Ул. Центральная, 2, пгт Грибановский, 397240, тел. (47348) 3-01-72, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ул. Центральная, 2, пгт Грибановский, 397240, тел. (47348) 3-01-72,



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГРИБАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Ул. Центральная, 2, пгт Грибановский, 397240, тел. (47348) 3-01-72,

ОГРН 1023600614663, ИНН/ КПП 3609003606/360901001

e - mail grbsch3@mail.ru

 

                                          

                                       

«Утверждаю» Директор МКОУ Грибановская СОШ №3   ________________________ С.Н. Ширинкина Приказ по школе № 91/10 от «1»  сентября 2020 г.  
                                                                  

____________

Приказ № ___________

      от «_____»___________201_ г

 
 


 Программа обучения учащихся

Методу школьной медиации

 «Я- посредник», для учащихся 8-10 классов,

Учебный год, 24 ч.

Составитель:

педагог-психолог Горемыкина Е.Ю.

высшей квалификационной категории,

МКОУ Грибановская СОШ № 3

Грибановского муниципального района

Пояснительная записка

Актуальность. Актуальность создания службы медиации, предполагающей использование различных восстановительных практик, технологий разрешения затяжных конфликтов очевидна. По данным средств массовой информации усиливается тенденция к разжиганию конфликтности, агрессивности среди молодёжи. Агрессия направлена на себя и окружающих. Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов- переговорщиков для более эффективного разрешения конфликтов из числа обучающихся. Внедрение в Службу медиации школы принципа «равный – равному», посредниками- медиаторами конфликтной ситуации будут сверстники, позволит увеличить количества случаев обращения в Службу.. Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиатором - ровесником и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение.

Медиация «равный-равному» имеет ряд естественных преимуществ:

  1. школьники имеют возможность лучше понять суть проблем и переживаний своих ровесников в силу принадлежности к одной субкультуре;
  2. между ровесниками нет статусно-обусловленных отношений власти и подчинения;
  3. взаимодействие «равный-равному» позволяет сделать процесс медиации соразмерным возрасту конфликтующих сторон;
  4. медиация «равный-равному» способствует «нормализации» конструктивных способов разрешения возникающих противоречий.

В этой связи был разработан цикл занятий, представлен в виде тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия, медиационных практик старшеклассников.  Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков. Работать в Службе примирения школьными медиаторами будут учащиеся старших классов, прошедшие подготовку по программе «Я- посредник!».

Теоретическое обоснование программы. Готовность подростков к осуществлению медиации по принципу «равный-равному» включает, как минимум, три важнейших компонента:

· мотивационный компонент, предполагающий «информированную заинтересованность» подростка в осуществлении школьной медиации, то есть желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях  процедуры медиации;

· когнитивный компонент, включающий знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в детских и подростковых конфликтах;

· технологический компонент, заключающийся в овладении подростками - будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный-равному».

Программа обучения учащихся методу школьной медиации «Я- посредник» была разработана на основе следующих нормативных документов:

- Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р).

- Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации N 1430-р от 30 июля 2014 г.).

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утвержденаУказом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761).

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015* года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)

-Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 26 декабря 2017 года N 07-7657 О направлении методических рекомендаций.

-Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн).

- Инструктивно-методического письма Комитета по образованию г. С.-Петербург «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации».

-Программы подготовки команды учащихся  к работе в школьной службе примирения «Медиация ровесников», Ткачёва О.Ю., «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, г. Пермь, 2017 г.

Цель программы: теоретическая и практико-ориентированная подготовка потенциальной команды школьной службы медиации. Обучение методу школьной медиации учащихся и подготовка «групп равных».

Задачи:

1. Создавать условия для развития коммуникативных и рефлексивных способностей участников и позитивной Я-концепции.

2.Содействовать личностному позитивному развитию участников программы.

3.Развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;

4.Развить способности к адекватной оценке конфликтной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.

5.Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения, анализа конфликтной ситуации.

