Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная и международная экономическая деятельность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекции: 1. МТ: основные понятия, виды, формы и методы. 2. МР: понятие, сущность, основные характеристики, функции в МЭ. 3. Экономическая независимость, зависимость и взаимозависимость. 4. Национальная и международная экономическая безопасность.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Развитие МТ обусловлено: - Образованием МР, как исторической предпосылки мирового производства - значительным расширением размеров производства, и емкости международного рынка, в то время как емкость внутреннего рынка всегда ограничена платежеспособным спросом населения страны (в мировом рынке спрос потребителей не ограничен рамками одной страны и дает возможность привлечения потребителей из других стран) - неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах, МРТ. % МЭО – это международная торговля. МТ реализует 1 /3 мирового ВВП
МТ рассматривается в трех аспектах: 1. Организационно-технический – изучает физический обмен товарами и услугами между странами. Основное внимание уделяется проблемам, связанным с закупкой, продажей конкретных товаров субъектами МТ, с обязательным пересечением государственных границ и с последующими расчетами между ними. 2. Организационно-рыночный – совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках мирового экспорта и мирового импорта. 3. Социально-экономический – МТ – это особый тип общественно –экономических отношений, возникающих между странами по поводу обмена товарами и услугами.
Признаки: · Всемирный характер · Интегратор МЭ (страны мира объединяются в некую устойчивую систему взаимоотношений, на основе внутренних экономических интересов формируют внешний спрос) · Эти отношения объективны, т.е. не зависят от воли людей (зачастую эти отношения подвержены воли людей, но изначально по своей сути они объективны и вызваны экономической необходимостью) · Универсальны (подходят абсолютно для всех стран мира) · Носят систематизирующий характер, в данном случае место каждого государства определяется долей ВТ/О страны в МТ/О, в результате все страны расставляются в иерархическом порядке.
Типы экономик в зависимости от среднедушевого внешнеторгового оборота: Малые экономики – те экономики, которые не могут оказать влияние на изменение цен на мировом рынке, если изменит свой спрос на какой-либо товар. Для этого они объединяются в интеграционные блоки. Большие экономики
Товары – предмет, который удовлетворяет какую-либо потребность и произведен для обмена, имеет ценность. Товары: · Торгуемые (в нашем предмете оперируем только данной категорией) · Неторгуемые
1 точка зрения – деление с точки зрения мобильности неторгуемые – реализуются в стране, где произведены, не могут передвигаться между странами (товары с/х, добывающей, обрабатывающей промышленностью). 2 точка зрения – с точки зрения степени законности. Неторгуемые – все группы товаров, запрещенные к торговле в рамках существующего законодательства (люди, наркотики, предметы старины и искусства, которые представляют культурное наследие нации, оружие массового поражения и тд)
Товарная структура МТ Товарная структура внешней торговли может быть описана тремя моделями: Сырье – готовая продукция (в экспорте страны преобладает сырье, а в импорте – готовая продукция, страна участвует в МРТ на межотраслевой основе, специализируется на какой-либо отрасли, уровень производительности ниже среднемирового, экстенсивный тип), пример Россия Готовая продукция – сырье. В экспорте – готовая продукция, в импорте – сырье. МРТ – межотраслевая основа, уровень развития производственных сил – выше мирового, тип воспроизводства – интенсивный, пример – Сингапур, Япония Готовая продукция – готовая продукция. Уровень производственных сил – выше среднемирового, тип воспроизводства – интенсивный, пример – Китай.
