Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая экономика и международные экономические отношения.

Поиск

Мировая экономика и международные экономические отношения.

Лектор: к.э.н. доцент Ачалова Лариса Владимировна atchalova.lv@rea.ru (Кафедра Мировой Экономики, ауд. 617).

Основные сокращения:

МЭ – мировая экономика;

МХ – мировое хозяйство;

МЭО – международные экономические отношения;

МРТ – международное разделение труда;

МТ – международная торговля;

МР – мировой рынок;

НТП – научно-технический прогресс;

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

МВФиКДО – международные валютно-финансовые и кредитно-денежные отношения;

МЭОрг – международные экономические организации;

ТНК/ТНБ – транснациональные корпорации / транснациональные банки;

ПРС – промышленно-развитые страны;

РС – развивающиеся страны;

СПЭ – страны с переходной экономикой;

НИС – новые индустриальные страны.

МЭИ – международная экономическая интеграция.

 

Лекция 1. Формирование концепций современных международных экономических отношений.

  1. Предмет изучения и основания понятия дисциплины МЭО;
  2. Этапы становления и развития МЭ и МЭО;
  3. МРТ как основа развития МЭО;
  4. Закономерности и тенденции развития МХ и МЭО;
  5. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета;
  6. Классификация стран мира.

1. Предмет изучения и основания понятия дисциплины МЭО

Внутренний, национальный, международный и мировой рынки.

Виды рынков:

1) по товарной номенклатуре:

  • МР нефти
  • МР машинотехнических товаров

Отнесение того или иного рынка к разряду мировых зависти от дислокации на нем продавцов и покупателей. Они должны быть размещены по всему миру. По отдельным товарам рынок может быть региональным или субрегиональным.

В 90-х гг. Большое значение приобрели внутрикорпоративные рынки или квазирынки.

2) Географическая структура МР:

· Европейский МР

· Азиатский МР

· Американский МР

· Африканский МР

 

3) По степени концентрации производства

· Рынок совершенной конкуренции;

· Рынок несовершенной конкуренции;

 

4) С точки зрения соответствующего законодательства:

· Легальный;

· Нелегальный.

МЭ – совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике. Обладающих растущими связями и взаимосвязями, в результате чего формируется противоречивая, но, тем не менее, более или менее целостная мировая экономическая система.

Субъекты МЭ – национальные хозяйства/государства; ТНК/ТНБ; физические лица; МЭОРГ; интеграционные объединения стран.

Объект МЭ – экономика мира, мировая экономика на базе национальных экономик в исторической и логической динамике.

Предмет МЭ – комплекс связей и взаимосвязей образующих МЭ.

МЭ – совокупность национальных экономик, связанных друг с другом системой МРТ, экономическими и политическими отношениями.

МЭО – комплекс различных видов экономических отношений между субъектами МЭ. Основанных на МРТ; системы связей между национальными экономиками отдельных стран.

Формы МЭО:

  1. Международная специализация производства и научно-технических работ;
  2. Обмен результатами НТП;
  3. Международная производственная кооперация;
  4. Международная торговля;
  5. МВФиКДО;
  6. Миграция рабочей силы;
  7. Движение капитала;
  8. Деятельность МЭОРГ.

  2. Этапы становления и развития МЭ

Формирование мирового хозяйства – это исторические эпохи.

1) Римская Империя стала первой хотя и зачаточной формой всемирной, военно-политической, экономической системы. (а не капитализм согласно марксистской философии)

2) XV - XVI вв. - переход к новому этапу развития международных хозяйственный связей произошел в период великих географических открытий. Именно тогда торговля играла ту истинную роль, которую она и должна была играть. Происходит формирование мировой колониальной системы. «Революция цен». Зарождение мирового капиталистического рынка. Мануфактура.

3) XVII – первая половины XIX вв. – формирование мирового капиталистического рынка. Развитие МРТ: промышленный перворот, буржуазные революции, переход от мануфактурной к фабричной системе производства. Развитие МТ как формы МЭО.

