Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Допрос лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых.

Поиск

Показания данной категории свидетелей необходимы:

1) для выяснения условий жизни и воспитания, особенностей личности несовершеннолетнего;

2) для выяснения иных обстоятельств, способствовавших противоправному поведению подростка;

3) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспитателей за ненадлежащее воспитание подростка, определения их роли в исправлении и
перевоспитании несовершеннолетнего.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних, целесообразно иметь в виду следующий детализированный перечень вопросов, подлежащих выяснению: состав семьи, условия для учебы и отдыха подростка; круг товарищей, как и с кем
проводит свободное время; как родители контролируют поведение подростка; как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы и жительства.

Педагоги (воспитатели) школ и других учебных заведений могут изложить
особенности психофизического развития и характера несовершеннолетнего, рассказать о его потребностях, интересах и связях, о проявлении возрастных особенностей.

Информация о подростке, об условиях его
жизни и воспитания может быть получена при допросе соседей, детских врачей, а также
законных представителей, к которым в соответствии с п.12 ст. 5 УПК РФ относятся родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства.

Слайд 26

Истребование документов.

По делам несовершеннолетних необходимо истребовать значительное число документов.

Документы о возрасте несовершеннолетних обвиняемых – это свидетельство о рождении в подлиннике или копии, протоколы осмотра свидетельства или паспорта.

Обязательными являются характеристики
на подростка с места его учебы, работы и жительства.

При установлении безнадзорности, отрицательного влияния в семье необходимо получить
характеристику с места работы и жительства родителей.

Отмечу, что мной дано следователям указание об организации тщательной подготовки к процессуальным действиям с участием несовершеннолетних и получения от них необходимых для расследования сведений в щадящем режиме, исключив случаи необоснованного проведения одних и тех же следственных действий.

Помимо этого со вступлением в силу Федерального закона № 432-ФЗ на следователей возложена обязанность применять видеозапись или киносъемку следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, что дает возможность оглашать их показания, не вызывая в судебное заседание и тем самым не травмируя психику ребёнка. Этот порядок закреплен в уголовно-процессуальном законе (ч. 6 ст. 281, ч. 5 ст. 191) УПК РФ.

Слайд 27

В следственных подразделениях СК России специально оборудованы помещения для допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших и проведения с ними иных следственных действий.

Слайд 28

Назначение и производство экспертиз.

Специфическим для дел о несовершеннолетних видом экспертизы является судебно-медицинская экспертиза возраста. Она назначается в случаях:

1) когда отсутствуют документы о возрасте подростка и получить их невозможно;

2) если возраст скрывается умышленно;

3) когда имеются сомнения в подлинности документов о возрасте подростка.

При экспертизе возраста путем антроскопических, антропометрических, рентгенологических и других медицинских исследований анализируется комплекс анатомических и физиологических признаков, на
основе которых делается вывод о возрасте обвиняемого.

Слайд 29

Другой специфический вид экспертизы – судебно-психологическая, которая назначается в тех случаях, когда в процессе расследования получены данные об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием и обусловленной педагогической запущенностью, сенсорной недостаточностью (слабое развитие зрения или слуха), длительной изоляцией от нормального коллектива вследствие тяжелого соматического заболевания.

В соответствии с процессуальным законом судебно-психологическая экспертиза назначается и в тех случаях, когда возникают сомнения в способности такого свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них объективные показания. Кроме того, судебно-психологическая экспертиза назначается для установления факта беспомощного состояния потерпевшей в случае изнасилования.

Слайд 30

При обнаружении у несовершеннолетнего признаков душевного заболевания назначается судебно-психиатрическая экспертиза.

Несовершеннолетний может быть подвергнут и комплексной психолого-психиатрической экспертизе. Она должна проводиться в тех случаях, когда следователь располагает данными о том, что признаки отставания несовершеннолетнего в психическом развитии могут иметь болезненное происхождение.

Главным управлением криминалистики совместно с Центром социальной и судебной психиатрии им. Сербского подготовлена экспертная основа проведения комплексной психолого-психиатрической судебной медицинской экспертизы, целью которой является установление причинно-следственной связи между действиями преступника, толкающего на совершение суицида, и психическим состоянием ребенка в период девиантного поступка и после. 

Уверен, что совместными усилиями, при участии всех заинтересованных государственных органов и общественности, комплексно подходя к решению проблем, связанных с профилактикой правонарушений и преступлений, нам удастся добиться конкретных положительных результатов по защите детей от преступных посягательств.

