Тема 13. Президент Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Президент Российской Федерации



 

1. Правовой статус Президента РФ. Порядок избрания.

2. Прекращение полномочий Президента РФ. Процедура импичмента.

3. Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ.

4. Администрация Президента РФ и его представители в субъектах Федерации, других органах госвласти.

 

Методические указания

Пост Президента впервые был учрежден в России в 1990 г. Первый Президент РФ был избран путем прямых выборов 12 июня 1991 г. Конституция 1993 г. определила статус Президента, порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.

В соответствии с Конституцией (ст. 80), Президент является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов госвласти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Объясните данное положение с точки зрения взаимоотношений Президента с другими ветвями власти, а также наличие системы «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Важно и понять систему гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией России (ст. 81) и ФЗ от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации». Подробно остановитесь на принципах выборов, требованиях, которым должен отвечать кандидат в Президенты, порядке выборов и т.д.

Так, Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий ограничен шестью годами. Возможно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока – важное условие, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц.

Правом выдвижения кандидатов в президенты обладают: политические партии, избирательные объединения, граждане в порядке самовыдвижения. Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей; при этом в одном субъекте РФ – не более 50 тыс. подписей.

Выборы Президента могут быть только альтернативными. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 % включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, получивший свыше 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не был избран Президентом РФ, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов (второй тур). Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другой претендент.

В соответствии с Конституцией (ст. 91), Президент России обладает неприкосновенностью. Это означает, что личность главы государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном законом порядке. Конституцией РФ (ст. 92, 93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента. Общим основанием прекращения обязанностей – истечение конституционного срока полномочий. Момент прекращения полномочий – принесение присяги следующим главой государства. Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляются социальные и правовые гарантии.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий (п. 2, ст. 92). Предусмотрена и возможность досрочного отречения от должности за совершение преступления (процедура импичмента). Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но практически применяется очень редко. В РФ дважды предпринимались безрезультатные попытки импичмента – в 1993 и в 1999 гг.

Процедура импичмента в РФ предусматривает три стадии: выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ; заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ; отстранение Президента от должности Советом Федерации. Рассмотрите содержание стадий (ст. 93 Конституции РФ).

В случае досрочного прекращения Президентом полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Выборы нового Президента проводятся в трехмесячный срок.

Президент России обладает весьма значительным кругом полномочий. Полномочия Президента изложены в ст. 83 – 90, 107, 111. Их можно объединить в несколько групп: полномочия по формированию федеральных органов государственной власти; полномочия в области законодательства; в области внешних отношений и обороны страны. С содержанием перечисленных полномочий ознакомьтесь по тексту конституции.

По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы по своей юридической силе бывают нормативными (то есть имеющими общеобязательный характер и содержащие предписания общего характера) и ненормативные, то есть распространяющиеся условия на конкретных субъектов правоотношений и имеющие одноразовое применение). Президент России обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (отлагательное вето ст. 107).

Для выполнения своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ. Ее задача – создать необходимые организационные, информационные, материально-технические и прочие условия для обеспечения деятельности Президента. Для обеспечения взаимодействия Президента с парламентом главой государства назначается полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также в Конституционном Суде.

В состав Администрации Президента РФ входит полномочный представитель Президента в Федеральном округе, который является должностным лицом, представляющем Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в федеральном округе.

 

Темы рефератов

1) Введение поста президента в Российской Федерации.

2) Избирательная кампания по выборам Президента РФ.

3) Президент РФ в системе разделения властей.

4) Организация деятельности Президента РФ. Администрация Президента, советы, комиссии при Президенте РФ.

5) Проблемы отрешения Президента от должности: правовая база, основания и порядок.

 

Библиография

1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. 19.07.2009) «О выборах Президента Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

2. Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) «О гарантиях Президенту Российской Федерации прекратившему исполнение своих обязанностей и членам его семьи» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 7. – Ст. 617.

3. Указ Президента РФ от 5.08.1996 № 1138 «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1996.– № 33. – Ст. 3976.

4. Указ Президента РФ от 22.06.2004 № 792 (в ред. от 21.10.2008) «О полномочных представителях Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. - 28.06.2004. - № 26. - ст. 2651.