6.Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;

7.Формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Ожидаемые результаты: формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к разрешению подростковых конфликтов в качестве посредника, соблюдающего  принципы, правила, этапы медиации в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в:

· конструктивном разрешении конфликтов;

· владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации при их разрешении;

· заинтересованности в дальнейшем  личностном росте и самореализации в общественной деятельности;

Включение обученных детей в Школьную службу медиации позволит снизить количество конфликтов в школе, транслировать опыт медиативных техник в массы, что будет способствовать оздоровлению школьной среды.

       Сроки реализации

Курс рассчитан на 24 занятия, по одному академическому часу в неделю..

Категория участников

Программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, заинтересованных в обучении навыкам медиации, эффективным при разрешении конфликтов между детьми, подростками, Предназначена для группы подростков в количестве 6-12 человек.

Форма реализации программы:

Очная, предполагает групповые занятия с элементами тренинга.

 

Учебно-тематический план

  Тематические блоки / темы количество часов
1 Введение-диагностический блок 2
1.1 Я-переговорщик-чему и как хочу учиться 1
1.2 Моё «Я»-Хочу. Могу. Надо. 1
2 Мотивационный блок 3
2.1 Что такое медиация? 1
2.2 Каким должен быть настоящий медиатор 1
2.3 Зачем люди становятся медиаторами 1
3 Управление эмоциями 3
3.1 Откуда медиатору взять столько сил и терпения 1
3.2 Особенности эмоционального общения. 1
3.3 Как развить навыки самообладания при общении с конфликтными людьми 1
4 Основы конфликтологии 6
4.1 Почему люди ссорятся 1
4.2 Что такое конфликт 1
4.3 Причины возникновения конфликтов в школе 1
4.4 Конструктивное решение конфликта 1
4.5 Бесконфликтный стиль общения 1
4.6 Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации 1
5. Технология медиации 8
5.1 Медиация-искусство переговоров-занятие 1 1
5.2 Медиация-искусство переговоров-занятие -2 1
5.3 Эффективная коммуникация 1
5.4 Как правильно слушать собеседника 1
5.5 Учимся процедуре медиации 1
5.6 Подготовительный этап медиации- получаем навыки 1
5.7 Основной этап медиации-тренируемся в организации 1
5.8 Заключительный этап медиации. 1
6 Чему мы научились. 2
6.1 Вот что значит быть медиатором. 1
6.2 Итоги-успехи и трудности. 1
  Итого: 24

Содержаниие

Вводное слово ведущего.

Представление ведущего, благодарность заинтересовавшимся проблемами медиации и готовым участвовать в работе обучающей группы, вводное слово о целях данного занятия. Знакомство с информационным стендом по медиации.

Упражнение «Ассоциация». Ведущий называет слово темы занятия «Переговорщик» и все участники по кругу называют по одному слову ассоциации на слово ведущего (Медиация, договор, разговор, общение, спор, конфликт, стороны, спорщики, медиатор, согласие, мир, слушание, понимание, дружба, посредник). Все слова записываются на ватмане.

-Какие из слов вызывают положительные эмоции, какие отрицательные? Предлагаю сформулировать, с использованием записанных слов, к чему в конфликтной ситуации могут привести переговоры с помощью посредника-медиатора.(Переговоры, в идеале, при разрешении конфликта с помощью медиатора должны прийти к окончательному разрешению затяжного конфликта и согласию сторон по обсуждаемым вопросам, к миру и дружбе между бывшими спорщиками).

Упражнение. «Бросание мяча». Вместо мяча можно использовать небольшой клубок ниток и т.п.

Инструкция: «Во время упражнения разговаривать нельзя. Бросайте мяч друг другу так, чтобы он как можно дольше не упал на пол и побывал у всех участников. Я буду считать вслух».

Затем идет обсуждение: что помогает справиться с таким заданием? что затрудняет его выполнение? После этого ведущий говорит о том, что выполнение этого упражнения наглядно показывает, как мы в жизни общаемся друг с другом: уважительно, с вниманием или грубо, думая только о себе.

