Тема: Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации



Цель: расширение представлений о способах разрешения конфликтов.

Ход занятия:

 Приветствие
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, охарактеризовав при этом свое настроение, подняв большой палец вверх («отличное!»), показав большим пальцев в строну («нормальное») или вниз («так себе»). Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, какие способами люди выходят из конфликтов и насколько эти способы продуктивны, конструктивны».

Упражнение «Башня»
Группа делится на четвёрки по принципу соседства в круге. Каждая четвёрка получает  5 листов бумаги. Клей карандаш. Необходимо построить башню на конкурс- самую высокую и самую устойчивую.  Затем башни представляются в группе, обсуждаются вопросы:

  • Как проходил процесс создания?
  • Какую стратегию поведения выбрал участники, кто командовал, кто отстранялся, кто выполнял команды был молчаливым исполнителем, кто предлагал обсудить стратегию создания башни?

Делается вывод о том, что в ситуации противоречия интересов люди могут выбирать разные способы поведения.

Упражнение «Стили поведения в конфликте»
По кругу запускаются разноцветные карточки, на которых перечислены пословицы, отражающие разные способы поведения людей в конфликте:

Серая карточка:
1. Худой мир лучше доброй ссоры
2. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит
3. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой
4. Кто спорит – тот ни гроша не стоит
5. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора

Красная карточка:
1. Кто сильнее, тот и прав
2. Слово «победа» может быть написано только на спинах врагов
3. Кто отступает, тот обращается в бегство
4. В этом мире есть только две породы людей – победители и побеж-денные
5. Если мы не можем заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать, как мы хотим

Желтая карточка:
1. Лучше уступить, чем врагов себе нажить
2. Не подмажешь – не поедешь
3. Убивай врагов своей добротой
4. Лаковый теленок двух маток сосет, а упрямый – и одной
5 Если в тебя бросили камень – брось в ответ пушинку.

Синяя карточка:
1. Рука руку моет
2. С паршивой овцы хоть шерсти клок
3. Ты – мне, я – тебе.
4. Взаимные уступки прекрасно решают дело
5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Зеленая карточка:
1. Ум хорошо, а два лучше
2. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить
3. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие
4. Чистосердечность, честность и доверие сдвигают горы
5. Копай без устали и докопаешься до истины

Участникам предлагается выразить свое согласие с утверждениями, написанными на карточках, взяв из коробки, стоящей в центре круга, столько квадратиков определенного цвета, сколько раз они согласились с содержанием соответствующей карточки.

 

По результатам подводятся итоги:

  • серые квадратики – стиль уклонения («стиль страуса»)
  • красные квадратики – стиль соперничества («стиль акулы»)
  • желтые квадратики – стиль приспособления («стиль овцы»)
  • синие квадратики – стиль компромисса («стиль лисицы»)
  • зеленые квадратики – стиль сотрудничества («стиль совы»)

При обсуждении результатов важно подчеркнуть, что «хороших» и «плохих» итогов здесь нет. У каждого из нас есть свои «любимые» стили поведения в конфликте, однако, зная об этом и следя за своим поведением, при желании их можно изменить.

Ведущий дает краткую характеристику каждому стилю. Затем группа делится на подгруппы в соответствии с преобладающим цветом выбранных квадратиков (должно получиться 5 подгрупп). Каждая подгруппа готовит мини-презентацию доставшегося ей стиля поведения в конфликте, пользуясь следующей схемой (фиксируется на доске):

  • девиз, выражающий суть стиля
  • пример из жизни
  • плюсы этого стиля
  • минусы этого стиля
  • ситуации, в которых этот стиль может помочь
  • ситуации, в которых этот стиль может оказаться бесполезным и даже вредным (7 минут).

Результаты представляются группе. Ведущий фиксирует презентации на доске или ватмане, заполняя таблицу:

Рис.4. Результаты

Обобщая, ведущий проговаривает ильные и слабые стороны каждого стиля, подчеркивая тем самым, что среди нет однозначно «правильных» и «неправильных». «Правильный» стиль – это стиль, соответствующий ситуации. Ведущий открывает группе «один из главных секретов медиации»: медиация в качестве обязательного условия предполагает желание конфликтующих сторон разрешить конфликт. Участники высказывают свое мнение о том, какие стили поведения в конфликте уместны тогда, когда люди искренне хотят его успешно разрешить.

Упражнение «Варежки»

Группа делится на пары с помощью приема «Варежки»: каждый получает картинку с изображением варежки, для образования пары нужно найти участника, которому попалась варежка с таким же рисунком. Затем нужно договориться с партнером и одинаково раскрасить варежки, используя те стратегии поведения, которые наиболее приемлемы в случае медиации. (4 минуты).
Результаты представляются группе. Пары по очереди рассказывают, такие слова они использовали, чтобы договориться друг с другом. Ведущий фиксирует слова на доске.