4) середина XIX -ХХ вв. – Промышленная революция, становление массового производства. Усиление взаимозависимости экономик всех стран на основе МРТ. Становление и развитие форм МЭО. Развитие НТП, интернационализации, интеграции, транснационализации. Особо следует выделить:

· 1910-30 гг. – Первая МВ, социалистическая революция, мировой экономический кризис «Великая депрессия»

· 1930-50 гг. – Вторая МВ, создание мировой социалистической системы

· 1950-60 гг. – распад мировой колониальной системы

· 1990 гг. – распад мировой социалистической системы, развитие глобализации, усиление влияние ТНК и ТНБ.

Окончательно современный вид МЭ сложился на рубеже XIX-ХХ вв.

Лекция 2. 09.11.2020

Классификация стран мира

1) по методологии ООН:

· Региональный подход: группировка стран по континентам, культурно-исторические регионы

· Типологическая дифференциация:

1. Географическое положение государства

2. Время возникновения

3. Этнический религиозный состав населения

4. Численность населения

5. Государственный язык и культурные особенности

· На основе социально-экономических показателей:

1. ВВП/ВНП на душу населения

2. Доля продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП

3. Уровень образования

4. Продолжительность жизни

· По ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала.

1.    Очень высокий ИЧР (0,800-1) (США, Германия, Норвегия, Канада)

2.    Высокий ИЧР (0,700-0,799) (Куба, Панама, Коста-Рика)

3.    Средний ИЧР (0,560-0,699) (Марокко, Никарагуа)

4.    Низкий ИЧР (0,350 – 0,599) (Нигер, Южный Судан, Чад)

  (ИРЧП – это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по 3-м важнейшим аспектам развития человеческого потенциала: 1) Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие. 2) Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим). 3) Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности (ППС в долл. США). В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.

Индекс отражает достижения каждой данной страны или региона в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия. Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

- ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

- грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

- реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.

Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по ППС) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это установленный фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США (это также фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать «низким развитием», больше 0,8 принято считать «высоким развитием».

  • Для целей экономического анализа сраны делят:

1. Развитые страны, государства с рыночной экономикой

2. Страны с переходной экономикой

3. Развивающиеся

 

2) По методологии МВФ (международный валютный фонд)

· Основной критерий ВВП на душу населения, в соответствии с которым страны делят на:

1. Страны с низким уровнем доходов (<785 $)

2. Средним уровнем дохода:
ниже среднего (786-3125 $)

выше среднего (3126-9655 $)

3. Страны с высоким уровнем дохода (>9656 $)

· Группы стран по уровню внешнего долга:

1. Страны с высоким уровнем внешнего долга (США)

2. Страны со вредней величиной внешнего долга (Россия)

По методологии МБ

· По экономическим целям:

1. Страны чистые кредиторы: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ

2. Страны чистые должники: США, Китай, Япония, Великобритания, Германия, Нидерланды

3. Страны экспортёры энергоресурсов: Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Канада, ОАЭ, Кувейт, Иран

4. Страны импортеры энергоресурсов: Европейский союз, Китай, США, Индия, Япония, Республика Корея, Германия

5. Наименее развитые из развивающихся: Ангола, Гвинея, Афганистан

· По ВВП на душу населения:

1. Страны с низким уровнем доходов (<735 $)

2. Средним уровнем дохода:

ниже среднего (786-2935 $)

выше среднего (2936-9075 $)

3. Страны с высоким уровнем дохода (>9076 $)

· По уровню внешней задолженности:

1. Высокий: США, Китай, Европейский Союз, Япония, Великобритания, Германия, Нидерланды

2. Низкий: Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Казахстан, Бруней, Гонконг

 

Отраслевая структура ВВП по основным группам стран (в %)

Экономика делится на:

1. Малая экономика (Латвия, Литва, Польша)

2. Большая экономика (Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания)

Тема. Международная торговля и мировой рынок: основные понятия, формы и методы реализации.