 

Благодарю за внимание!


 

Список используемой литературы

1. А.И. Бастрыкин «Расследование преступлений повышенной общественной опасности». Криминалистические аспекты. Практическое пособие. – М.: Издательство «Известия», 2010.

2. «Расследование умышленных преступлений против жизни, половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних: Монография» (Карагодин В.Н.) («Проспект», 2018).

3. Статья: Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса (Мишенина А.А., Кирянина И.А.), («Российский следователь», 2015, № 2.

4. Статья: Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование (Хромова Н.М.) ("Журнал российского права", 2014, N 4).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. От 27.12.2018).

7. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие. (9-е издание, переработанное и дополненное) (Безлепкин Б.Т.) ("Проспект", 2018)
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 29.11.2016) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних"

 

   

 

Справка: с учётом большого объёма лекция разделена на 2 части (должностные преступления и взяточничество)

Добрый день,

уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1

В последнее время вопросы расследования должностных преступлений приобрели особую актуальность и остроту.

Это обусловлено тем, что государством выделяются огромные финансовые ресурсы (в течение 6 лет будет дополнительно выделено ещё 28 триллионов рублей) на модернизацию экономики страны, укрепление её обороноспособности, на социальные программы, включающие масштабные проекты по улучшение жизни людей, поддержку материнства и детства.

Развитию экономических отношений препятствуют хищения материально-финансовых ресурсов, направляемых на достижение указанных целей и совершаемых должностными лицами, выполняющими организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях.

СЛАЙД 2

 

В связи с этим борьба с коррупцией и противодействие коррупционным проявлениям остаются в числе первоочередных задач не только правоохранительных органов, но и общества.

Стратегическими документами, на основе которых в настоящее время развивается законодательная база по противодействию коррупции являются:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ;

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

СЛАЙД 3-5

 

Поскольку к исключительной подследственности следователей СК России отнесено подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности. Председатель Следственного комитета включен в состав Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

СЛАЙД 6

Уважаемые коллеги!

Перейдём к криминалистической характеристике должностных преступлений. Она представляет собой совокупность следственной, оперативной и иной информации, которая представляет интерес при расследовании, раскрытии, предотвращении и пресечении указанных преступлений.

Закономерные связи между ее элементами помогают выдвигать перспективные версии, целенаправленно организовывать поиск подозреваемого, особенно в условиях дефицита информации на первоначальном этапе расследования. Методика расследования преступлений должна включать в себя тактические комбинации по выявлению всей цепочки участников.

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов об обязанностях должностных лиц, которые можно подразделить на общие и специальные. Круг общих обязанностей независимо от занимаемой должности и ведомственной принадлежности определен в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 11.12.2018). Специальные обязанности обусловлены характером выполняемой работы и специализацией профессиональной деятельности. Специальные служебные полномочия, на основании которых должностное лицо функционально действует по службе, должны быть юридически оформлены надлежащим образом и с соблюдением установленного порядка (служебным контрактом, приказом и подпиской об ознакомлении с должностными и функциональными обязанностями). При этом преступные действия виновного должны быть связаны с его должностным положением, вытекать из него и быть совершены в процессе его служебной деятельности или в связи с ней.

СЛАЙД 7

Необходимо отметить, что все должностные преступления, предусмотренные действующим законодательством, объединяет единый характерный признак: противоправные действия (или бездействие) совершаются должностными лицами и причиняют существенный вред государственным и общественным интересам, охраняемым законом
правам и интересам граждан.

Должностные преступления имеют единый родовой объект – нормальную деятельность государственного аппарата.

Такие преступления могут быть совершены только специальным субъектом – должностным лицом. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» и в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах России.

СЛАЙД 8

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

К ним относятся также лица, наделенные правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Исключение составляют дача взятки и посредничество во взяточничестве: эти преступления могут совершаться не только должностными лицами.

К примеру, в 2019 году следователями СК России предъявлено обвинение 3156 (2018 год – 3358) взяткодателям, не являющимся должностными лицами.

В целях учёта всех коррупционных преступлений, относящихся к подследственности Следственного комитета разработана и введена специальная форма отчётности (2-В-СК-КОРР «Сведения о деятельности следственных органов СК России по противодействию коррупции», утверждена приказом СК России от 15.02.2017 № 30).