Географическая структура МТ Географическая структура - это распределение товарных потоков по странам, либо по группам стран. Различают следующие направления товарных потоков: Между ПРС (между развитыми): Запад-Запад (З-З), Север – Север, около 60% М Т/О Между ПРС и РС (между развитыми и развивающимися): З-Ю, С-Ю, около 20% М Т/О Между ПРС И СПЭ (развитые и страны с переходной экономикой): З-В, около 10% М Т/О Между РС (Между развивающимися): Ю-Ю, около 10% М Т/О Между СПЭ (Между странами переходной экономики): В-В, около 1% М Т/О Между РС и СПЭ (Между развивающимися и странами с переходной экономикой): Ю-В, около 1% М Т/О
Основные показатели МТ 1. Совокупный объем мирового экспорта и импорта (объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта, но это не всегда так). Товары, обращаемы в экспорте учитываются по ценам FOBs, товары по импорту считаются по ценам CIF (учитываются расходы, страховка и фрахт). 2. Объем экспорта и импорта на душу населения 3. Стоимостной и физический объем внешнеторгового оборота Стоимостной предполагает измерение товарооборота в международной валюте, физический объем говорит о единице измерения (зерно – тонны, объем техники – штуки, и т.д.). Чтобы понять за счет чего увеличивается экспорт и импорт, за счет увеличения стоимости или количества. 4. Внешнеторговый оборот – предполагает суммирования экспорта или импорта конкретной страны. Внешнеторговый оборот = экспорт + импорт 5. Внешнеторговый оборот на душу населения 6. Темпы роста и прироста внешнеторгового оборота 7. Внешнеторговое сальдо = экспорт – импорт Является сбалансированным, когда внешнеторговое сальдо не превышает +-5% от внешнеторгового оборота 8. Индекс специализации – доля торговли одной отрасли в общем объеме мирового т/о. Находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем глубже МРТ. 9. Индекс индустриализации = доля машино-технической продукции в общем объеме экспорта. Находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем ближе к общемировым тенденциям. 10. Экспортная квота = (экспорт/ВВП)*100% Показывает экспортную ориентированность данной экономики и конкурентоспособность ее товаров. 11. Импортная квота = (импорт/ВВП)*100% Показывает импортную зависимость данной экономики и невозможности производить ввозимый товар внутри страны.
12. Внешнеторговая квота = ((экспорт+импорт)/2ВВП)*100% Показывает роль и место МТ в национальной экономике, зависимость от МТ, степень открытости или закрытости экономики. Меньше 10% - закрытая экономика Больше 25% - закрытая экономика 10-25% - относительно открытая/закрытая экономика. 13. Индекс «условия торговли» - отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта. Если <1, то условия торговли неблагоприятные по сравнению с базисными, >1 – благоприятные, =1 – остались неизменными. 14. Коэффициент эластичности МТ = отношение темпов индексов роста физического объема ВВП и товарооборота. Показывает, насколько % увеличилось ВВП при росте Т/О на 1%. 15. Коэффициент эластичности экспорта и импорта.
Виды МТ А) в зависимости от масштабов · Оптовая · Розничная · Оптово-розничная
Б) в зависимости от товарной специализации · МТ готовой продукцией · МТ машинами и оборудованием · МТ сырьем и полуфабрикатами · МТ услугами · МТ результатами интеллектуальной собственности (инжиниринг)
Встречная торговля – это торговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства продавцов закупать товары на часть или полную себестоимость закупаемых товаров, эти условия прописываются в контракте. Встречная торговля также предполагает минимизацию использования денежных средств в торговых расчетах между субъектами. Виды встречной торговли: Чистый бартер – обмен согласованными между сторонами партиями товаров, сделка имеет непродолжительный характер. Денежные расчеты сведены к минимуму, поскольку обмен товара на товар. Клиринговое соглашение – взаимный зачет встречных требований и обязательств. Отсутствует третья сторона. Понятие возникло в период Второй Мировой Войны, поскольку не было возможности производить расчеты по поставкам, страны модернизировали форму чистого бартера для обеспечения бесперебойную работу ключевых секторов экономики. СВИТЧ – форма клирингового соглашения, к которой привлекается третья сторона, которой могут быть проданы права на долги, образуемые в результате односторонней товарообменной сделки. Офсет – джентельменское соглашение, не содержит имеющих законную силу обязательств экспортеров в отношении встречной закупки, предполагает согласие экспортеров закупить товар у импортера в юридически неустановленнном количестве. Встречная закупка – происходит встречная поставка товаров в течение установленного периода на основе внешнеторгового контракта купли-продажи. Предусмотрены денежные расчеты, экспорте обязан закупить у импортера товар. Байбек – «обратный выкуп». Экспортер обязан закупить у импортера товар, произведенный с использованием определенного оборудования. Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, которые не подверглись в данной стране значительной переработки. Если стоимость переработки превысила 50% цены товара, товар превращается в экспорт. Реэкспорт – вынужденный, спекулятивный, технологический и учетный. Вынужденный реэкспорт – возвращение товара по причине невозможности реализации. Спекулятивный реэкспорт – закупка товаров с целью перепродажи с повышением цен. Технологический – характерен для компаний, оказывающих инжиниринговые услуги или производящих оборудование. Учетный – операции без завоза товара в страну, например, с территории свободной экономической зоны. Реимпорт – ввоз в страну ранее эспортируемых товаров, которые не подверглись в другой стране значительной обработке. Причины: невозможность продать товар, бракованный товар, возврат непроданного товара по причине банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала, возвращение товара обратно страну с какой-либо выставки. Международные биржи, аукционы, торги – это одновременно и формы, и методы международной торговли. Международные биржи – организационно-оформленные и регулярно действующие площадки, на которых продаются и покупаются стандартные партии товаров (нефть, бензин, мазут, цветные металлы-медь, алюминий, олово, зерновые, мясо, текстиль, промышленное сырье, пищевкусовые товары). В зависимости от специализации: универсальные (торговля происходит с широкой номенклатурной базой- Чикагская, Токийская) и специализированные (торгуют специфическими товарными группами – Лондонская биржа цветных металлов) Международные аукционы – площадки, где покупатели и продавцы имеют возможность соревноваться за товар. Аукционный товар отличается от биржевого. Это товары, которые торгуются определенными лотами, имеют качественные уникальные характеристики. К ним относят пушнину, шерсть, табак, предметы старины и антиквариата, скаковые лошади. Примеры – аукцион в Лондоне, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге (пушной аукцион). Отличие от биржевых товаров - аукционные товары уже произведены, с ними можно ознакомится. На бирже торгуют и товарами, которые будут произведены в будущем. Еще одно отличие – количество участников. На международных аукционах производителей намного меньше, нежели на бирже. На биржах больше конкурируют продавцы, на аукционах – покупатели. Аукционы: Повышательный аукцион – кто предложит высшую цену, покупает. Понижательный аукцион (Голландский – связан с торговлей цветами и тюльпанами). Международные торги – предполагают привлечение к определенному сроку несколько подрядчиков, поставщиков, заключение договора с предложившим наиболее выгодные условия. Способ закупки оптовых товаров для реализации неких проектов в будущем.
ОТЛИЧИЯ
Биржевые товары могут не иметься в данный момент в наличии, они идентичные по своим качественным характеристикам, продавцов много. Аукционные товары – имеют свои уникальные специфические качества, привязанные к времени года, сезону, географической местности, в которой произведены, не повторяют своих характеристик из года в год, уже произведены. Конкурируют больше покупатели. Товары торгов – высокая коррупционная составляющая, ограниченный круг покупателей и продавцов, способных реализовать те или иные заказы, каждый из предложенных в будущем контрактов имеет свою уникальность и неповторимость.
Методы международной торговли:
Виды посредников:
3. Кооперативный - через особого посредника, который представлен некой особой формой бизнеса Формы:
4. Встречная торговля - торговля, объединяющая операции, в пределах которых предусматриваются встречные обязательства экспортёров закупить у импортёров товары или услуги на часть или полную стоимость товаров, что экспортируются.
Понятие мирового рынка А ) с точки зрения субъектов - система субъектов МЭ, предъявляющих совокупный спрос и совокупное предложение Б) с точки зрения эк.теории - совокупность актов купли-продажи между субъектами МР В) с точки зрения институциональных структур - это комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих деятельность субъектов мирового рынка
Функции мирового рынка:
Показатели мирового рынка:
Виды рынков:
Отнесение того или иного рынка к разряду мировых зависит от дислокации на нем продавцов и покупателей. Они должны быть размещены по всему миру. По отдельным товаров рынок может быть региональным или субрегиональным. В 90-х гг. большое значение приобрели внутрикорпоративные рынка или квазирынки.
2. Географическая структура МР:
3. по степени концентрации рынка:
4. С точки зрения соответствующего законодательства:
Пространственный признак
Национальная экономическая безопасность - обеспечение совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства Международная экономическая безопасность - обеспечение внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства
В основе экономической безопасности любого государства лежит:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.014 с.) |