Развитие правовых систем в рамках континентально-европейского и англосаксонского стилей правового мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие правовых систем в рамках континентально-европейского и англосаксонского стилей правового мышления



 

I.i. Континентально-европейский стиль правового мышления. Первоначальной зоной распространения континентально-европейского стиля правового мышления стала континентальная Европа. Именно в ее территориальных пределах идея замены внутрисоциального способа правообразования на его внешнесоциальный, законодательный аналог получила первоначальное распространение. Преодолевая политический партикуляризм, государства средневековой Европы стремились и к централизации механизмов и способов правового регулирования. При этом изначально юридическая централизация велась на материальной основе предшествующих юридических образов. В частности, на базисах юридической системы Древнего Рима. Юридические школы глоссаторов и консилиаторов выступили своего рода проводниками вертикальной правовой преемственности.

Окончательно юридическая централизация стала атрибутом государств континентальной Европы только к началу XIX века, когда законодательный способ правообразования достиг своей наивысшей точки. Речь идет не только о повсеместной включенности европейских государств в кодификационную мистерию, но и об учреждении ими конституций*(198).

В тех же временных пределах состоялось и основное деление континентально-европейского юридического мира на мир романский и мир германский*(199). К романской группе относят, в частности, правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга. К германской группе - правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других государств.

В своей целостности правовые системы романо-германского конгломерата обладают общими специфическими чертами:

1) приоритет закона как главного инструмента в создании национальной правовой системы;

2) горизонтальное структурирование национальных правовых систем вслед за римской традицией на право частное и право публичное;

3) кодификационный характер правового феномена;

4) вертикальное структурирование правовых систем по отраслевому принципу.

Однако каждый из названных блоков правовых систем романо-германской идентификационной ориентации имеет и свои специфические черты.

В последующем континентально-европейский стиль правового мышления стал предметом вертикальной и горизонтальной преемственностей в регионах, далеких от европейского континента. Так, удачная колониальная политика европейских держав в Латинской Америке (прежде всего Португалии и Испании) стала основой для перенесения европейских юридических ценностей, норм и институтов на новые социальные площадки.

В данном случае были восприняты следующие базовые принципы формирования правовых систем.

1. Основным источником права является нормативный правовой акт (закон и подзаконные акты).

2. Имеются две подсистемы права: частная и публичная. Знаменательно, что институт собственности как основной институт публичного права, согласно конституциям латиноамериканских стран, имеет социальную функцию; при необходимости частная собственность может быть ограничена и даже экспроприирована в "целях социального благосостояния".

3. Право дифференцировано также на подсистемы - материальное (конституционное, гражданское, семейное, административное, уголовное и др.) и процессуальное (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, трудовое процессуальное). Отрасли включают институты права. Следует отметить, что административное право начало складываться как самостоятельная отрасль права с середины XIX века. Эта отрасль права имела противоречия: с одной стороны, административное право рассматривалось как гарантия осуществления прав человека, с другой - как право администрации. Сегодня, в условиях демократизации обществ, главными задачами становятся защита прав человека от произвола администрации; стабилизация управления; обеспечение эффективного общественного развития, в сфере территориального управления - стимулирование самоуправления в рамках социально-культурных территориальных объединений.

4. Норма права служит основой системы права и воспринимается как образец поведения общего абстрактного характера, сформировавшийся в обществе и сформулированный (санкционированный) государством.

5. Проводится кодификация отраслей права. Кодификация права началась в XIX веке. Гражданские кодексы стран Латинской Америки испытали влияние Гражданского кодекса Франции в разной степени. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825), Боливии (1830, 1975), Доминиканской Республики (1845-1884), в меньшей степени - Мексики (1870-1884, 1928-1932). Гражданский кодекс Чили 1855 года заимствовал ряд положений Гражданского кодекса Франции. В целом он базировался на институтах и категориях испанского права. Его создатель Андрее Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи. В структурном отношении чилийский Гражданский кодекс более совершенен, чем французский, поэтому он служил образцом для гражданских кодексов Эквадора (1860), Колумбии (1873), а также Венесуэлы (1862) и Уругвая (1868). Результатом оригинального южноамериканского законотворчества, как и Гражданского кодекса Чили, является Гражданский кодекс Аргентины 1867 года (вступил в силу в 1871 году). Его основу составляет ряд источников: Гражданский кодекс Франции, Гражданский кодекс Чили, испанские законы, научные труды французских и других авторов, в частности бразильца Тексейера де Фрейтаса о кодификации и систематизации права - consolidation. Образцами Гражданского кодекса Бразилии 1916 года послужили гражданские кодексы Франции, Португалии, Италии и особенно Германии*(200).

Сегодняшние правовые системы стран Латинской Америки носят полиядерный характер. С одной стороны, они выступают конгломератом заимствованных моделей построения юридического бытия (в отношении частного права - по романскому вектору, в отношении публичного, и прежде всего конституционного, права - по американскому вектору), а с другой - наследниками традиционного политико-правового бытия.

I.ii. Англосаксонский стиль правового мышления. Обращаясь к ретроспективе англосаксонского стиля правового мышления, следует отметить, что первоначально он был локализован в гораздо более узком ключе, чем континентально-европейский его аналог, представая правовой данностью только лишь одной страны - Англии. Так же как и его континентальные соседи, данное островное государство стремилось преодолеть свое партикулярное прошлое, создав более или менее централизованную политико-правовую модель настоящего*(201). Инструментальным началом для подобного рода реформаторского движения стал тезис об индуктивном способе правообразования под формальными флагами судебных решений.