Большие экономики

 

Товары – предмет, который удовлетворяет какую-либо потребность и произведен для обмена, имеет ценность.

Товары:

· Торгуемые (в нашем предмете оперируем только данной категорией)

· Неторгуемые

 

1 точка зрения – деление с точки зрения мобильности неторгуемые – реализуются в стране, где произведены, не могут передвигаться между странами (товары с/х, добывающей, обрабатывающей промышленностью).

2 точка зрения – с точки зрения степени законности. Неторгуемые – все группы товаров, запрещенные к торговле в рамках существующего законодательства (люди, наркотики, предметы старины и искусства, которые представляют культурное наследие нации, оружие массового поражения и тд)

 

Товарная структура МТ

Товарная структура внешней торговли может быть описана тремя моделями:

Сырье – готовая продукция (в экспорте страны преобладает сырье, а в импорте – готовая продукция, страна участвует в МРТ на межотраслевой основе, специализируется на какой-либо отрасли, уровень производительности ниже среднемирового, экстенсивный тип), пример Россия

Готовая продукция – сырье. В экспорте – готовая продукция, в импорте – сырье. МРТ – межотраслевая основа, уровень развития производственных сил – выше мирового, тип воспроизводства – интенсивный, пример – Сингапур, Япония

Готовая продукция – готовая продукция. Уровень производственных сил – выше среднемирового, тип воспроизводства – интенсивный, пример – Китай.

 

Географическая структура МТ

Географическая структура - это распределение товарных потоков по странам, либо по группам стран.

Различают следующие направления товарных потоков:

Между ПРС (между развитыми): Запад-Запад (З-З), Север – Север, около 60% М Т/О

Между ПРС и РС (между развитыми и развивающимися): З-Ю, С-Ю, около 20% М Т/О

Между ПРС И СПЭ (развитые и страны с переходной экономикой): З-В, около 10% М Т/О

Между РС (Между развивающимися): Ю-Ю, около 10% М Т/О

Между СПЭ (Между странами переходной экономики): В-В, около 1% М Т/О

Между РС и СПЭ (Между развивающимися и странами с переходной экономикой): Ю-В, около 1% М Т/О

 

Основные показатели МТ

1. Совокупный объем мирового экспорта и импорта (объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта, но это не всегда так). Товары, обращаемы в экспорте учитываются по ценам FOBs, товары по импорту считаются по ценам CIF (учитываются расходы, страховка и фрахт).

2. Объем экспорта и импорта на душу населения

3. Стоимостной и физический объем внешнеторгового оборота

Стоимостной предполагает измерение товарооборота в международной валюте, физический объем говорит о единице измерения (зерно – тонны, объем техники – штуки, и т.д.). Чтобы понять за счет чего увеличивается экспорт и импорт, за счет увеличения стоимости или количества.

4. Внешнеторговый оборот – предполагает суммирования экспорта или импорта конкретной страны.

Внешнеторговый оборот = экспорт + импорт

5. Внешнеторговый оборот на душу населения

6. Темпы роста и прироста внешнеторгового оборота

7. Внешнеторговое сальдо = экспорт – импорт

Является сбалансированным, когда внешнеторговое сальдо не превышает +-5% от внешнеторгового оборота

8. Индекс специализации – доля торговли одной отрасли в общем объеме мирового т/о. Находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем глубже МРТ.

9. Индекс индустриализации = доля машино-технической продукции в общем объеме экспорта. Находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем ближе к общемировым тенденциям.

10. Экспортная квота = (экспорт/ВВП)*100%

Показывает экспортную ориентированность данной экономики и конкурентоспособность ее товаров.

11. Импортная квота = (импорт/ВВП)*100%

Показывает импортную зависимость данной экономики и невозможности производить ввозимый товар внутри страны.

 

 

12. Внешнеторговая квота = ((экспорт+импорт)/2ВВП)*100%

Показывает роль и место МТ в национальной экономике, зависимость от МТ, степень открытости или закрытости экономики.