Упражнение «Имена».  Затем ведущий говорит о том, что во время общения очень важно называть друг друга по имени, и предлагает каждому участнику назвать свое имя или имя. Которым мы его будем называть в нашей группе. Имя. которое ему нравится и почему.

Упражнение «Солнце». Ведущий по желанию или выбранный считалочкой становится в центр круга. Расставляет всех участников  на определенном расстоянии от себя, кто сильнее «греет», с кем комфортнее, приятнее находиться ближе, тех ближе к себе, с кем менее уютно, тех дальше.

Говорит по очереди каждому ближе подойти или дальше отойти. «Стоп» говорит, когда расстояние до члена группы ведущего устраивает.

После выполнения упражнения предлагает задуматься, чему оно нас учит.

Упражнение «Наши ожидания»

На листе ватмана каждый пишет ответ на вопрос: «Чего я жду от участия в занятиях?». Ведущий зачитывает надписи, все угадывают, кто это написал.

Затем ведущий предлагает участникам познакомиться с надписями на листах, которые он располагает в центре круга:

• Хочу узнать, что такое медиация, и научиться разрешать конфликты.

• Хочу научиться лучше общаться со сверстниками.

• Хочу хорошо и весело провести время.

• Хочу узнать что-то новое о себе.

• Я не жду ничего особенного.

Каждому участнику нужно выбрать для себя одно утверждение и написать на соответствующих листах своё имя.. Затем ведущий обобщает получившиеся результаты, знакомит участников с целями и задачами программы, тематическими блоками (фиксируя их на ватмане), форматом работы в рамках программы.

Мозговой штурм «Какие правила работы группы помогут нам добиться лучшего результата, больше узнать, понять, выработать навыки». Две команды. Каждая зачитывает по очереди по одному правилу, вторая фиксирует совпадения в правилах.

 Здесь же ведущий вводит основные правила работы группы:

-недопустимость опозданий,

- запрет на использование физического насилия и ненормативной лексики.

- запрет на оценочные суждения- использование «Я-высказываний»

-конфиденциальность,

-правило поднятой руки,

-говорит один человек.

- Правила фиксируются на листе ватмана.

Вводное слово ведущего.

       Я сейчас вам напишу на доске тему занятия, а вы по очереди выскажите свои предположения о цели нашего занятия, а также о том, какой смысл я вложила в понятия- Хочу. Могу. Надо.

Вывод: Хочу –это наши мотивы, причины, которые привлекли нас в группу медиаторов. У кого-то это частые конфликты дома или в школе, у кого-то желание стать мудрее и возможно выбрать профессию психолога, педагога, а некоторым нравится играть в психологические игры, открывать тайны отношений между людьми.

Могу -это наши способности к деятельности переговорщика- медиатора, наш темперамент, характер, интеллект, которые облегчат(есть задатки к способностям,необходимым медиатору) или затруднят обучение по программе «Я-переговорщик».

Надо -это те черты и качества, которые вам необходимо изменить, развить, чтоб стать профессионалом-медиатором. Это Надо важно не только вам, на и людям. Которым вы будете помогать разрешать конфликт.

Упражнение «Весы». Это игра на знакомство. Она поможет больше узнать о вас не только окружающим, но и вам самим. Вы называете своё имя, принятое на первом занятии, поднимаете две руки ладонями вверх, изображая весы. Говорите, что на правую чашу весов вы хотите положить какой-то свой недостаток, от которого хотели бы избавиться. На левую руку- чашу весов своё достоинство, свой резерв, черту характера. Которая вам поможет справится с недостатком.

Рефлексия упражнения. Поднимите руки те, кто называл свою отрицательную черту характера. Мешающую конструктивному общению, налаживанию контактов с окружающими. А теперь по очереди сформулируйте личную цель-чему в первую очередь вы хотели бы научиться, чтоб стать успешным медиатором. Запишите на листочке, сохраните до конца занятий.

