Неговорящие дети с нарушением психической активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неговорящие дети с нарушением психической активности



Овладение речи это активный процесс, основанный на наблюдение, сравнение, установление, соотношение и обобщения. Этот процесс осуществляется на …анализаторов и этот процесс возможен только при условии общения ребенка с окружающими.

При нормальном речевом развитии ребенок сам «улавливает собственные речевые ошибки», активно использует подражательную деятельность, как при усвоении фонетической стороны речи и смысловой.

Автор вследствие за другими исследователями отмечает активных волевой характер процесса овладения речи.

У неговорящих детей с нарушение психической активности ослабевают процессы наблюдательности и самоорганизации, как в зрительной так или в слуховой сфере, недоразвитие мышления. У ребенка оказывается ограниченный речевой опыт, интерес к окружающему, не сформировано умение сопоставлять явления и признаки.

Вследствие этого наблюдается малый запас понятий, отсутствие обобщающих слов. Значение использованных слов ограничено конкретно, это ведет к нарушению лексико – грамматического строя речи и смысловой стороны речи.

Лингвистический принцип классификации алалии

 

Лингвистическая классификация В.К. Орфинской 1963 год

Лингвистическая классификация разработана с учетом нарушения языковых систем у детей с алалией. И описана в труде автора психопатологического изучения форм недоразвития речи при алалии. И этот труд представлен в 1963 году. По этой классификации выделили 10 форм и среди них 2 большие группы:

1. Группа с первичным нарушением языковых систем (6 форм)

2. Группа с вторичным нарушением языковых систем (4 формы)

Исследованиями автора подтверждено, что при алалии наблюдается не только речевые, но и неречевые расстройства, связанные с нарушением гнозиса и праксиса. Было установлено, что при совокупности симптомов алалии выделяется 1 ведущий симптом. Это ведущее расстройство обус. Все остальные и определяло общий характер проявления алалии.

Орфинская предложила разделить эти ведущие расстройства на 2 группы:

1)   Симптомы, связанные с избирательной неполноценностью слухового, либо общедвигательного анализатора.

2)   Симптомы, связанные с избирательными затруднениями при установлении межанализаторных связей. Например, в качестве ведущих расстройств могут выступать: расстройства намеренных артикуляторных движений, расстройства слуховой дифференциации, расстройства фонематического анализа и синтеза, расстройства, дифференциация и обобщение по пространственным и временным соотношениям, расстройства, дифференциация и обобщение по форме, величине и количеству, расстройство общих речевых функций (например, функция повторения).

Для выделения различных групп речевых и неречевых расстройств автор использовала еще и следующие критерии: расстройства могут быть простые и сложные, эти расстройства могут приводить к избирательным и неизбирательным нарушениям. Лингвистическая классификация таким образом учитывает особенность недоразвития языковой системы, ведущее расстройство и общий характер проявлений алалии.

Те формы алалии, которые автор отнесла к первичным нарушениям языковой системы, связаны с избирательной неполноценностью либо речедвигательного, либо слухового анализатора. Те алалии, которые отнесены к вторичным нарушениям языковой системы, они связаны с избирательной неполноценностью двигательного или зрительного анализатора, а также с избирательным нарушением межанализаторных связей.

 

Сопоставление лингвистической классификации с другими классификациями показывает, что существует закономерное соответствие, но лингвистическая классификация более дифференцирована. По мнению автора, основное её значение заключается в том, что она позволяет разработать дифференцированную методику педагогической работы с детьми с алалией.

Дополнительный материал:

Принципы педагогической работы для детей разных групп.

· С детьми 1ой группы в основе работы – воспитание «языковых стереотипов». В работе автора применяется термин «воспитание речи». Подчеркивается значимость учета этапов нормального формирования речи.

· С детьми 2ой группы в качестве ведущего принципа педагогической работы выделяется «использование сильного анализатора». Т.е. того анализатора, который менее пострадал (например, использование зрительного анализатора нарушено, происходит опора на проприорецептивное и тактильное восприятие, с исключением зрительного контакта).

· Ещё один важный принцип – «воспитание условных связей». Прежде всего это касается зрительного образа и словесного обозначения. Одним из действенных приемов работы с детьми с аллией автор называет произнесение слова с выделением ударного слога.

 

 

 

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

 

       Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. Обусловлено несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний, при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. При относительной сохранности планирования и говорения.

Моторная алалия:

- характеризуется не только в задержках срока становления речи, но и в патологическом развитии языка и речи (патологическое развитие - особенности и недостатки механизмов). При алалии они носят очень глубокий характер, в этом и состоит вся сложность коррекционной работы, то есть в их преодолении).

♦ Становление механизма речевой деятельности - есть задача коррекционной работы.

- при алалии нарушение экспрессивной речи характеризуется нарушением всех подсистем языка и системы языка в целом.
- при алалии нарушение механизмов речи не находится в причинно-следственной зависимости от состояния психических процессов.
- моторная алалия представляет собой не общее расстройство, а парциальное расстройство, расстройство вербальной деятельности.


Течение моторной алалии

        

Моторная алалия представляет собой динамическое расстройство, то есть претерпевает ряд изменений в ходе взросления ребёнка, то есть меняется симптоматика.

У всех детей в той или иной мере происходит спонтанное усвоение языка.

    На невербальном этапе РР развития у ребёнка с алалией крик, плач, гуление и лепет участвуют в формировании интонации и предпосылок экспрессивной речи.

    Нарушение речевого развития наступает на вербальном этапе, при овладении словесными знаками.

    По разным данным у ребёнка наблюдаются либо значительное отставание, в сроках от нормы, первых слов (до 2-3 лет слова не накапливаются, ребёнок вообще не употребляет словесной речи), либо словарь накапливается, но имеет свои специфические особенности. Все исследователи сходятся во мнении, что при моторной алалии не формируются вовремя высказывания, то есть слова не вступают между собой в синтаксические связи. Для этого факта есть свои нормативы:

1.9-2.2 года - период для высказываний. Такое состояние речи, вне коррекционной работы, может затянуться до 4-5 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.006 с.)