Когда же Англия созрела для указанного революционного шага в развитии своей юридической антологии?

По общему мнению специалистов, эпохальным годом в развитии английской правовой системы стал 1066-й*(202). Именно "с этого периода времени начинается и развитие общего права, действующего во всей Англии"*(203).

В дальнейшем развитии английской правовой системы выделяются два крупных этапа.

На первом этапе активно велась работа по поиску казуальных данностей для формирования общего для всей страны юридического будущего. В первую очередь источником права в гносеологическом или историческом значении этого слова для судейского (прецедентного) права Англии стали местные обычаи, а также отчасти нормы римского и канонического права.

Описывая процесс имплементации в судебные основания правовой системы новых для нее качественных нормативных основ, профессор Х.Н. Бехруз пишет следующее.

Судьи королевских судов селились в одном из районов Лондона, откуда выезжали для судебных разбирательств. Разъездные суды осуществляли правосудие, знакомясь с местными обычаями, корректировали их дошедшими с континента нормами римского и канонического права, а также, возможно, и нормандскими законами. Возвращаясь в Лондон, совместно обсуждали рассмотрение дела, суммировали обычаи, чтобы вывести общее правило для единообразного рассмотрения дел в будущем. В ходе дискуссии вырабатывали общую позицию по аналогичным делам. Через них главным образом и шел процесс образования общего права. С течением времени общее право перестает совпадать с обычным правом и нормы, установленные королевскими судами, безоговорочно доминируют. При этом судьи руководствовались прежде всего интересами центральной королевской власти.

Начиная с XII века королевские суды заседали в Вестминстере. С течением времени происходил процесс расширения компетенции судов, совершенствовалась судебная процедура. На исходе Средневековья королевские суды, по существу, стали единственными органами правосудия. Муниципальные и торговые суды рассматривали малозначительные дела, церковные суды рассматривали лишь дисциплинарные проступки священнослужителей и дела, связанные со святостью брака*(204).

На втором этапе английская правовая система сделала попытку преодолеть формализм архаического общего права путем создания юснатуралистического по своему звучанию института Law of Equity - права справедливости.

Как подчеркивает профессор А.К. Романов, к числу недостатков общего права, которые призван был устранить в том числе и новый компонент правовой системы Law of Equity, следует считать:

- признание единственной санкции в гражданском праве - денежной компенсации, а в уголовном праве единственного наказания - смертной казни;

- чрезвычайную строгость, формализм и негибкость норм;

- отсутствие средств обеспечения явки свидетелей в суд;

- медлительность и дороговизну судебной процедуры;

- множество нареканий в адрес системы приказов суду, которая препятствовала демократизации суда и не учитывала потребности правового развития страны*(205).

В XIII-XV веках в связи с большими изменениями в феодальном обществе Англии, в частности с развитием товарно-денежных отношений, ростом городов, упадком натурального хозяйства, переходом от натурального феодального хозяйства к товарно-денежным отношениям, возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решавший в порядке определенной процедуры споры, с которыми их участники обращались к королю. Завершается этот период в XIV веке первым кризисом системы общего права, который привел к появлению сугубо английского феномена - права справедливости. Таким образом, наряду с общим правом сложилось право справедливости. В Англии до 1873 года существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применяющих нормы общего права, существовал суд лорд-канцлера, применяющего нормы права справедливости, которые формировались в результате рассмотрения различных дел судом лорд-канцлера. Принципы, применяемые лорд-канцлером, были заимствованы из канонического и римского права, что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего права и выносить справедливые решения. С середины XIX века начинается новый этап в развитии английского общего права, который продолжается по настоящее время. Он связан с правовыми реформами XIX века. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости судебной реформы. Начало ей было положено организацией судов графств. В 1852 году рядом законодательных актов были сближены процессуальные порядки в судах лорд-канцлера и судах общего права*(206).

Новейший период развития английского права был ознаменован в том числе и конституционной реформой 2005 года.

В 2003 году правительство объявило об упразднении аппарата лорд-канцлера, одновременно учредив Министерство по конституционным делам Великобритании во главе с лорд-канцлером Фальконе. Если раньше пост лорд-канцлера мог занимать только юрист, то в соответствии со ст. 2 Закона о конституционной реформе 2005 года достаточно, чтобы компетенцию и опыт работы претендента положительно оценил премьер-министр*(207).

В дальнейшем, преодолевая границы времени и пространства, представленный стиль правового мышления получил распространение в регионах Африки, Австралии, Северной Америки. При этом правовые системы - реципиенты англосаксонского стиля правового мышления хотя и сохранили общий курс в развитии правового феномена, синхронизируемый с правовой системой Великобритании, качественно насытили собственные нормативные основания аутентичными ценностями и образами.

Так, если мы обратимся к правовой системе США, то увидим, что от своего европейского донора она отличается следующими качественными особенностями.

1. В систему источников права в формально-юридическом значении этого слова включены общефедеративная Конституция, конституции штатов, а также значительное число кодифицированных правовых актов.

2. Национальный правопорядок построен по федеративному принципу и имеет ярко выраженный двухуровневый характер.

3. Роль и значение статутного права значительно выше, чем в Великобритании.

4. Влияние римского частного права на формирование правовой системы имеет скорее фрагментарный, нежели универсальный характер (только штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями, приняли кодексы романского типа - Луизиана, Калифорния).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.014 с.)