Дифференциальная диагностика МА и нарушения слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциальная диагностика МА и нарушения слуха



 

Примечание: особенно важно в случае сочетания симптомов и сенсомоторной А.

 

○ Проверка реакции на слуховой раздражитель неречевого характера. Громкий хлопок всегда вызывает моргание, расширение зрачка, вздрагивание.

 

○ Усиление громкости голоса в случае МА и СМА не даёт лучшего понимания речи.

А в случае нарушения слуха может помочь.

 

○ В случае нарушения слуха мимико-жестикулярная речь не сопровождаются вокализацией и интонирование – отдельно развивающаяся система.

В случае МА м-ж речь сопровождается вокализацией, лепнинами словами, звукоподражаниями.

 

Задачи коррекционного воздействия по преодолении моторной алалии

 

1.    Устранение неврологических нарушений при их наличии

2.    Устранение психопатологических нарушений при их наличии

Проводится при контроле и содействии врачей и педагога-психолога

3.    Укрепление общего здоровья ребёнка

В тесном взаимодействии с родителями проводится оптимизация режима дня, нормализация питания и сна, профилактика сезонных заболеваний. + формирование основ здорового образа жизни.

4.    Создание благоприятной речевой среды.

Осуществляется через коррекцию детско-родительских и личностных отношений в семье, через формирование правильных отношений к речевому дефекту у самого ребёнка и его родителей.

Проводится совместно с семьей и воспитателем.

5.    Воспитание познавательной деятельности. Развитие познавательного интереса, расширение круга представлений об окружающем, развитие мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.) как базы для речи.

6.    Психомоторное развитие.

Происходит через систему работы развития общей, ручной, тонкой моторики; развитие подражательной деятельности в моторики; слухомоторной и зрительной координации. Как базы для развития речи.

7.    Формирование речевой функциональной системы. Логопедическая работа ведётся по развитию всех функций и форм речи, а также всех компонентов подсистем языковой системы.

 

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

СА – системное недоразвитие речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью операции процесса восприятия речевого высказывания при относительной сохранности семантических операций.

СА – нарушение понимания речи, принято считать, что СА связана с нарушением работы центрального отдела р/с анализатора, возникшим из-за органического поражения ГМ в доречевой период.

Н. Н. Траугот (отечественный исследователь), занимаясь данной проблемой, писала: «Речь сенсорного алалика может быть охарактеризована как повышенной речевой активностью при пониженном внимании к речи окружающих и отсутствием контроля за собственной речью».

Длительный период времени (XIX-XX в.) некоторые исследователи начали считать, что СА как отдельная речевая патология не существует, следует говорить о тугоухости или о детской афазии. Для описания термина СА использовали «словесная глухота».

Основной симптом СА – нарушение понимания речи при достаточном для его восприятии слухе. Это происходит из-за тяжелых нарушений аналитико-синтетической деятельности коркового конца р/с анализатора. Грубо нарушен фонематический слух.

Этиология сенсорной алалии

 

Сходна с МА, вызвана теми же причинами, но происходит поражение сенсорных речевых зон. Отмечается недоразвитие клеток, которые становятся неспособными к передачи возбуждения звучащего слова в другой анализатор. В этимологии СА часто указывается резус конфликт плода и матери.

СА в чистом виде встречается редко, СА встречается значительно реже, чем МА, но чаще встречается с синдромом сенсорно-акустической недостаточностью и включает в себя проявления, характерные для СА.

Механизмы сенсорной алалии

См. общие мех.алалии – нейропсихическую концепцию +

Исторически возникали разные точки зрения на механизмы возникновения сенсорной алалии:

1) Механизмом является нарушение слуха

(периферического или центрального характера)

Эта точка зрения оказалась неправомерной. При сенсорной алалии, как правило, наблюдается некоторое снижение слуха, порога восприятия, но это снижение не может объяснить то состояние речи, которое наблюдается у ребенка.

2) Сенсорная алалия рассматривалась как симптом УО

Т.е. м-м в расстройстве интеллекта. Представители считали, что у ребенка УО сочетается с расстройством слуха. Эта точка зрения оказалась тоже неправомерной. Т.е. у сенсорного алалика может и не быть нарушения интеллекта.

3)   Механизм сенсорной алалии – это нарушение фонематического восприятия, анализа и синтеза, что приводит к нарушению перехода от сенсорного анализа к языковому.  Такой взгляд оказался наиболее прогрессивным и вызвал дополнительное изучение этого вопроса.

4)   Сформировалась Н.И. Жинкиным в процессуальной языковой концепции. Центральным звеном нарушения является нарушение перекодирования акустических сигналов в фонему. При сенсорной алалии нарушается анализ и синтез признаков звука. В корковую часть слухового анализатора транспортируются все виды спектров звука: тон, частота, интенсивность и т.д. Но не анализируются речевые спектры звука, хотя человек может слышать все звуки и различать их по другим спектрам. Фонемы не различаются и на этой основе не происходит синтеза фонем в слове и узнавание слова.

 

 

Н.И. Жинкин выделил следующие уровни обработки речевого сигнала:

1. Сенсорный (отражает переход акустического сигнала на код нервных импульсов);

2. Перцептивный (заключается в первичном синтезе слова методом его узнавания);

3. Языковой (осуществляется аналитико-синтетическая обработка всего сообщения)

Процессуальную языковую концепцию продолжила Зимняя.

По мнению авторов, (Жинкин, Зимняя) у детей нарушается перцептивный и языковой уровень обработки речевого сигнала.

 

Для сенсорной алалии характерно:

1. Некоторое снижение биологического слуха, но наблюдается резкое расхождение между степенью снижения слуха и уровнем недоразвития речи.

2. Пассивный словарь меньше активного, наблюдается большой разрыв между собственной экспрессивной речью и пониманием речи.

3. Сохранность интонационно-ритмической стороны речи. Речь может быть чистой в звуковом отношении.

4. Эхолалия и логорея (избыточная речевая продукция).

5. Резкая истощаемость слухового анализатора. У ребенка быстро нарастает запредельное торможение, «отключается» от восприятия речи.

6. Большая неустойчивость слухового порога. При одной и той же громкости звукового сигнала ребенок слышит и понимает, или наоборот. Увеличение силы голова не ведет к улучшению понимания речи.

7. Наблюдаются затруднения в образовании условных рефлексов на слуховой раздражитель, в отличие от зрительного и двигательного рефлексов. Как следствие этого факта длительное время не устанавливается связь между словом и предметом.

8. Восприятие речи ребенком с сенсорной алалией зависит от окружающей обстановки: от лица говорящего, от способа подачи сигнала, от времени суток.

9. Наличие гиперакузии (это повышенная чувствительность к звукам). Например, ребенок специфически реагирует на шелест бумаги, на капающую воду.

10. Для привлечения внимания ребенка с сенсорной алалией недостаточно применять звуковой сигнал, необходимо попасть в поле его зрения и/или дотронуться до него.

Симптоматика сенсорной алалии

 

Включены симптомы речевого и неречевого характера. Степень нарушения р/с анализатора может быть различна => симптоматика может проявляться в разной степени выраженности. Симптоматика носит мозаичный характер.

 

НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.008 с.)