Меньше 10% - закрытая экономика

Больше 25% - закрытая экономика

10-25% - относительно открытая/закрытая экономика.

13. Индекс «условия торговли» - отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Если <1, то условия торговли неблагоприятные по сравнению с базисными, >1 – благоприятные, =1 – остались неизменными.

14. Коэффициент эластичности МТ = отношение темпов индексов роста физического объема ВВП и товарооборота.

Показывает, насколько % увеличилось ВВП при росте Т/О на 1%.

15. Коэффициент эластичности экспорта и импорта.

 

Виды МТ

А) в зависимости от масштабов

· Оптовая

· Розничная

· Оптово-розничная

 

Б) в зависимости от товарной специализации

· МТ готовой продукцией

· МТ машинами и оборудованием

· МТ сырьем и полуфабрикатами

· МТ услугами

· МТ результатами интеллектуальной собственности (инжиниринг)

 

 

Встречная торговля – это торговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства продавцов закупать товары на часть или полную себестоимость закупаемых товаров, эти условия прописываются в контракте. Встречная торговля также предполагает минимизацию использования денежных средств в торговых расчетах между субъектами.

Виды встречной торговли:

Чистый бартер – обмен согласованными между сторонами партиями товаров, сделка имеет непродолжительный характер. Денежные расчеты сведены к минимуму, поскольку обмен товара на товар.

Клиринговое соглашение – взаимный зачет встречных требований и обязательств. Отсутствует третья сторона. Понятие возникло в период Второй Мировой Войны, поскольку не было возможности производить расчеты по поставкам, страны модернизировали форму чистого бартера для обеспечения бесперебойную работу ключевых секторов экономики.

СВИТЧ – форма клирингового соглашения, к которой привлекается третья сторона, которой могут быть проданы права на долги, образуемые в результате односторонней товарообменной сделки.

Офсет – джентельменское соглашение, не содержит имеющих законную силу обязательств экспортеров в отношении встречной закупки, предполагает согласие экспортеров закупить товар у импортера в юридически неустановленнном количестве.

Встречная закупка – происходит встречная поставка товаров в течение установленного периода на основе внешнеторгового контракта купли-продажи. Предусмотрены денежные расчеты, экспорте обязан закупить у импортера товар.

Байбек – «обратный выкуп». Экспортер обязан закупить у импортера товар, произведенный с использованием определенного оборудования.

Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, которые не подверглись в данной стране значительной переработки. Если стоимость переработки превысила 50% цены товара, товар превращается в экспорт. Реэкспорт – вынужденный, спекулятивный, технологический и учетный.

Вынужденный реэкспорт – возвращение товара по причине невозможности реализации.

Спекулятивный реэкспорт – закупка товаров с целью перепродажи с повышением цен.

Технологический – характерен для компаний, оказывающих инжиниринговые услуги или производящих оборудование.

Учетный – операции без завоза товара в страну, например, с территории свободной экономической зоны.

Реимпорт – ввоз в страну ранее эспортируемых товаров, которые не подверглись в другой стране значительной обработке. Причины: невозможность продать товар, бракованный товар, возврат непроданного товара по причине банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала, возвращение товара обратно страну с какой-либо выставки.

Международные биржи, аукционы, торги – это одновременно и формы, и методы международной торговли.

Международные биржи – организационно-оформленные и регулярно действующие площадки, на которых продаются и покупаются стандартные партии товаров (нефть, бензин, мазут, цветные металлы-медь, алюминий, олово, зерновые, мясо, текстиль, промышленное сырье, пищевкусовые товары). В зависимости от специализации: универсальные (торговля происходит с широкой номенклатурной базой- Чикагская, Токийская) и специализированные (торгуют специфическими товарными группами – Лондонская биржа цветных металлов)

Международные аукционы – площадки, где покупатели и продавцы имеют возможность соревноваться за товар. Аукционный товар отличается от биржевого. Это товары, которые торгуются определенными лотами, имеют качественные уникальные характеристики. К ним относят пушнину, шерсть, табак, предметы старины и антиквариата, скаковые лошади. Примеры – аукцион в Лондоне, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге (пушной аукцион). Отличие от биржевых товаров - аукционные товары уже произведены, с ними можно ознакомится. На бирже торгуют и товарами, которые будут произведены в будущем. Еще одно отличие – количество участников. На международных аукционах производителей намного меньше, нежели на бирже. На биржах больше конкурируют продавцы, на аукционах – покупатели.