5. Указ Президента РФ от 6.04.2004 № 490 (в ред. от 21.10.2008) «Положение об Администрации Президента РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 15. – Ст. 1395. - № 24. - Ст. 2392.

6. Указ Президента РФ от 07.06.2004 № 726 (в ред. от 21.10.2008) «Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ и аппарате Совета Безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. – 14.06.2004. - № 24. - ст. 2392.

 7. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (в ред. от 30.04.2009) «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112.

8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 18.05.2009. - № 20. - ст. 2444.

9. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М., 2005. – 237 с.

10. Жилинский, С.Э. Наш Президент. Как он правит и как его избирают / С.Э. Жилинский. – М.: Юрист, 2004. – 104 с.

11. Зуйков, А.В. Предпосылки учреждения института президентства в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 22. – С. 14-18

12. Колбая, С.Г. О преемственности поста президента / С.Г. Колбая // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 6.

13. Коровникова, Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля права / Е.А. Коровникова // Конституционное и муниципальное право. -  2007. - № 17.

14. Панов, А.А. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации: общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти / А.А. Панов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3.

15. Статкявичус, М. Импичмент и его последствия / М. Статкявичус // Закон и право. – 2004. – № 10. – С.8.

16. Хутикаев, И.Д. Теория институционализации и вопросы становления института Президента Российской Федерации: учеб. пособие / И.Д. Хутикаев. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 48 с.

Контрольные вопросы

1) Как в России развивался институт президентства?

2) По какой избирательной системе проходят выборы Президента РФ?

3) На какие группы можно разделить полномочия Президента РФ?

4) Какие нормативные акты принимает Президент РФ?

5) Сравните полномочия российского Президента по Закону РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и по Конституции РФ.

6) Каковы полномочия Президента РФ по формированию государственных органов, назначению должностных лиц?

7) В чем состоят права Президента РФ, связанные с организацией и деятельностью законодательной ветви власти?

Тема 14. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти РФ.

2. Порядок выборов Государственной Думы.

3. Порядок формирования Совета Федерации.

4. Регламенты палат и внутренняя организация палат.

5. Компетенция Федерального Собрания и его палат.

6. Статус депутата ГД и члена СФ.

7. Порядок и основания роспуска ГД.

8. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания.

 

Методические указания

 

Учитывая обширность темы, целесообразно рассмотреть ее на двух семинарских занятиях с тем, чтобы детально ознакомиться с деятельностью Федерального Собрания, которое согласно Конституции РФ (ст. 94), является парламентом России.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII – XIII веках. Но в современном понимании парламенты стали формироваться в ХVII – ХIХ вв. Именно тогда они были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права в США и большинстве Европейских государств. Расскажите об истории парламентаризма в России.

Напомните, что идея народного представительства, воплощенная в парламентаризме – особой системе государственного руководства обществом, характеризующая разделением труда исполнительного и законодательного, была выдвинута Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими мыслителями. Охарактеризуйте важнейшие элементы парламентаризма: разделение властей, законность, представительство, уделив особое внимание последнему.

Рассматривая вопрос о месте ФС в системе госорганов, в первую очередь обратите внимание на следующее принципиальное положение: Конституция РФ учреждает ФС как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ч. 1, ст. 2). Другой важнейший принцип – ФС самостоятельно по отношению к другим органам власти. Это важно, поскольку независимость – важнейшее условие выполнения парламентом своих функций, что соответствует принципу разделения властей. Уделите внимание положениям ст. 94 Конституции, где ФС определяется как представительный и законодательный органы РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. ГД представляет все население РФ, СФ (верхняя палата) состоит из представителей регионов. Палаты работают раздельно и могут собраться только в трех установленных Конституцией случаях: для заслушивания послания Президента, для заслушивания посланий КС РФ, для заслушивания выступлении руководителей иностранных государств.

Объясните, почему установлен такой порядок? Почему парламент России двухпалатный, какую роль двухпалатность играет в принятии решений? Рассмотрите состав палат, принцип их комплектования.

Во втором и третьем вопросах остановитесь на порядке выборов депутатов ГД и порядке формирования СФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет (ст. 96, 97), одна половина которых до 2003 г. избиралась по мажоритарной системе, вторая по пропорциональной. Новое законодательство утверждает односистемный порядок выборов в ГД. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» определяет, что с 2007 г. выборы в Государственную Думу проводятся только по пропорциональной системе (пропорциональное представительство партий и движений). Существенным новшеством стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов. При этом оговаривается условие, что при любом итоге голосования в состав Думы должны пройти не менее двух избирательных объединений.

