Логопедическая работа осуществляется по этапам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая работа осуществляется по этапам.



До начала лого работы необходимо проведение следующих предварительных мероприятий.

Во-первых, затормаживание беспорядочной речи ребёнка;

Во-вторых, организация звукового и речевого режима (эта организация предполагает ограничение слуховой нагрузки), создаётся щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречневых сигналов, ограничивается круг контактов и речевое общение, используются только короткие фразы, совместно с родителями составляется список точно сформулированных инструкций-побуждений, которые употребляются в неизменном виде дома и на занятиях.
На этот период исключают просмотр телевизора, походы на улицу, развлекательные мероприятия. Так же щадящий режим может предполагать введение дополнительного сна;

В-третьих, в период предварительных мероприятий у ребёнка воспитывают навык чтения видимой артикуляции («чтение с лица»). На этот период речевое комментирование заданий исключается, деятельность развивается на основе зрительной подражательности.

В-четвёртых, в течение предварительных мероприятий уточняется возможный объём обращений к ребёнку, характер этих обращений.

Цель предварительных мероприятий - установление продуктивного и доброжелательного контакта с ребёнком. Достижение цели может осуществляться длительный период.

Предварительные мероприятия могут быть организованы в форме наблюдений логопеда за игровой деятельностью ребёнка, за режимными моментами. Логопед стремится попасть в поле зрения ребёнка. Если ребёнок не проявляет негативизма и хотя бы эпизодически концентрирует внимание на логопеде можно переходить к целенаправленной логопедической работе.

Выделяют предварительный этап и основной

Организация содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению сенсорной алалии на предварительном этапе

На предварительном этапе логопед организует такие игровые ситуации, которые направлены на развитие у ребёнка произвольной организации собственной деятельности, зрительного и слухового внимания и памяти, коммуникативных умений.
Если ребёнок отличается очень низким уровнем понимания речи и не понимает вербальных инструкций, то возможно использование такого приема логопедической работы как моделирование ситуации. В моделировании ситуации совместно с педагогом, а возможно и с родителями, проводится "обучающая сценка", в которой образец поведения ребёнка задан поведением близкого взрослого. Это помогает ребёнку ориентироваться в игровой ситуации и действовать адекватно задачам игровой ситуации.
В ходе предварительного этапа работы, у ребёнка формируют сенсорный эталон (цвет, форму, величину), учат ориентироваться на признаки предметов, на слова "такой же", "одинаковый", на слова, указывающие направления "там", "вот", "где".

Переход к основному этапу возможен только тогда, когда у ребёнка воспитана продуктивная деятельность и есть элементарное сосредоточение внимания и его концентрация.

 

Организация содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению сенсорной алалии на основном этапе

Задачи:

-различение неречевых звуков

Работа начинается с более ярких, выраженных звучаний, с выработки умений различать звуки, отличающиеся между собой (звук карандашей, металических предметов) и постепенно переходят к различению более тихих, менее интенсивных звуков близких между собой (звучащие коробочки, сминаемая бумага разной плотности). В такой работе с ребёнком с СА избегают хлопанье в ладоши, удары ногой об пол, стучание по столу/по поверхности (так как воспринимается не только звук, но и вибрация). В такой работе на эмоционально-игровом фоне воспитывается интерес к звукам, по сере успешности такой работы, в шумовой ряд начинают вводить различие речевых звуков;

- различение речевых звуков, которые связывают с предметом или явлением.

На данном этапе работы используют элементы глобального чтения. Звук соотносится с картинкой, действием, с конкретной ситуацией. Звук становится обозначением этой картинки (звук соотносят с картинкой, действием, с конкретной ситуацией – звук становится обозначением этой картинки).

В работе с СА активно используют буквенные обозначения звуков. Обучение грамоте по возможности начинают как можно раньше. Отмечается большая легкость в овладении письменной речью чем устной у такого ребёнка и лучшее её понимание, письменной речи по сравнению с устной (за счёт преобладания речезрительного анализатора над речеслуховым). При СА наиболее эффективным оказывается вне звуко-буквенный метод обучения грамоте, а глобальное чтение. По мере усвоениях глобального чтения, у ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы;

- Дифференциация слогов.

К дифференциации переходят по мере усвоения некоторого количества звуков. При этом слоги, которые ребёнок учится различать, произносятся с неизменной интонацией.

На этом этапе работы возможна планомерная и длительная работа по накоплению словаря. При накоплении словаря постоянно происходит опора на связь между словом и предметом (с целью предупреждения замыкательной аккупатии).

Учим ребёнка выполнять действия с предметом по словесной инструкции. В содержание логопедических занятий и в подборе оборудования для них используются пиктограммы и другие наглядно-символические средства. На примере работы с пиктограммами происходит развитие умения программировать собственное высказывание;

- развитие восприятия, словосочетаний и фраз.

По мере возможности и на основе динамики логопедической работы, переходят к ситуативному пониманию фразы. В начале такой работы не рекомендуется менять порядок слов, интонацию при проговаривании, работа над понимаем фразы строится с опорой на мимику, жест, что помогает ребёнку осознать СА начинает все больше прислушиваться к речи, проявлять интерес к звукам окружающей среды, пытается им подражать, то есть растут возможности сознательной, произвольной речи, самостоятельной;

- Развитие дифференциации слов близких по звучанию (слов, отличающихся одной фонемой (миска-мишка, майка-марка); слов, отличающихся одинаковой ударностью;

 

- Развитие навыков фонематического анализа и фонематического синтеза.

Возможность полного преодоления СА многими авторами считается сомнительной, основная задача логопедической работы и основной её результат- это создание возможности речевого общения с окружающими и социальная адаптация ребёнка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.006 с.)