Аукционы:

Повышательный аукцион – кто предложит высшую цену, покупает.

Понижательный аукцион (Голландский – связан с торговлей цветами и тюльпанами).

Международные торги – предполагают привлечение к определенному сроку несколько подрядчиков, поставщиков, заключение договора с предложившим наиболее выгодные условия. Способ закупки оптовых товаров для реализации неких проектов в будущем.

 

ОТЛИЧИЯ

 

Биржевые товары могут не иметься в данный момент в наличии, они идентичные по своим качественным характеристикам, продавцов много.

Аукционные товары – имеют свои уникальные специфические качества, привязанные к времени года, сезону, географической местности, в которой произведены, не повторяют своих характеристик из года в год, уже произведены. Конкурируют больше покупатели.

Товары торгов – высокая коррупционная составляющая, ограниченный круг покупателей и продавцов, способных реализовать те или иные заказы, каждый из предложенных в будущем контрактов имеет свою уникальность и неповторимость.

 

Методы международной торговли:

  1. Прямой - предполагает непосредственное установление торговых отношений между резидентами разными страны (импорт, экспорт, лизинг, международны торги)
  2. Косвенный - участвуют в международном обмене посредники

Виды посредников:

  • простые посредники (отдельные брокерские конторы или лица, берущие на себя обязательства найти, получают вознаграждение в виде процентов от сделки (брокеры -, маклеры)
  • Поверенные - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров поручения с продавцами или покупателями товаров (доверителями) подыскивает для них контрагента и заключает с ними контракты от имени и за счет доверителей
  • Комиссионеры - от своего имени, но за счёт заказчика, договор комиссии не оговаривает ответственность за выполнение условий контракта
  • Агенты - выполняют функции простых посредников, осуществляют торговые сделки от своего имени и за свой счёт, но действуют в интересах своего производителя
  • Дистрибьюторы - фирма, осуществляющая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий мелкооптовую или крупнооптовую закупку определённых товаров у крупных промышленных фирм-производителей с целью последующего сбыта этих товаров ритейлерам или дилерам на региональных рынках.
  • Торговые дома - является крупной оптово-розничной фирмой, интегрированной в сферу производства и финансов

3. Кооперативный - через особого посредника, который представлен некой особой формой бизнеса

Формы:

  • пиггибэкинг - компания, которую используют для выхода на зарубежный рынок
  • Экспортный консорциум - временный союз малых, средних компаний, которые в рамках договоренности сохраняют свою временную самостоятельность
  • Картель - объединение экспортёров по ряду вопросов (страны ОПЕК, например)

4. Встречная торговля - торговля, объединяющая операции, в пределах которых предусматриваются встречные обязательства экспортёров закупить у импортёров товары или услуги на часть или полную стоимость товаров, что экспортируются.

  1. Институциональный метод - осуществление операций через институты (международные биржи, торга)
  2. Электронный метод

Понятие мирового рынка

А ) с точки зрения субъектов - система субъектов МЭ, предъявляющих совокупный спрос и совокупное предложение

Б) с точки зрения эк.теории - совокупность актов купли-продажи между субъектами МР

В) с точки зрения институциональных структур - это комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих деятельность субъектов мирового рынка

 

Функции мирового рынка:

  • индикативная – информация для субъектов рынка о тенденции спроса и предложения;
  • регулирующая – воздействие на движение мировых цен;
  • коммуникативная – обеспечивает связь между субъектами рынка;
  • санирующая – ликвидирует неэффективные фирмы.
  1. интегрирующая или объединяющая
  2. Системообразующая
  3. Опосредующая
  4. Информационная
  5. Стимулирующая
  6. Санирующая