Порядок формирования Совета Федерации установлен ФЗ от 5.08.2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Этот закон не нарушает положений Конституции о вхождении в СФ по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов госвласти (ч. 2, ст. 95). Тем более, что в ч. 2, ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования СФ устанавливается федеральным законом. Новое в формировании СФ заключается в том, что если раньше в него входили по должности главы законодательного и исполнительного органа субъектов, то теперь входят определяемые на месте представители от госорганов и работающие на постоянной основе. Главам же исполнительной власти предоставляется возможность обсуждать государственные проблемы в Государственном Совете.

В соответствии со ст. 99 Конституции, ФС является постоянно действующим органом, поэтому требуется четко организованный порядок его работы, который регулируется Регламентом палат. Он регулирует все стадии работы палат – открытие, обсуждение вопросов, голосование и т.д. Определите роль руководителей палат, назначение комитетов и комиссий. Назовите основные из них, определите их статус и назначение, а также значение депутатских объединений: фракций и депутатских групп.

Начиная пятый вопрос, отметьте, что компетенция парламента – это объем полномочий, через которые раскрываются его основные функции. Компетенция устанавливается Конституцией на основе принципа разделения властей. Парламент выполняет строго определенные функции, не дублируя полномочия исполнительной и судебной властей. Федеральное Собрание выполняет три классические парламентские функции: принятие законов; утверждение государственного бюджета, контроль за исполнительной властью. Далее, опираясь на ст. 102 и 103 Конституции, конкретизируйте основные полномочия палат ФС.

Согласно ст. 103 Конституции, к ведению ГД относятся следующие полномочия, которые закреплены в ст. 103 – 106. Самым главным полномочием ГД является принятие законов. Только ей принадлежит право применять федеральные законы (ст. 105).

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания, обеспечивающей представительство субъектов РФ в законодательном органе государства. К ведению СФ относятся вопросы, изложенные в ст. 102 Конституции. Значительные полномочия СФ в области законодательства (ст. 102, 104, 105 Конституции РФ). В частности обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; войны и мира и другие (ст. 106).

Что касается статуса депутата ГД и члена СФ, обратитесь к положениям ФЗ от 8.05.1994 «О статусе депутата члена Совета Федерации и депутата статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в ред. 12. 05. 2009 г.). Принципиальное положение заключается в том, что членам парламента предоставляется особое право и дееспособность для того, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций. Раскройте содержание этой особой право- и дееспособности по следующей схеме: характер мандата парламентариев (императивный или свободный); общие требования к депутатам ГД и членам СФ; срок полномочий; формы деятельности; права и обязанности; неприкосновенность (иммунитет) членов парламента; материально-финансовые условия.

В седьмом вопросе изложите порядок и основания роспуска ГД, в соответствии с Конституцией РФ (п. 6 ст. 84). Президент РФ имеет право распускать ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. (Речь идет о досрочном прекращении деятельности палаты вопреки ее воли). Оснований для роспуска ГД всего три, и они сформулированы в ст. 3 и 117 Конституции РФ.

В заключиельном вопросе рассмотрите порядок принятия законов. Именно посредством принятия законодательных актов Российский парламент осуществляет свои властные полномочия. Процесс принятия законов (законодательный процесс) складывается из ряда стадий:

1. Законодательная инициатива.

2. Предварительное рассмотрение законодательного проекта.

3. Рассмотрение законопроектов в ГД в трех чтениях.

4. Принятие закона.

5. Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.

6. Подписание и обнародование закона. Подробно рассмотрите все стадии законодательного процесса, в том числе и порядок преодоления разногласий, возникших между Советом Федерации Государственной Думой, в связи с отклонением СФ принятых ГД законов.

Темы докладов и рефератов

1. Конституционные принципы парламентаризма.

2. Полномочия палат ФС РФ и порядок их осуществления.

3. Внутренняя структура и организация работы палат Федерального Собрания РФ.

4. Статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

5. Комитеты и комиссии Государственной Думы ФС РФ.

