Эволюция правовых систем в рамках традиционного и религиозно-доктринального стилей правового мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция правовых систем в рамках традиционного и религиозно-доктринального стилей правового мышления



 

I.i. Традиционный стиль правового мышления. Первоначальной благодатной социальной почвой для распространения традиционного стиля правового мышления стали социальные общности, не достигшие стадии государственности, либо раннеклассовые государства как таковые.

Нормативной генерацией данного стиля правового мышления стала собирательная категория droit spontane. Во французской юридической доктрине под данным термином принято понимать не что иное, как совокупность социальных норм, возникающих внутри самого общества стихийным образом на основе многократного повторения того или иного правила поведения, направленного на удовлетворение потребности отдельных человеческих групп в социальном регулировании определенных групп отношений*(208).

В содержание данного термина включены следующие понятия:

- I'habitude (привычка)

- "обычай"

- "традиция"

- "практика".

И хотя во многом представленные социальные регламентации имеют общую природу и сферы распространения, в отдельных аспектах они обладают качественными спецификами. Например, если мы обратимся к социальной действительности категории I'habitude, то увидим следующие варианты разграничения соотношения категорий "обычай" - "привычка". Во французском языке I'habitude означает одновременно и привычку, и обыкновение. Таким образом, то, что в русском языке и доктрине права мы привыкли называть разными терминами: привычка (носит индивидуальный характер воплощения) и обыкновение (единообразное устойчивое правило, сложившееся на практике, но не имеющее, в отличие от обычая, юридической силы, носит коллективный характер действия), во французской теории права сливаются в одну дефиницию - I'habitude. Следствием из таких метаморфоз лингвистического порядка выступает ряд положений современной французской доктрины права.

1. Существование ссылок на термин i'habitude в законодательной и правоприменительной практике Франции. Так, данный термин был употреблен в решении Кассационного суда Франции N 18.12.259 от 14 марта 1990 года "О разделе имущества супругов в ходе бракоразводного процесса".

2. Применение этого термина не только к физическим, но и к юридическим лицам. В частности, П. Демье приводит следующий пример применения этого термина к юридическим лицам: "привычное правило поведения (обыкновение) для конкретной страховой компании возвращать страховую премию по месту жительства застрахованного лица".

В целом же следует отметить, что привычке как категории, смежной с феноменом обычая, присущи следующие характеристики:

1) привычка всегда выражает способ действия, то есть манеру определенного поведения, характерную для индивида;

2) привычке не свойственен признак обязательности, который характерен для любой социальной нормы, в том числе и для обычая;

3) она не носит характер нормативности, в частности обращена не к определенному множеству лиц, а только к конкретно взятому индивиду, который ей следует;

4) она представляет собой повторяющееся деяние, выражаемое как в действии, так и в бездействии;

5) фразеологическая, логическая, смысловая структура ее такова, что она не предусматривает какую-либо санкцию за ее несоблюдение.

Визитной карточкой имплементации представленного стиля правового мышления выступил общий головной тезис о внутрисоциальных способах:

- образования правовых предписаний*(209),

- внешней презентации правовых предписаний*(210),

- обеспечения действия общественных норм*(211),

- формирования убежденности самого человека в необходимости и верности соответствующего правила поведения*(212).

Примечательно, что традиционный стиль правового мышления стал для человечества столько же универсальным, сколько и исторически данным взглядом на проблемы понимания права и его образования. Какими бы дорогами ни следовали, в частности, европейские правовые системы к моменту собственной институализации: будь то "чистые образы" континентальной или островной Европы или микстовые конструкции правового устройства скандинавских государств, все они без исключения проходили через пределы традиционной стилистики правового мышления.

К настоящему времени мы можем со всей очевидностью утверждать, что правовые системы Африки и Мадагаскара последовательно разделяют базисы традиционного стиля правового мышления.

В целом же в истории институализации традиционного стиля правового мышления на юридических картах мира просматриваются две эпохи:

- эпоха бесконкурентного существования, когда архаические общества по причине автономности и закрытости собственного бытия смогли на длительный период времени пролонгировать аутентичные партикулярные архетипы социального общежития;

- эпоха нелегкой конкурентной борьбы с позитивистскими в своей основе юридическими системами.

В реалиях же сегодняшнего дня, в эру глобализации, традиционный стиль правового мышления получил в локальных предметах социального регулирования новое рождение и новые точки для имплементации. Так, интенсификация сетевой взаимосвязи между объектами, предметами и процессами объективного мира на уровне межсоциального, а не только на уровне межгосударственного дала мировой юриспруденции такие феномены, как lex mercatoria и ИНКОТЕРМС.

I.ii. Религиозно-доктринальный стиль правового мышления. Как мы уже писали ранее, религиозно-доктринальный стиль правового мышления имеет перманентные точки актуализации в клерикальных и теократических государствах. Общей детерминантой его распространения в той или иной социальной общности становится тезис о том, что право выступает продуктом божественной воли, его создание - это процесс религиозного откровения, который репродуцируют на материальную плоскость либо авторы священных книг, либо доктринеры этих текстов.

Взаимодействие религиозной и рациональных основ в правовых системах, построенных согласно представленному идейному базису, прослеживается на уровне характерного для них соотношения объективного и субъективного права. Объективное право в религиозной доктрине права относится к религиозной сфере и связывается с основополагающими религиозными источниками (в иудаизме - Тора и Талмуд, в исламе - Коран и Сунна), в которых отражается божья воля. Субъективное право представлено в форме рациональной интерпретации и конкретизации данной воли теологами-правоведами, формулирующими конкретные правила поведения людей, исповедующих соответствующую религию. То есть если исходные начала религиозных правовых доктрин носят исключительно религиозный характер, то в позитивном религиозном праве как в системе действующих юридических норм преобладающим является рациональный фактор*(213).

Обращая научный поиск на юридические онтологии прошлых и действующих юридических карт мира, можно говорить о презентации представленной стилистики правового мышления в рамках систем:

- индусского права;

- иудейского права;

- исламского права.

В рамках каждой системы юридических координат религиозно-доктринальный стиль правового мышления приобретает те или иные качественные оттенки. Каковы же они? Приведем компаративный анализ презентаций религиозно-доктринального стиля правового мышления в каждой из названных выше систем (табл. 1).

 

Название религиозной системы Религиозные источники права (strictosensu) Доктринальные источники права
I. Иудейское право - Ветхий Завет - Талмуд - указы и постановления*(214) - решения еврейских судов*(215)
II. Индусское право Веды - дхармашастры*(216) - нибандхазы*(217)
III. Исламское право - Коран - Сунны - иджма - кияс - фетвы - ферманы

 

Как видим, временные точки актуализации религиозных источников права stricto sensu представлены в мозаичном ключе. Однако какова бы ни была их темпоральная точка отсчета, при сложившейся стилистике правового мышления они реализуют в себе статический, с одной стороны, и цементирующий - с другой, элемент всей юридико-религиозной системы. Что касается доктринальных источников права, то они, напротив, служат цели динамической направленности системы, давая через субъективно данное аутентичные ответы на вызовы изменяющейся социальной среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.008 с.)