 

Показатели мирового рынка:

  1. Степень включения каждого национального рынка в МР определяется степенью включения каждого национального хозяйства в МХ(мировое хозяйство)
  2. Количество продавцов и покупателей
  3. Характеристики товаров и услуг
  4. Емкость МР - совокупное предложение (AS) на каждый конкретный момент времени на рынке, т.е. совокупный объём товаров, который производитель готов продать при существующем уровне цен.
  5. Спрос - совокупный спрос (AD), обеспеченный деньгами
  6. Конъюнктура МР - соотношение совокупного спроса и предложения, если:
  • AD > AS - высокая конъюнктура
  • AD < AS - низкая конъюнктура
  • AD = AS - равновесие
  1. Товарная (нефть, машинная продукция) и географическая (азиатские, европейские) структура МР

Виды рынков:

  1. по товарной номенклатуре
  • МР нефти
  • МР машинотехничечких товаров

 

Отнесение того или иного рынка к разряду мировых зависит от дислокации на нем продавцов и покупателей. Они должны быть размещены по всему миру. По отдельным товаров рынок может быть региональным или субрегиональным.

В 90-х гг. большое значение приобрели внутрикорпоративные рынка или квазирынки.

 

2. Географическая структура МР:

  • европейский
  • Азиатсий
  • Американский
  • Африканский

3. по степени концентрации рынка:

  • рынок совершенной конкуренции
  • рынок несовершенной конкуренции

4. С точки зрения соответствующего законодательства:

  • Легальные
  • Нелегальные

 

Пространственный признак

  • внутренний рынок - форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны
  • Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на национального покупателя
  • Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками
  • Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства
  1. Экономическая независимость, зависимость и взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность.

Национальная экономическая безопасность - обеспечение совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства

Международная экономическая безопасность - обеспечение внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства

 

В основе экономической безопасности любого государства лежит:

  1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, наличие в стране достаточно развитых отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для государства.
  2. Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения. Коэффициент Джинни
  3. Стабильность финансовой системы
  4. Рациональная структура внешней торговли

 

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим из осуществления, включая экспорт, импорт товаров, услуг, капитала, рабочей силы и т.д.

 

Внешнеторговая политика (ВТП) - часть внешнеэкономической политики, обеспечивающая благоприятные условия для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли, и тем самым для обеспечения высоких темпов экономического роста национальной экономики.

Тарифные методы ВТП

Таможенный тариф:

  • инструмент торговец политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соотвествии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определённого товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

 

Функции таможенных пошлин:

  • фискальная
  • Протекционистская
  • Балансированная

 

Нетарифные методы ВТП

Определение термина «нетарифная мера»:

40-х годов прошлого столетия - другие меры помимо таможенных тарифов. В Середине 50-х годов прошлого века появился термин «нетарифные меры - НТМ (ограничения, бартеры)» в исследовании Международной торговой палаты, которое называлось Non-tariff Obstacles to Trade. Paris. 1954

 

Нетарифные меры - это распоряжения центральных и местных властей, включая метолы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенных пошли и аналогичных налогов и сборов), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, их объём, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства, различный режим для товаров разных стран и содействуют развитию национальной экономики.

 

С начала 90-х годов прошлого века нетарифные меры занимают все более значимое место в регулировании международной торговли

 

Тем не менее, при всей значимости нетарифного регулирования в международной торговле, точное юридически обязательное, одинаковое для всех членов ВТО определения термина «нетарифные меры» - отсутствует.

 

При создании ВТО делались попытки добиться четких правовых определены многих терминов, используемых в торосовый политике и в международных торговых переговорах, были и попытки создать согласованное определение термина «нетарифная мера». Однако сделать это не удалось.

