Лингвистическая кл-я – Афинская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистическая кл-я – Афинская



Ппредлагает 10 форм алалии.

Психолингвистический подход является приоритетным.

В рамках этого подхода Ковшиков в 1985 году предлагает выделить экспрессивную и импрессивную алалию.

Соботович в 1985 году предложила выделить:

1) А с преимущественным нарушением парадигматической системой языка

2) А с преимущественным нарушением усвоения синтагматического языка

 

Лингвистические отношения – такой тип связи языковых единиц 1 уровня основываясь на сопоставлении по сходству этих единиц.

Пример: единица – фонема. Согласный – гласный.

Парадигма – группировка одноуровневых языковых единиц, объединенных сходством одних признаков и противопоставляется по другим.

Синтагматические отношения – тип связи языковых единиц, основанный на их смежности, т.е. сочетаемости. Сочетание нескольких единиц в линейном потоке реxи.

Пример: лес горит

 

Механизмы алалии

 

Существуют разные взгляды на МА, кт выражаются в следующих концепциях:

1. Моторная (сенсо-моторный подход)

С точки зрения моторной концепции МА заключается в несформированости моторной/сенсорной сторон речи.

 

1) Моторная

МА проявляется в несовершенстве моторной стороны речи (исторически одна из первых. Коэн, Гуцман)

У детей с А в силу органического поражения центрального отдела р/д анализатора, проявляется в несовершенной работе, что и лежит в нарушении экспрессивной речи. Большую роль к возникновению А относят апраксию.

 

2) Сенсорная

МА проявляется в несовершенстве стороны речи. Траут описала, что при А всегда нарушена деятельность по усвоению языка, но первопричиной является недостаточность слухового гнозиса, т.е. МА заключается в невозможности слуховой дифференциации звуков речи.

Данный подход внешнего проявления нарушений артикуляторного и фонематического восприятия предлагают раскрыть как сущность А, но внутренняя природа А остаётся не раскрыта. Не учитывается, что язык, являясь сложным явлением, требует взаимодействия синтаксических, семантических, морфологических, лексических, фонематических, фонетических операций. Поэтому нарушения языка нельзя отнести к отдельным сенсорным или моторным компонентам.

 

Психологическая

Возникла в начале ХХ века как конкурирующая с моторной. К тому времени накопился разный клинический материал по нарушениям детей с А («у неговорящих»), мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного восприятия, памяти, внимания и др процессов. Некоторые авторы стали считать, что нарушение этих процессов – причина алалии.

Левина, Хватцев и другие считали, что МА является нарушением психических функций. При таком подходе к объяснению МА игнорирует своеобразие строения и функционирования речевых и неречевых процессов. Между ними устанавливаются причинно-следственные связи.

 

Языковая

В настоящее время языковая концепция является приоритетной. Согласно ей у ребёнка с А не развивается языковая способность, кт дана человеку от природы, ребёнок не может овладеть языком (фонемами, словами, грамматическим строем речи). Язык, являясь своеобразной системой, может нарушаться независимо от состояния др систем.

Сторонники этой концепции (Ковшиков, Соботович, Мостюкова, Воробьева, Жукова и другие) считали, что именно нарушения языка происходят при А.

А рассматривается как языковое расстройство.

По этой концепции МА считается, что задача коррекционной работы в том, чтобы сформировать у детей неосознаваемые представления о закономерностях функционирования языковых систем.

У детей с А наблюдается нарушение порождения речевых высказываний на языковом этапе. Нарушается операция выбора языковых средств высказывания и развертывания высказывания.

 

 

В работах Выготского, Ахутиной и др исследователей рассматривается процесс порождения речи. Самый интересный вопрос в лингвистике.

Выделяют несколько этапов:

1. Доязыковой – самый большой

2. Языковой

3. Моторный

Доязыковой Языковой (нарушен у детей с А) Моторный
Мотив â Замысел â Программирование (на границе) Развертывание высказывания â   Выбор языковых средств (синтаксические конструкции, набор слов, фонем) Реализация высказывания в собственно говорение

 

По этому подходу А как языковое расстройство характеризуется системным недоразвитием речи, т.е. нарушением всех компонентов речевой функциональной системы.

