Методика написания курсовых работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика написания курсовых работ



Курсовая работа пробуждает интерес к научным исследованиям, закрепляет и углубляет знания, полученные за время учебы.

Студенты первого или второго курса в соответствии с учебным планом вуза пишут и представляют на кафедру конституционного права курсовую работу, которая является самостоятельно подготовленным исследованием на основе углубленно­го изучения избранной темы.

Выполнение курсовой работы по конституционному праву помогает выработать навыки логического анализа монографий, нормативного материала (особенно статей Конституции России), учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению юридической терминологией, дает воз­можность высказать практические рекомендации, предложения, сделать самостоятельные выводы. Все это в конечном счете способствует качественной подготовке специалиста-правоведа.

Курсовая работа, кроме того, является одной из форм контроля знаний со стороны преподавателей за учебой студентов, позволяет проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, а также отношение к предмету.

Курсовая работа представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из ряда последовательно вытекающих одна из другой стадий (этапов):

а) выбор темы;

б) консультация и составление предварительного плана работы;

в) сбор научной информации, относящейся к теме иссле­дования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;

г) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

д) обработка материала в целом;

е) оформление курсовой работы;

ж) представление ее на кафедру для регистрации;

з) работа с рецензией и устранение замечаний;

и) защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, вы­брать тему и сообщить о ней преподавателю — научному ру­ководителю и методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее на кафедре. Выбор темы определяется (в первую очередь) уже накоп­ленной суммой знаний по конституционному праву России и смежным дисциплинам, но в определенной мере зависит от индивидуальных способностей и личных склонностей автора. При определении темы есть опасность взяться за проблему, которая с первого взгляда кажется весьма простой, однако в ходе ее раскрытия требуются знания, предполагающие до­вольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом слу­чае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.

Конечно, не все темы курсовых работ одинаковы по степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теорети­ческих вопросов ''сразу кое-кого, может быть, и отпугнет труд­ность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к воп­росу впоследствии с несколько иной стороны" (В. И. Ленин). Ни один непонятный аспект изучаемой темы не должен оставаться без внимания, все они уясняются самостоятельно или с помощью научного руководителя. Причем самостоятельно по­лученная информация усваивается лучше. Студент, проявивший серьезное отношение к работе, пра­вильно распределивший время, работающий без спешки, планомерно и систематически, обеспечит успешное ее написание и защиту.

Составление и согласование плана курсовой работы

Шарль Монтескье в трактате «О духе законов» писал: «Я много раз начинал и оставлял этот труд, тысячу раз бросал на ветер уже исписанные мною листы и каждый день чувство­вал, что мои руки опускаются от бессилия. Исследуя свой предмет без всякого предварительного плана, я не знал ни правил, ни исключений и если находил истину, то для того, что­бы тут же утратить ее; но когда я открыл мои общие начала, то все, чего я искал, предстало передо мною, и на протяже­нии двадцати лет я видел, как труд мой возник, рос, разви­вался и завершился».

Наличие плана работы позволяет уйти от освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и пос­ледовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время. Примерные планы курсовых работ содержатся в методи­ческих указаниях по отдельным темам. Выбор темы и состав­ление плана не должны происходить механически. Предвари­тельно необходимо ознакомиться с соответствующим разде­лом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе конституционного права России.

План работы согласовывается с научным руководителем. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развер­нуть на подвопросы. Как правило, оптимальное число про­анализированных вопросов не превышает трех-четырех. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана — это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала

В основе успешного выполнения работы лежит сбор научной и фактической информации. По каждой теме рекомен­дованы основные нормативные акты и литература, которые имеются в библиотеке вуза, на кафедре и т. д. Помимо моно­графической литературы почерпнуть полезную информацию можно из журналов «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право», «Правоведение», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», «Журнал российского права», «Вестник МГУ. Се­рия "Право», «Законность», «Российская юстиция», «Россий­ский юридический журнал», «Общественные науки и современность», «Конституционное право: Восточноевропейское обозрение».

Список используемой литературы должен быть полным и включать нормативные акты, основополагающие монографи­ческие работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских дис­сертаций, сборники научных трудов.

Анализ собранного материала, изложение темы

После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы — чтение, анализ и конспектирование лите­ратурных источников.

Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочте­ния соответствующей лекции или главы в учебнике. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, необхо­димо прочитать произведение или его законченную часть, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специ­ально отведенных для этого тетрадях и листах. Изучение мо­нографической и иной специальной литературы, нормативных актов и т. п. следует проводить в таком же порядке.

Рекомендованные источники для подготовки курсовых работ подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме, поэтому следует избегать частого цитирования работы одного (особенно научного руководителя) или нескольких авторов. Надо изучить и рекомендованные журнальные статьи, где уже проанализированы современные политико-правовые процессы. Некоторые труды прошлых лет рекомендованы с целью выработки навыков критического ос­мысления отраженных в них позиций. При этом необходимо помнить, что и в ряде старых изданий проблемы и категории конституционного права разработаны с научных позиций и не подвержены политической и идеологической конъюнктуре. Со­поставление различных суждений, мыслей — непременное ус­ловие выполнения данной работы. Таким образом, собранная научная информация в процес­се подготовки работы должна критически и объективно отра­жать имеющиеся взгляды на поставленную проблему, т. е. дол­жны присутствовать элементы научной полемики.

