коммуникации.

С помощью такой модели, можно выявлять и прогнозировать различные помехи, затруднения в процессе коммуникации.

Модель Лассуэла оказалась наиболее приемлемой и на её основе, в дальнейшем, различные ученые продолжали исследования процесса коммуникации. Так, Р. Брэддок, дополнил модель Лассуэла - он добавил в процесс коммуникации, ещё два дополнительных этапа. Брэддок выделил то, что условия, в которых протекает коммуникативный процесс, а так же цель, с которой возникает процесс коммуникации - виляет на коммуникативный эффект. Для ранних коммуникативных моделей, в том числе и для данной модели, характерна особенность, которая заключается в предположении того, что процесс коммуникации в большинстве случаев, используется как средство убеждения.

Модель Шеннона - Уивера. Данная модель, так же рассматривается как односторонний процесс, но в отличии от модели Лассуэла, предусматривается наличие барьеров, как элемент коммуникационного процесса.

Суть этой модели, заключается в изучении влияния барьеров коммуникации, на производимый от взаимодействия эффект.

Изучение этой модели выявило, что отправленное сообщение, и сообщение полученное, не всегда имеет один и тот же смысл: содержит исходную информацию. Такое явление возникает вследствие влияния на процесс коммуникации барьеров. Одной из главных задач и принципов этой модели, это снижение таких преград, и облегчение процесса обмена информации. Обратная связь, не учитывается в данной модели, она предусмотрена как односторонний процесс. В данной модели коммуникации, внимание акцентируется не на качестве коммуникативного процесса, а именно на количестве информации. Шум, как один из барьеров коммуникативного процесса, выявили именно с помощью данной модели. Человеческий фактор, в данной модели носит опосредованный характер. Конкретно, человек в данной модели коммуникации, выступает лишь как "отправитель" или как "приемник" информации.

Модель Дефлюера. В отличии от модели Шеннона - Уивера, данная модель предполагает наличие обратной связи в коммуникационном процессе.

В общем, концепции и идеи этих двух моделей похожи, но здесь учитывается эффект не только от самого процесса коммуникации как одностороннего процесса, а ещё и эффект от обратной связи.

Данная модель, учитывает один из главных недостатков модели Шеннона - Уивера, которые заключался в отсутствии обратной связи. В такой модели, цепочка коммуникативного процесса была замкнутой, коммуникативный процесс заканчивался до образования обратной связи.

Именно Дефлюер доказал значение и важность наличия фактора обратной связи. Он показал, что обратная связь позволяет улучшить процесс коммуникации, настроить процесс коммуникации.

Модель Дефлюера, учитывает не только движение информации до получателя, но эффект обратной связи, получение информации уже самим получателем. Движение информации учитывается, как и к получателю, так и в обратную сторону под воздействием различных факторов, возможно искажающих информацию. Изучение этой модели, помогло определить, и установить, что факт наличия обратной связи, влияет на качество сообщения, и коммуникации в целом. Данная модель показала, что процесс коммуникации является не только односторонним процессом, и может носить разные характеры использования.

Модель Осгуда - Шрама. Согласно данной концепции, важнейшим этапом в построении коммуникативного процесса, является кодировка сообщения.

Данная модель предполагает, что осуществление эффективного коммуникативного взаимодействия возможно лишь тогда, когда получатель способен декодировать полученную информацию полностью.

Данной моделью, предполагается, что отправитель и получатель сообщения, имеют похожую логику, и могут понимать друг друга. Между участниками коммуникации, присутствует общий смысл, вследствие чего, обе стороны могут принимать, правильно расшифровывать информацию, и её интерпретировать. Наличие факта обратной связи, согласно этой модели, является сигналом того, что получатель правильно декодировал и понял информацию.

Модель Романа Якобсона. Концепция данной модели, заключается в построении речевого коммуникативного процесса на основе шести функция языкового общения. Код, контакт, сообщения и контекст - являются средствами взаимодействия отправителя, инициатора коммуникативного процесса и получателя информации.

Такие формы взаимодействия, имеют непосредственное отношения к функциям языка. Экспрессивная языковая функция, показывает изменения смысла постигаемой информации, в зависимости от эмоционального состояния отправителя информации.

Согласно данной идеи, одна и та же информация, может иметь разный смысл в зависимости от эмоционального окраса, и способа высказывания. Метаязыковая функция, позволяет дать значение слову, не называя самого слова, например через его описание, или с помощью объяснений. Фактическая функция, акцентирует внимание на самом процессе коммуникации, не вдаваясь в подробности информации содержащейся в сообщениях. Риторическая функция, основывается на том как выглядит сообщение, и то на каком мете оно находится в процессе коммуникации, не беря в учет смысл и содержание данного сообщения.

Модель Лазарсфельда. Эта модель содержит идеи о концепции двухступенчатого коммуникативного процесса.

Суть данной идеи, заключается в том, что при передаче информации "третьим лицам", они может сильно исказиться, потерять первоначальный смысл. Поступающая информации искажается в ходе её движения от второго звена коммуникативного процесса, к третьему.

В настоящее время, данная модель является самой распространённой в обществе.

Концепция модели основывается на многоступенчатом потоке коммуникации. Было выделено то, что в процессе общественной коммуникации, прямого воздействия на аудиторию - не происходит. Воздействие на общество, происходит вследствие отдельных межличностных коммуникаций. Другими словами, поступающая информация, изначально распределяется на "лидеров мнений". Впоследствии такие "лидеры" распространяют такую информацию, уже среди своей социальной группы. Вследствие такого многоступенчатого коммуникационного процесса, изначальная информация зачастую сильно искажается, и так же может потерять первоначальный смысл.

Очень часто, вследствие этого факта, эффективность проводимых общих информативных собраний в организации - часто очень низкая, и не оправданная. С другой стороны, собрать всех сотрудников компании одновременно - фактически невозможно. Выходом из такой ситуации, является построение таких коммуникативных каналов, которые обеспечили бы доведение важной информации до каждого сотрудника. Использование различных баз данных (о которых говорилось выше), других технических средств, внутренней интернет сети организации, и так далее - всё это улучшает эффективность коммуникационного процесса, и помогает избежать лишних искажений информации вследствие её многоступенчатого перехода от отправителя к получателю.

 

Контрольные вопросы:

Что такое коммуникация? Типология?

Как определить эффективность коммуникаций?

Охарактеризуйте элементы и этапы коммуникации.

Что такое коммуникационные сети? От чего зависит выбор модели?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.008 с.)