Тест Бёрна Э. «Дитя. Взрослый. Родитель» Приложение 1

Рефлексия теста. Как вы считаете, чего в медиаторе профессионале должно быть больше. Детсккого, Родительского или должен преобладать Взрослый. (Мнения членов группы)

Вывод: Сочетание ВДР( Взрослый. Дитя. Родитель) оптимально. Беспристрастность, объективность, мудрость, чтоб выявить проблему от Взрослого, живость Дитяти, понимание себе подобных капризных и конфликтных людей. В конце- возвращение к правилам и нормам жизни в обществе, чтоб выполнять договор- примирения и существовать не нарушая права ближнего и общечеловеческие нормы от Родителя.

Ведущий. Вы узнали что-то о себе, о своих способностях, задатках. Поработали над нашим МОГУ. Сформулировали личную цель, чему вы хотите научиться- это ваше ХОЧУ. А теперь давайте выясним, чему нам всем НАДО научиться, чтоб стать медиатором.

Упражнение «Мозговой штурм»- 4 команды.

Вопрос: «Какие качества необходимы медиатору, для успешной работы?»

Обсуждение. На основе качеств вырабатываются принципы работы медиатора, записываются на ватмане.

1.Внимательно слушать каждую сторону конфликта.

2. Быть объективным, не поддаваться эмоциям.

3.Выдержка и беспристрастность.

4.Равноправие строн- равное время высказывания, расположение в пространстве.

5.Конфединциальность.

6. Безоценочные суждения на основе Я-высказываний.

7.Поднятой руки-давать высказаться тому, кто этого желает.

8.Контроль эмоций собеседников-следить за соблюдением правил переговоров.

9.Заинтересрованность в результате.

10. Мудрость в формулировке проблемы, сути вопросов для дискуссии при затруднениях сторон.

Рефлексия. Что понравилось на занятии больше всего, что вызвало напряжение, затруднение?

Мотивационный блок

 

2.1. Тема: Что такое медиация?

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию об истории и сути понятия медиация, развивать навыки взаимодействия в группе.

Ход занятия

Упражнение «Приветствие по- разному». По кругу должны поприветствовать соседа, но каждое новое приветствие не должно повторять предыдущие. Вывод о том как много способов установления контактов с людьми, вербальные и невербальные, с различным выражением эмоций с помощью мимики.

Упражнение «Поменяйтесь местами». Ведущий должен называть какое-либо качество, необходимое медиатору начиная с фразы «Поменяйтесь местами те, кто считает себя добрым, кто умеет слушать друзей, кто не любит спорить, кто умеет помочь решить проблему и т. д.

Упражнение «Вырвись из круга». Водящий по желанию стоит в кругу, остальные участники держатся за руки и не хотят выпускать ведущего из круга. Силовыми методами он из круга вырваться не может. Он должен сделать так, чтоб его выпустили из круга, разомкнули руки. Он может обратиться к любому участнику, в любом месте круга с просьбой выпустить.

Рефлексия упражнения. Какой способ договорится с кругом оказался наиболее эффективным?

Вывод: насильственная позиция «Сверху», приказ и команда вызвали реакцию протеста.

Пристройка «Снизу» -жалобы, упрашивания с призывом пожалеть, вызвали желание задавить, неверие в искренность. Позиция «На равных», комплименты и призыв к дружеской поддержке, юмор вызвали желание уступить, помочь.

Ведущий: О медиации. Медиа́ция — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Имеет определённые условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

добровольность,

конфиденциальность,

взаимоуважение,

равноправие сторон,

нейтральность и беспристрастность медиатора,

прозрачность процедуры.

История медиации. Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник» — internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, и, наконец, mediator.

В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду со жрецами или вождями племени.

Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

Упражнение «Интервью»

Группа делится на пары с помощью приема «Паззлы». В паре по очереди исполняются роли «звезды» и «журналиста». «Журналист» берет интервью у «звезды» на тему по выбору «звезды»:

• «как я помог разрешить конфликт»

• «как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось»

• «почему я стараюсь не вмешиваться в конфликты»___________________________________

План интервью «Как я помог разрешить конфликт»

1. Опиши конфликт, который произошел

2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?

