Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евразийство как ценностное основание российской правовой системы
Данное социальное направление получило максимальные точки интеллектуального всплеска в России дважды - в начале и в конце двадцатого столетия. И в первом и во втором случаях речь шла о прохождении российской правовой системой точек бифуркационного излома и об остром поиске в связи с этим истинной идентичности. Известен же данный доктринальный подход к сущности отечественного правопорядка стал, прежде всего, в связи с выходом в свет работ русского дореволюционного правоведа Николая Николаевича Алексеева. В наши дни наиболее близок к апологетам указанного пути развития российской правовой системы профессор В.Н. Синюков*(193). Именно Синюков после краха СССР, как исторического события, в середине 90-х годов прошлого столетия выдвинул идею о существовании так называемой славянской группы правовых систем, центральное место в которой, по мысли автора, занимает российская правовая система. Предваряя описательный модус евразийского подхода к сущности отечественного порядка, следует отметить, что евразийство стало объединяющим началом для философов русского зарубежья. У его истоков стояли П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др. Евразийцы провозглашали идею "творческого значения самодержавной личности*(194)", любые варианты коллективистских и тем более социалистических идей выходили за рамки их бытия. Обращаясь к первоисточникам по указанной проблематике, проследим наиболее существенные точки опоры евразийской идентификационной конструкции. - Одновекторность направленности политического и правового будущего России в рамках евразийского модуса. Получило широкое распространение следующая декларация евразийцев: "Русские люди и люди народов "Российского мира" не суть ни европейцы, ни азиаты. Сливаясь с родною и окружающей нас стихией культуры - мы не стыдимся признать себя евразийцами*(195)". - Религиозно-ценностный и внерациональный характер российской правовой и политической систем. Учитель Н.Н. Алесеева по Московскому университету, родоначальник "возрожденной школы естественного права" Н.А. Новгородцев в данной связи отмечал: "Процесс общественного строительства, развитие права и государства, их стремление к воцерковлению общественной жизни мы не вправе рассматривать с точки зрения земного, человеческого совершенства и земной, человеческой гармонии. Точка зрения, с которой рассматривается общественный прогресс, характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной и спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно утверждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума. Таковы основополагающие идеи, образующие суть русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства*(196)".
- Выдвижение идеи "обязательного государства" как автономной (внезападнической) платформы политико-правового будущего России. С иронией Н.Н. Алексеев указывает на тот факт, что под общей теорией права западные юристы понимают общую теорию западного права, оставляя вне сферы рассмотрения все альтернативные юридические модели, которые, однако, распространены и до сих пор среди народов, составляющих большую часть человечества, а кроме того, существовавших и на самом Западе в иные исторически эпохи. Но что же противостоит концепции права в альтернативных социальных моделях? Концепция обязанности. На этом Алексеев останавливается подробно. Приводя в пример социальную историю Руси, он очень точно употребляет старый термин "тягловое государство", государство, строящееся на принципах доминации обязанностей. Не является исключением в "тягловом государстве" и сам суверен, василевс, тот, кто является носителем права по преимуществу в западной концепции задолго до Просвещения и либерализма. Евразийский царь, царь органицистского общества - такая же персона, маска, такая же тягловая фигура, как и все остальные. Он служитель общего бытия, а следовательно, он первый, кто чувствует на себе все бремя онтологического служения. Царь более обязан, чем все его подданные. Он лично ответственен за бесперебойное функционирование всех остальных личностей. Он не собиратель тягловой дани, а надсмотрщик, "епископ" общего бытийного предприятия, которое ему поручено чем-то высшим, нежели он сам, в отношении чего сам он - лишь маска и роль, функция и служитель.
- Возрождение идеи подлинной "Русской правды" как философского основания отечественного юридического бытия. Критикуя марксистский взгляд на существо онтологический основы отеческого правопорядка, Н.Н. Алексеев подчеркивал: "Если взять старую, религиозную, православную Россию, то в ней религиозно-нравственное оправдание получали и предметом религиозно-нравственного теоретического размышления являлись только самые общие начала политического и социального строя. Задачи государственного и общественного строительства, конечно, понимались и как религиозный долг и подвиг (Александр Невский, митрополиты Петр и Алексий, патриарх Гермоген), но они не ставились в центр внимания широких общественных слоев иначе, как в самой общей форме"*(197). Во многом евразийство стало, как и славянофильство XIX столетия, теорией от противного. Где аргументы contra западных политико-правовых ценностей активно использовались ее апологетами pro собственных ценностных установок. К безусловным заслугам представленного направления в юриспруденции следует относить ее ориентацию на преемственный характер развития правовой системы. Однако столь категоричные выводы, к которым приходят представители прославянского подхода в российской юридической науке: "юридический мир русского человека прямо противопоставлен юридическому миру западного человека", - вряд ли можно считать объективно данными. История русского государства и эволюция русского гражданского общества всегда происходили рука об руку с развитием западной культуры, этносов и государств. Противопоставление этих двух миров, как и полное отождествление их, кажутся нам в равной мере ошибочными. Вместе с тем фрагментарные составляющие рассматриваемого научного направления, на наш взгляд, имеют под собой весомые социальные основания. Хаотичное копирование западных правовых образцов в рамках российской правовой системы приводит к отторжению реципиентом навязанных ему моделей, норм и ценностей; а однополярная глобализация, когда под эгидой всеобщего права отечественному правопорядку пытаются навязать сугубо прозападные и проамериканские культурно-правовые ценности, приводит к угрозе потери самой правовой системой своей идентичности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.007 с.) |