 

В мировой практике и в торговой политике принято выделять НТМ:

  • специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли и проводить торговую политику (запреты, квотирование, лицензирование и другие меры) - «жесткие Нетарифные меры (hard core meansures)
  • Нетарифные меры, которые возникают в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, метолов защиты жизни животных и растений, мер экологической политики, финансовой политики и др). Эти средства прямо не направлены на ограничение или регулирование внешней торговли. Их цель - не торговая политика, а осуществление технической политики или мер в области здравоохранения, экологии, безопасности людей и др.

Наиболее распространённые в настоящее время Нетарифные меры, воздействующие на международную торговлю, охватываются следующие категории:

  • количественные ограничения и сходные административные меры (импортные и экспортные квоты, лицензии, меры валютного контроля, заперты и др)
  • Нетарифные сборы, финансовые меры, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры
  • Ограничительная практика правительственных органов
  • Субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещющим отраслям
  • Таможенный и другие пограничные формальности
  • Технические барьеры в торговле
  • Санитарные и фитосанитарные нормы

Исключения из РНБ:

1. Исключения для преимуществ(преференций), предоставленных в соотвествии с п.2 l ГАТТ - Великобритания и зависимые территории Великобритании; территории Французского союза; США и зависимые территории США

2. Исключения для преимуществ, предоставленных любой развивающейся стране или между развивающимися странами

3. Исключения для таможенных союзов и зон свободной торговли

4. Исключения для преимуществ, предоставленных соседним странах в целях развития приграничной торговли.

· Национальный режим

Перспективы развития СМТС:

1. Усиление роли развивающихся стран в мировой торговле и деятельности ВТО

2. Расширение полномочий ВТО на другие сферы деятельности

3. Увеличение числа региональных соглашений

4. Рост политической составляющей в СМТС

5. Дальнейшее снижение уровня протекционизма

6. Дальнейшее сближение правовых систем государств и пр.

 

Всемирная торговая организация как институциональная основа СМТС

Международная торговая система прошла 2 этапа:

Основные причины:

· экономические/неэкономические

· различия в уровне экономического развития отдельных стран

· Наличие национальных различий в уровне з/п

· Безработица

· Международное движение капитала

· Деятельность ТНК

· Последствия международной трудовой миграции

· Рост численности населения

· Появление новых перспективных отраслей

· Интеграция

 

Основные показатели:

· масштабы выбытия - число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период времени с целью трудоустройства.

· Масштаб прибытия - число иммигрантов, прибывших за определенный период времени.

· Сальдо миграции - разность между числом прибывших и выбывших называют миграционным приростом

· Валовая миграция - совокупность мигрантов на данной территории за определенный срок.

· Соотношение различных категорий мигрантов  

· Национальный состав

· Социально-профессиональная составляющая

 

Основные виды мигрантов:

1. Переселенцы - лица, переезжающие в другую страну на ПМЖ

2. Работающие по контракту - работающие со строго ограниченным сроком пребывания в принимающей стране

3. Профессионалы - лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом

4. Нелегальные иммигранты

5. Вынужденные мигранты - лица, перемещающиеся за пределы национальных границ по вынужденным обстоятельствам.

Основные направления:

· РС-ПРС

· ПРС-ПРС

· РС-РС

· СПЭ-ПРС

· ПРС-РС

 

Межгосударственное

Особенности:

1. Стимулирование рыночной составляющей мирового инвестиционного процесса

2. Слабая управляемость движением капитала и необходимость распределения полномочий между государственными и наднациональными органами по управлению движения капитала

3. Обеспечение контроля и прогноза движения капитала на основе анализа данных, предоставленных правительственными органами страны.

 

ТНК И ТНБ как субъекты МЭО

1. ТНК, МНК: причины возникновения и развития

2. Эволюция ТНК

3. Источники эффективной деятельности ТНК

4. Критерии для отнесения компании к ТНК

5. Структура ТНК, классификация стратегий

6. Масштабы и сфера деятельности ТНК

7. Положительные и отрицательные последствия от деятельности ТНК

8. Регулирование деятельно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.022 с.)