6. Федеральное Собрание в государственном механизме РФ: состояние и перспективы.

7. Проблемы парламентского контроля в России.

Библиография

1. Федеральный закон от 8.05.1994 № 3-ФЗ (в ред. от 12.05.2009) «О статусе члена СФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 2. – Ст. 74.

2. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 21. – Ст. 1919.

3. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (в ред. от 30.12.2006) «О парламентском расследовании Федерального» Собрания РФ //Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 1.

4. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. от 22.10.2009) «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.

4. Федеральный закон от 13.04.1995 № 7-ФЗ (в ред. от 12.05.2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст.170.

5. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. от 14.02.2009) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3336.

6. Постановление Государственной Думы от 18.01.2000 № 1-ПГД (в ред. от 24.04.2009) «О регламенте Государственной Думы Федеративное Собрание РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 4. – Ст. 355.

7. Постановление Совета Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ (в ред. от 07.07.2009) «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 33. – Ст. 635.

8. Абрамова, А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования / А.И. Абрамова // Журнал российского права. - 2007. - № 2.

9. Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России / С.А. Авакьян. М., 1999.

10. Амиантов, А.А. Конституционные принципы парламентаризма / А.А.Амиантов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 18.

11. Богачева, Н.И. Парламент России. Государственная Дума. Федеральное Собрание Российской Федерации / Н.И. Богачева. – М.: Развитие, 2005. – 218 с.

12. Булаков, О.Н. Парламентское право: учеб. пособие / О.Н. Булаков; под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрист, 2002. – 128 с.

13. Васькова, Л.Г. Партийный императивный мандат – новая модель взаимоотношений депутата и избирателей / Л.Г. Васькова // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 11.

14. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. -2006. - № 2 (I).

15. Гаман-Голутвина, О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2006. - № 3 (II).

16. Гранкин, И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования / И.В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 6.

17. Гранкин, И.В. Парламент России. / И.В. Гранкин. – 2-е изд., доп. – М.: Юрист, 2001. – 368 с.

18. Гранкин, И.В. От «нулевых чтений» к всенародному обсуждению законопроектов // Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 96-100.

19. Журавлев, М.К. К вопросу о правовом иммунитете членов СФ и депутатов ГД РФ / М.К. Журавлев // Уголовное право. – 2000. – № 1. – С. 88 – 93.

20. Колюшин, В.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ / В.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4.

21. Кудрявцев, В.Н., Кузнецова, Н.Ф., Комиссаров, В.С., Лунев, В.В. Конституция – это закон и для Государственной Думы // Государство и право. – 2007. - № 5. – С. 13-16.

22. Мартышин, О.В. Столетие учреждения Государственной Думы и судьба парламентаризма / О.В. Мартышин // Государство и право. - 2007. - № 2.

23. Минюк, Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право. – 2007. - № 6. – С. 94-98.

24. Нудненко, Л.А. К истории разработки и принятия Федерального закона «О парламенстком расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Государство и право. – 2008. - № 8. – С. 5-13.

25. Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.

26. Романов, Р.М. Российский парламентаризм: история и современность / Р.М. Романов; науч. ред. А.И. Яковлев. М., 2000.

27. Советников, И.В. Новеллы законодательства о статусе депутата Государственной Думы / И.В. Советников // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 1. 

28. Скурко, Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы // Государство и право. – 2007. - № 4. – С. 111-118.

29. Шаклеин, Н.И. К проблеме повышения эффективности законотворческой работы в России // Государство и право. – 2008. - № 10. – С. 78-85.

Контрольные вопросы

1) Какое положение занимает Федеральное Собрание в системе органов государственной власти, каков его конституционный статус?

2) Особенности выборов в Федеральное Собрание в 1993 году.

3) Чем отличаются законодательные полномочия каждой из палат Федерального Собрания?

4) Каковы контрольные полномочия Федерального Собрания?

5) При каких обстоятельствах может быть распущена Государственная Дума?

6) Какие изменения в формировании Совета Федерации произошли на современном этапе?

7) Как Вы расцениваете переход к выборам в Государственную Думу по пропорциональной избирательной системе?

8) Что такое законодательный процесс и каковы его стадии?

9) Какие законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.053 с.)