 

Нейропсихологическая

Визель Т. Г. Пытается объяснить мозговые механизмы А. Как известно, речевое развитие обеспечивает:

А) врождённая готовность к языковому развитие, т.е. языковая способность

Б) первично сохранный интеллект

В) стимулы внешней среды (Маугли)

Г) межанализаторные связи, кт обеспечивают передачу информации из одной зоны в др

Современные нейрофизиологические исследования (М. М. Безруких) доказывают, что именно взаимодействие правого и левого полушария обеспечивают развитие речевых функций.

 

Роль правого полушария велика в усвоении неречевых звуков (шум ветра, голос животных), их усвоение является основой для дальнейшего развития операций речеслухового гнозиса (в левом полушарии неречевые звуки видоизменяются и превращаются в звуки речи).

При А задача извлечения из неречевых шумов полезных для развития речевых признаков, оказывается недостаточной. Место локализации речеслухового гнозиса (левая височная доля) должным образом включается в работу в том случае, когда ребёнок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если сохранены проводящие пути. Если эти условия не соблюдены, то это приводит к сенсорной А.

 

При моторной А патологический процесс сосредоточен в левом полушарии. Речевая продукция должна быть переведена ребёнком в артикуляторное движение. Это возможно если полноценны проводящие пути между височной и постцентральным отделами ГМ. А также большую роль играют лобные доли, обеспечивающие осмысленную речевую деятельность.

В настоящее время чаще всего исследовать опираются на комплексный подход в понимании МА. На современном этапе изучения А можно констатировать, что неспособность ребёнка с А овладевать средствами языка и способность из использования обусловлено сочетанием целого ряда факторов.

 

Симптоматика алалии

 

В результате органического поражения при А наблюдается недоразвития мозговой структуры. Все восстановление речи происходит патологическое состояние ЦНС.
Из этого следует, что и симптоматика алалии разнообразна.

Выделяют речевую и неречевую симптоматику.
Характер расстройств обусловлен локализацией поражения, тяжестью нарушений, общим физическим состоянием ребёнка, его интеллектом, типом высшей нервной деятельности.

Принято говорить о синдроме алалии включающим речевые и не речевые симптомы.

 

"Неречевая" симптоматика

Моторного характера Сенсорного характера Психопатологического характера

 

Симптомы моторного характера:


       Проявляются в нарушениях произвольных движений, то есть апраксий, могут наблюдаться кинетические и кинестетические оральные апраксии, могут наблюдаться нарушения ручной и пальцевой моторики, нарушение общей моторики.

Симптомы моторного характера могут быть выражены в разной степени, могут и практически отсутствовать.
Точность, координированость, объем, изменения темпа движения по сравнению с образцом. Симптомы моторного характера могут проявиться и в общем внешнем облике ребёнка- его поведения(Пример: ребёнок с трудом овладевает навыками обслуживания, длительное время по сравнению с детьми того же возраста; неопрятности в еде, отсутствие в умении одевания и раздевания)

 

Симптомы сенсорного характера:

Симптомы сенсорно характера затрагивают сенсорное развитие ребёнка.
       Сенсорное развитие: развитие у ребёнка органов ощущение и восприятия. Симптомы сенсорного характера могут быть выражены в разной степени или могут отсутствовать. Яркая степень выраженности проявляется в агнозии, гнозиса (слуховые агнозии,зрительные агнозии).Слуховые агнозии проявляются в том, что ребёнок не узнают неречевые звуки, не справляется с тем, что звучало.

       Зрительные агнозии могут проявиться в невозможности узнать предмет по его части или наоборот показать недостающую часть предмета на картинке. Нарушение зрительного восприятия проявится в сложности при усвоении "сенсорных эталонов".
           

Сенсорная эталоны – это социально выработанные способы систематизации представлений. (Формы: круг, квадрат, прямоугольник; цвета: красный, жёлтый, зелёный и тд.)
       При алалии ребёнок длительное время может не дифференцировать цвета, формы, величины.

 

Симптомы психопатологической характера:

Эти симптомы проявляются в двух аспектах:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.015 с.)