3. Какие действия ты предпринял?

4. Чем закончилась ситуация?

5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?__________________________________

План интервью «Как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось»

1. Опиши конфликт, который произошел

2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?

3. Какие действия ты предпринял?

4. Чем закончилась ситуация?

5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?__________________________________

Обсуждение строится на материале актуальных конфликтов, с которыми столкнулись участники. Перед выбором темы, который делает «звезда», крайне важно подчеркнуть, что любые действия человека, на глазах которого разворачивается конфликт между другими людьми, являются «нормальными» и «правильными», если, конечно, он не допускает в адрес конфликтующих оскорбительных высказываний или физического насилия, или же не оставляет людей в заведомо опасной для их жизни ситуации. Группе будет интересен любой опыт, главное - что он ваш.

Перед началом интервью вводится норма конфиденциальности: что это такое, почему ее соблюдение важно для медиаторов. Учитывая, что люди, о которых идет речь в историях, могут быть известны кому-то из участников группы, в целях соблюдения конфиденциальности их предлагается обозначать без упоминания имен, например, «две девочки-десятиклассницы», «два взрослых человека, муж и жена» и т.д.

Время на одно интервью - 4 минуты. Потом участники меняются ролями. В процессе интервью «журналисты» пользуются карточками с опорными вопросами, но ответы «звезды» не записывают.

Затем в общем круге каждый «журналист» представляет историю своей «звезды» группе.

Затем ведущий просит группу поделиться своими впечатлениями, отвечая на два вопроса (используется «микрофон»):

• каковы «риски» медиации?

• каковы «плюсы» медиации?

Делается вывод о том, что медиация - это непростой процесс, требующий подготовленности проводящих его людей, однако в случае грамотного проведения она очень полезна для сохранения и развития отношений между ними. В завершении ведущий благодарит за интересные и показательные истории, за искренность и смелость поделиться опытом, в том числе и непростым.

Рефлексия.

Что именно о процедуре медиации осталось не понятым? В чём вы хорошо разобрались? Установка на то, что подробнее процедуру медиации мы будем разбирать позднее.

 2.2  . Тема:Каким должен быть настоящий медиатор

Цель: создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора.

Ход занятия:

 Приветствие.
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и охарактеризовать себя, назвав одно свое положительное личностное качество. Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться с тем, какие наши качества помогут нам быть успешными медиаторами».

Упражнение «Качества медиатора».
Участники по кругу называют по одному качеству, необходимому медиатору (2-3 круга). Ведущий фиксирует их на доске или ватмане. Затем участникам предлагается выбрать самые важные, с их точки зрения, качества, поставив около них «плюсики» (не более трех «плюсиков» от участника). Таким способом выбираются 6 самых значимых качеств. Они записываются в рабочих листах на концах лучей, выходящих из центральной точки:

Затем каждый участник отмечает степень выраженности этих качеств у себя, исходя из шкалы «в центре ноль, на конце луча – 100 %». Получившиеся точки соединяются ломаной линией, пространство между ломаной линией и внешним кругом заштриховывается («пространство роста»).

Ведущий кратко рассказывает о способах развития того или иного качества в повседневной жизни. В итоговом обсуждении участникам предлагается озвучить то качество, которое, с их точки зрения, нуждается в развитии в наибольшей степени, и сформулировать конкретный план действий.

Упражнение «Я медиатор, я могу вам помочь»
После предварительной подготовки (5 минут) от  «рекламируют» себя как потенциального медиатора  и Службу медиации, как наиболее эффективный метод разрешения конфликтов.(в общем круге).

Рефлексия

Что осталось не понятым? В чём вы хорошо разобрались?

Занятие 2.3Зачем люди становятся медиаторами

Цель: создание условий для рефлексии собственных мотивов, значимых для выполнения функций медиатора.