Рефлексия. Что нового узнали? Что не понравилось? Что понравилось?

Технология медиации

 5.1. Тема: «Медиация-искусство переговоров»- занятие 1

Цель: обучение процедуре медиации, как наиболее эффективному методу разрешения конфликтов.

 

Ход занятия:

Ведущий: Притча: В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничил полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали приказ. В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что наутро воды в озере стало совсем мало. Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи несколько человек были арестованы, а утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади. Ночью горожане вышли на поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.В другой восточной стране также получилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Горожанам сообщили об истощении запасов воды в озере и предложили вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и лёгкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив личных участков двумя днями в неделю. Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

  Волонтёр 2: «О чём эта притча?». Обсуждение: Об умении договариваться. О том,что выход из трудной, тупиковой ситуации можно найти, для этого лучше всего организовать переговоры. Любая проблема решаема, если выслушать много мнений, обсудить их, выбрать наиболее эффективное решение. То, которое при меньших затратах принесёт больший результат).

Ведущий: Умение договариваться – важный полезный навык современного человека. Среди различных методов разрешения конфликтов наиболее конструктивным считается метод переговоров. Переговоры (медиация)– это совместное обсуждение конфликтующими сторонами (с возможным привлечением посредника (медиатора) спорных вопросов с целью достижения согласия. По мнению известных американских конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, этот метод характеризуются четырьмя основными правилами:1. «Отделить человека от проблемы». Мы говорим о предмете спора, а не о том, какой плохой человек вступил с нами в конфликт. Не переходим на личность. Критика личных качеств участников переговоров не способствует поиску путей разрешения конфликта. Выберете фразу, которая нарушает это правило: а) После какого слова началась драка, кто нанёс первый удар? б) Ты всегда первый начинаешь драку?

Волонтёр 1: 2. «Сконцентрироваться на интересах, а не на позициях». Оппоненты могут скрывать своих позиции и тем более интересы. Прежде всего нужно исследовать интересы каждой стороны, т. е. докопаться до сути причин конфликта. Задание: Определите, позиция или интерес лежит в следующих фразах, обращенных к члену семьи: а) Ты должен делать не меньше меня по хозяйству, поэтому помой посуду. (Позиция- это моё мнение, почему бы тебе не подчиниться). б) Мне не нравится мыть посуду, поэтому я буду убирать в квартире, а ты мой посуду. (Интерес- сказал об истинных причинах того, что делегирует мытьё посуды члену семьи). Доброволец 1: «Как вы считаете, согласиться ли тот, к кому обращаются с такими фразами, подчиниться?» (Возможно да, но чаще нет, т.к. фразы звучат в приказном тоне, могут вызвать сопротивление, протест. Эта позиция «Сверху» чаще вызывает недовольство, желание сделать наоборот. В том случае, если интересы не противоречат друг другу, то может подчиниться, при произнесении второй фразы. Если мытьё посуды нравится, или другая работа, которую собирается выполнять оппонент, ещё более неприятна). Доброволец 2: 3 правило «Разработать взаимовыгодные варианты». Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, которые понравятся обеим сторонам. Пример: вы уже слышали в предыдущем правиле, но интерес второй стороны: Не против мытья посуды, выявляется в процессе переговоров. Доброволец 3: 4 правило «Найти объективные критерии». Объективные - справедливые. Каждый из конфликтующих- субъект. Субъективные критерии могут учитывать интересы одного и ущемлять интересы другого. В этом случае соглашение о примирении после конфликта может не выполняться. Одна из сторон чувствует себя ущемлённой. Найдём объективные критерии к конфликтной ситуации: Сын просил завести собаку, обещая за ней ухаживать. Мама согласилась. Но собаку необходимо выгуливать рано утром, перед учёбой в школе сына. Мама и сын не могут договориться, кто это будет делать. Разыграть ситуацию примирения с помощью посредника, который участвует в поиске вариантов- альтернатив.

Предложенные варианты:

-Сын, обещал заботиться о собаке, значит выгуливает собаку он.

-Мама,более ответственная, а сын должен взять на себя некоторые хозяйственные обязанности мамы.

-Каждый вечер договариваться, кто на следующий день гуляет с собакой в зависимости от напряженности следующего учебного дня.

-Установить дежурство по неделям и каждый из членов семьи чётко выполняет договоренности, за исключением редких случаев, о которых заранее договаривается.

-Медиация- это переговоры в которых стороны действуют с позиции интересов, соглашение достигается добровольно, этапы переговоров являются и этапами медиации (здесь есть дополнительный этап - вступительное заявление), используются одни и те же волшебные приемы.

Принципы:

-Добровольность- начать переговоры или выйти из них.

-Конфиденциальность- неразглашение всего что происходит на переговорах.

-Сотрудничества и равноправия сторон.

-Беспристрастности и независимости медиатора. (Приложение 3)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.012 с.)