При сборе информации нельзя пренебрегать яркими при­мерами из художественной и публицистической литературы, что свидетельствует не только о глубине знаний, увлеченно­сти данной проблемой, но и о широком кругозоре. Особо следует подчеркнуть значение нормативного мате­риала, используемого в курсовой работе. Умение работать с ним необходимо продемонстрировать каждому студенту. Ссылки на Конституцию РФ, международно-правовые документы, законы и подзаконные акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулирования. При работе с этим ма­териалом необходимо учесть, что ссылки на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного на­звания, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы дол­жны проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опе­реться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного постула"виде развернутого определения. Например, при анализе мес­та и роли Конституции среди источников ведущей отрасли права нужно дать понятие источника конституционного права, опи­раясь на концептуальные подходы, выработанные отечествен­ной общей теорией права. Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль изучаемого явления, его связь в сис­теме теоретических положений и категорий. В-третьих, весь­ма ценным в студенческой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической де­ятельности, политической реальности, примерами из судеб­ной практики; особенно это касается деятельности Конститу­ционного Суда РФ. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль (как общее правило) скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутство­вать элементы полемики, без которых невозможно развивать новые, нетрадиционные взгляды.

Обработка собранного материала в целом

Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизаци­ей и сопоставлением различных частей собранного материала, приводящей к уяснению внутренней логики всей работы, струк­турных граней каждого обособленного вопроса.

Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана. И выписки, и запись работы в черно­вом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения.

Собранную информацию можно ввести в компьютер, присвоив имя файлу, соответствующее своей фамилии (латинским шрифтом), а в расширении файла поста­вить номер своей группы. Для удобства использования и хра­нения информации желательно иметь личную дискету. В даль­нейшем имеющуюся информацию можно обрабатывать, сис­тематизировать, редактировать, размножать и т. д. Весьма важ­но, что хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована на старших курсах для написания других курсовых, рефератов и выполнения дипломной работы. В соответствии с выработанным планом следует опреде­лить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вна­чале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, которые затем анализи­руются, подкрепляются аргументами, примерами, и как итог — вырабатывается собственная позиция, делаются необходимые обобщающие выводы. На этом этапе уточняется собранный материал и откла­дывается в сторону второстепенная и малозначимая информа­ция. Студенту нередко сложно самостоятельно дать правиль­ную оценку полученной информации и очертить круг научного изыскания; на данном этапе необходимо посоветоваться с научным руководителем.

Курсовую работу необходимо выполнить в машинописном варианте. Ее объем устанавливается в пределах одного печат­ного листа (25 страниц машинописного текста через 1,5 интер­вала).

Курсовая в соответствии с планом начинается с введения, в котором показывается значение избранной темы для госу­дарственно-правовой практики, ее место в конституционном праве. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания, степень разработанности темы в трудах ученых, политиков, специалистов, а также нормативная база исследования. Необ­ходимо также указывать цель и задачи работы.

В основной части работы логически последовательно рас­крываются поставленные вопросы. Необходимо постоянно учи­тывать особенности конституционного права как ведущей от­расли отечественного права. Особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, которые рассматриваются в данной теме. Любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из введения, основной части и заключения (вывода).

В основной части работы — как правило, это три-четыре вопроса — показывается понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять раз­личные точки зрения. Важно не механическое их сопоставле­ние или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студен­том суждения были подкреплены теоретическими положения­ми, фактами и конкретными примерами. Ценным является ис­пользование материалов парламентской и судебной практики. При добротном владении материалом не возникает необходи­мости частого и бессистемного цитирования авторов, исчезает фрагментарность изложения. Поскольку курсовая работа — результат самостоятельно­го изучения избранной темы, она должна быть написана сво­бодно, содержать необходимые и аргументированные обобще­ния и выводы.

В заключении подводится итог проделанной работы, ука­зывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяются узловые или вы­звавшие интерес проблемы. Следует отметить, какие вопросы имеют наибольшую практическую значимость для деятельнос­ти органов государственной власти и органов местного само­управления, обеспечения прав человека и гражданина, совер­шенствования федеративных отношений. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами.

Курсовая работа имеет титульный лист, на котором обо­значается название вуза, факультета, кафедры, темы, фа­милия и инициалы студента, номер его учебной группы, а также должность, ученая степень, научное звание, фамилия и инициалы научного руководителя. В самом низу титульного листа указывается город, где расположено учебное заведе­ние, и год подготовки курсовой. На следующей странице размещается план (оглавление) курсовой работы и определяется, на каких страницах разме­щены главы (разделы), параграфы, подзаголовки.

Все страницы курсовой работы должны быть пронумеро­ваны. Текст каждого раздела начинается с названия и его по­рядкового номера всоответствии с выработанным планом. Це­лесообразно выделять в тексте названия основных вопросов работы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами. Обычно применяется постраничная нумерация сносок в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной ли­тературы, включающий разделы: 1) нормативные акты, 2) кни­ги, 3) статьи.

В раздел «Нормативные акты» включаются действующие законодательные и другие официальные документы в следу­ющей очередности: Конституция РФ, федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, международно-правовые акты, постановления Конституционного Суда РФ, ре­шения других высших судебных органов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, ведомств, государственных комитетов, Консти­туции (Уставы) и законы субъектов Федерации, подзаконные акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления и т. п. Если использован ратифицированный и вступивший в силу международный договор Российской Фе­дерации, то он помещается в списке сразу после Конституции РФ.

В раздел «Книги" включаются все использован­ные монографические, публицистические и другие источни­ки, располагаемые в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, независимо от того, опубликовал ли он монографию, журнальную, гдзетную статью или рецензию. Если использован сборник научных статей, то он описывается по первой букве его полного названия. При описании монографии указывается фамилия автора с инициалами, полное название книги, город, год выпуска.

В разделе «Статьи» при описании журнальной статьи приводятся следующие данные: фамилия автора с инициала-ми, ее полное название, название журнала, год и номер вы­пуска.

Курсовая работа должна быть сброшюрована (прошита), аккуратно оформлена. На последней странице ставится лич­ная подпись автора, дата ее завершения, и только после это­го она сдается для регистрации методисту кафедры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.015 с.)