Ход занятия:

Приветствие.
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и охарактеризовать себя, ответив на вопрос: «Почему я хочу быть медиатором». Ведущий объявляет за-дачу занятия: «Разобраться с тем, какие мотивы помогут нам быть успешными медиаторами».

Упражнение «Мотивация медиатора».
В разных углах помещения раскладываются листы, на которых перечислены различные конструктивные мотивы медиаторов:

  • Хочу помогать людям
  • Хочу уметь успешно разрешать конфликты
  • Хочу пользоваться заслуженным авторитетом
  • Думаю, что моя будущая профессия будет связана с общением с людьми, и хочу подготовиться к ней

Участники перемещаются по помещению, находят лист, соответствующий их представлениям о собственной мотивации, обводят на этом листе свою ладонь и ставят внутри подпись. Получившиеся под-группы готовят мини-презентацию своей позиции («чем именно это мотив может помочь медиатору») и представляют в общем круге. Ведущий подчеркивает, что все перечисленные мотивы конструктивны, то есть помогают успешно выполнять функции медиатора без ущерба для собственной личности.

Упражнение «Неконструктивная мотивация»
Подгруппы работают в предыдущем составе. Необходимо перечислить те мотивы, которые, с точки зрения участников, были бы неконструктивными (мешают работе) и могли бы рассматриваться как «противопоказание» к работе медиатором, а также обосновать свою позицию. Результаты обсуждаются в общем круге.

Мотивы:

-Хочу научиться управлять людьми.

-Хочу побеждать в споре

-Хочу играть в психологические игры.

-Хочу, чтоб мама перестала мной командовать.

- Ради друга, который уговорил прийти на занятия.

-Меня заставили родители, учителя из-за моей конфликтности.

Упражнение «Футболка с рисунком и надписью»
Организуется индивидуальная работа. Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать футболку, на ней нарисовать картинку, символизировавшую бы их как людей, сообщал о них какую-то важную информацию, а с другой – рассказывал бы о них как медиаторах, можно написать фразу со скрытым смыслом на ту же тему. Представляются в общем круге, презентация заканчивается обсуждением.

Рефлексия.
По кругу ответить на вопрос темы: «Зачем люди становятся медиаторами? Задача не повторять предыдущие высказывания.

Управляем эмоциями

Приветствие

       Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и продолжить предложения ведущего (каждому участнику ведущий одно любое предложение):

- Я сегодня проснулся и почувствовал…

-Сейчас моё настроение…

-Мне очень нравится сейчас…

-Поднять моё настроение может…

-Испортить моё настроение может..

-Моё настроение зависит…

-Люди, которые портят моё настроение обычно…

-Сталкиваясь с конфликтными людьми, я…

-Медиатор должен уметь справляться…

-Толерантность-это качество…

Ведущий просит предположить, над какими качествами мы будем работать, что тренировать как будущие медиаторы посредники.

Вывод-  цель занятия: «Разобраться с тем, как медиатор может справляться с негативными эмоциями, которые могу возникнуть в связи с работой, осознать личностные ресурсы, значимые для выполнения функций медиатора.».

Упражнение «Страшилка»

       Организуется работа в малых группах. Для деления на группы используется прием «Эмоции»: участники вытаскивают из мешочка карточки с названием положительных эмоций (например, радость, удивление, интерес), по команде ведущего изображают их мимикой и таким способом находят партнеров.

       Подгруппы сочиняют страшилку о своей будущей работе медиатором, начиная ее словами: «Одна девочка/один мальчик начал работать в школьной службе медиации...». Перед работой участникам напоминается о правилах написания страшилки: в ней нет имен, поступки героев не обязательно должны быть мотивированы, напряжение постепенно нагнетается, потом следует кульминация и развязка. После окончания страшилки «страшным голосом» зачитываются в общем круге. Обсуждается, с какими отрицательными эмоциями может столкнуться медиатор в своей работе.