СЛАЙД 9

 

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к статье 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления только с прямым умыслом.

При этом злоупотребление должностными полномочиями, как правило, связано с хищениями, совершаемыми путём присвоения или растраты с использованием служебного положения.

СЛАЙД 10

Так, вынесены приговоры бывшему начальнику ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» Юрию Хризману, главному бухгалтеру предприятия Владимира Ашихмина и их соучастникам, которые признаны виновными в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) и растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ) при использовании авансов по 11 государственным контрактам на цели, не связанные со строительством объектов космодрома «Восточный», что повлекло причинение ущерба Российской Федерации в размере 5,2 млрд рублей.

Другой пример – направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Владимира Привалова. Совместно с бывшим главой администрации города Олегом Кондрашовым через посредников он получил 17 млн рублей также за общее покровительство предпринимателям, оказывающим ритуальные услуги. Кондрашов скрылся от следствия и объявлен в международный розыск. Еще одно дело – в отношении первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края Олега Кузнецова, ему инкриминируется получение взяток на 7 млн рублей, также за общее покровительство. Его расследование продолжается. И таких примеров в регионах достаточно много.

Следует подчеркнуть, что соглашения о взаимодействии, заключенные между СК России и Счетной палатой, Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Банком России и рядом других ведомств, позволяют гораздо результативнее пресекать сложные коррупционные преступления.

СЛАЙД 11-13 (Статистика)

С момента создания Следственного комитета России как вневедомственного следственного органа, то есть с 2011 года, в суд направлено свыше 80 (83 731) тысяч уголовных дел о коррупции.

Следователями СК России по направленным в суд уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности привлечено к уголовной ответственности за период с 2011 по 2019 гг. свыше 5 тысяч лиц, обладающих особым правовым статусом (5396).

В их числе свыше 3 тысяч депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 104 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 44 судьи, 125 прокурорских работника, 578 адвокатов, 640 следователей различных ведомств (в том числе 135 – Следственного комитета, 4 55- МВД, 6- ФСБ).

По результатам расследования за совершение коррупционных преступлений осуждены бывшие губернаторы Сахалинской и Кировской областей, бывший глава Республики Карелия, заместители губернаторов Алтайского края, Владимирской, Вологодской, Челябинской областей, бывший первый заместитель председателя правительства Рязанской области, бывший заместитель председателя Пензенской городской думы. Осужден бывший заместитель руководителя аппарата администрации Сахалинской области Вячеслав Горбачев.

СЛАЙД 14

Уважаемые коллеги!

Основными мотивами совершения должностных преступлений является корысть, карьеризм, неразборчивость в связях и средствах улучшения материального положения, пренебрежительное отношение к закону и т.д. Знание этих особенностей личности необходимо для правильного выбора тактических приемов, применяемых в ходе расследования.

Способы совершения должностных преступлений весьма многообразны. Если они характеризуются активными противоправными действиями, то чаще всего способами совершения преступлений рассматриваемого вида являются:

1) внесение заведомо неправильных записей в
официальные документы;

2) издание незаконных приказов и распоряжений;

3) сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий;

4) временное заимствование и использование государственных или общественных средств на личные нужды;

5) расходование денежных средств не по назначению;

6) выдача бестоварных накладных;

7) подчистка, травление и иные изменения текста документа;

 8) незаконное применение оружия представителем власти;

9) нанесение побоев подчиненным по службе и др.

При бездействии должностные преступления проявляются в основном в преступно-небрежном отношении к вверенному имуществу, к ненадлежащему исполнению должностных обязанностей и должностных инструкций, в халатном отношении к приему и отпуску товарно-материальных ценностей, в бесконтрольности.

СЛАЙД 15

Предмет доказывания. Свою специфику имеет и круг обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании должностных преступлений.

Безусловному выяснению по каждому уголовному делу данного вида подлежат:

1) должностное положение субъекта преступления;

2) круг его должностных функций и фактически выполняемых обязанностей;

3) в чем конкретно заключаются противоправные действия (бездействие), причинившие вред государственным или общественным интересам либо интересам граждан;

4) характер причиненного вреда, время, место и способ его причинения, размер ущерба;

5) причинная связь между действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями;

6) наличие возможной связи между должностным преступлением и преступлениями иного вида (хищение и др.).

СЛАЙД 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.017 с.)