 Упражнение «Аптечка самопомощи»

       Участники работают индивидуально. Необходимо на отдельных листочках написать те способы справиться с отрицательными эмоциями, которые им помогают в жизни. Затем на доске или на ватмане рисуется «аптечка», разделенная на две части: «препараты экстренного действия» и «общеукпреляющие препараты». Участники приклеивают свои записки в одно из отделений «аптечки» и комментируют их

Рефлексия

       Что понравилось на занятии, что вызвало затруднение.

Ход занятия

Приветствие Ведущий приветствует девочек: «Хелло, красотки!» Мальчиков: Привет, маменькины сынки!». Участникам предлагается по очереди закончить фразу «Моё настроение сейчас…..Приветствие ведущего вызвало у меня  …..»- назвать эмоцию.

Упражнение «Моё настроение» Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, охарактеризовав при этом свое настроение, ассоциируя его с каким-нибудь образным выражением. Фразой из фильма: «Непробиваемое как бетонная стена» или «Спокойствие, только спокойствие».

Обсуждение.

Волонтёр читает стихотворение:

Есть слова- конфликтогены

Провоцируют конфликт.

Обзываем, оскорбляем.

Кто общаться так привык?

Стоит только снизить градус

Напряженности в словах.

Слушать, слышать, разобраться,

Может я где-то не прав?

Нужен для того посредник,

Чтоб вам правила назвать:

С тактом, с чувством, с расстановкой,

Суть конфликта обсуждать.

И тогда обиды быстро,

Все рассеются как дым.

И дружить как прежде будем,

И конфликт не повторим.

Вопрос: Вспомните, о чём мы говорили и ответьте на вопрос «какова на ваш взгляд причина конфликтов затяжных и неразрешимых?»

(Одна из причин, по которой развиваются конфликты могут является неспособность человека управлять эмоциями)

Вопрос: А как на ваш взгляд выражать свои эмоции, что не «разжигать» конфликты?

(Словесно. Наш мозг сохраняет эмоциональный опыт, но дает языку возможность выразить словами эти эмоции).

Основы конфликтологии

Тема: Почему люди ссорятся

Цель: профилактика конфликтности и агрессивности.

 

Ход занятия

Слово ведущего. Вопрос подберите ассоциации к слову ссора. Какие слова всплывают в вашем сознании, когда я называю вам это слово- «ссора».

(драка, ругань, спор, конфликт, разборки, обида, брань, жадность, обидные прозвища, обман). Как вы думаете, какая тема будет у нашего занятия. Первое слово темы «Почему?» Как вы думаете,что стоит в конце темы предложения, какой знак пунктуации (Знак вопроса, т.к. Почему вопросительное слово).

Тема: Что такое конфликт

 Цель: расширение представлений подростков о психологической сущности конфликтов.

Ход занятия:

Приветствие
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, сопроводив их приветственным жестом (помахав рукой, послав «воздушный поцелуй» и т.д.). Желательно, чтобы жесты не повторялись. Ведущий объявляет задачу занятия: «Поближе познакомиться с тем, что такое конфликт».

 Упражнение «Ассоциации»
Группа перечисляет ассоциации на слово «конфликт» (2-3 круга, не повторяясь). Все ассоциации записываются на доске, причем ведущий делит их на два столбика: первый характеризует конфликт как негативное явление, второй – как явление со знаком плюс. Затем предлагает участникам догадаться, по какому принципу ассоциации разделялись. Если были даны только негативные ассоциации, можно спросить, для чего, с точки зрения группы, оставлена вторая половина доски, привести примеры («в споре рождается истина» и т.д.), предложить еще один круг ассоциаций на слово «конфликт» со знаком «плюс». По результатам упражнения делается вывод о том, что конфликт – это не «приговор», не «конец отношений», а повод понять, что между людьми возникли разногласия, и прояснить их.

Аналитики

По подгруппам формулируем определение конфликта, понятия конструктивное разрешение конфликта, деструктивное разрешение конфликта. (Конфликт- это стол

Упражнение «Снежинки»
В ходе упражнения группа работает молча, выполняя инструкцию: «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.181 с.)