Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демографические процессы в России и мире: основные тенденции. Направления и методы демографической политики.
Еще с конца XVIII в., когда Т. Мальтус сформулировал свою теорию отставания темпов производства продуктов питания от темпов прироста населения в мире, демографические проблемы привлекли внимание ученых и общественности. В 1989 г. в докладе Римского клуба приоритетной для человечества задачей было названо снижение роста численности населения Земли, поскольку перенаселенность угрожает ресурсным и экологическим кризисом, усиливает миграционную напряженность. Данная проблема носит глобальный характер, поскольку затрагивает судьбу всей человеческой цивилизации. Согласно статистике ООН, если в 1927 г. численность населения мира составляла 2 миллиарда, то на начало 2016 г. она составляет уже 7,3 миллиарда человек. Однако в последние четыре десятилетия наблюдается некоторое снижение темпов прироста населения Земли. И хотя численность жителей планеты продолжает быстро увеличиваться, но уже не по гиперболическому закону, и пик прироста, по оценкам демографов, был уже пройден в 1963 г. При сохранении существующих тенденций население Земли подойдет к отметке в 8 миллиардов к 2024 г., а к 2100 составит 11 миллиардов человек. Наибольшую остроту проблеме перенаселенности придает значительная диспропорция между вкладом экономически развитых и бедных стран в увеличение населения планеты. В большинстве стран Западной и Восточной Европы, Японии, России наблюдается депопуляция, т.е. сокращение численности населения. Так, наша страна опустилась ниже планки нулевого прироста населения в 1991-92 гг., и хотя с 2013 г. вновь наблюдается естественный прирост благодаря очередной демографической «волне», демографы прогнозируют снижение численности населения со 146 миллионов в 2015 г. до 128 миллионов к 2050 году. В то же время в наиболее экономически неблагополучных странах и регионах наблюдается взрывной, неконтролируемый рост рождаемости. Это связано с тем, что при сохранении высокого уровня рождаемости в так называемых странах «третьего мира» наблюдается значительное снижение уровня смертности благодаря внедрению современных методов профилактики и лечения заболеваний, в первую очередь инфекционных. Так, по данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН за 2014 г., мировой лидер по темпам роста населения – Нигер, одно из беднейших государств Африки, которое к 2100 г. может занять 10-е место в мире, после Индии, КНР, Нигерии, США, Демократической республики Конго, Пакистана, Индонезии, Танзании и Эфиопии. Россия, которая сейчас занимает 9-е место в мире по численности населения, по долгосрочным прогнозам к 2100 г. займет 22-е место.
При этом разрыв в уровне жизни между экономически успешными и бедными странами продолжает увеличиваться. Большая часть населения в странах третьего мира не имеет базового и профессионального образования, а 45-50% жителей составляют не занятые в производстве материальных благ дети и подростки до 15 лет, что в целом не способствует экономическому росту. Следствием этого является политическая напряженность в мире, резкое повышение миграционной нагрузки на экономически благополучные страны, с чем уже столкнулась Западная Европа в последние годы. Депопуляция в развитых странах мира вызвана снижением уровня рождаемости, повышением продолжительности жизни, уменьшением количества браков и увеличением числа разводов, ростом популярности бездетности и одинокого образа жизни. Причины этих явлений ученые объясняют с помощью концепции демографического перехода. Исторический переход от экстенсивной модели воспроизводства населения, которая характеризуется высоким уровнем рождаемости и смертности, к интенсивной модели с низким уровнем рождаемости и смертности, называется демографическим переходом. Этот процесс связан с переходом общества от традиционного, аграрного типа к современному, индустриальному. На первой стадии демографического перехода находятся традиционные общества, в которых наблюдаются одинаково высокие уровни рождаемости и смертности (в особенности младенческой), поэтому наблюдается практически нулевой прирост населения. На второй стадии в результате индустриализации и урбанизации начинается снижение показателей смертности и увеличение продолжительности жизни населения, при этом уровень рождаемости продолжает оставаться высоким, что в целом приводит к взрывному росту популяции. Модернизация общества способствует повышению качества жизни, формированию новых социальных норм и ценностей в отношении семьи, брака и родительства, что, в свою очередь, приводит к трансформации всей системы социокультурных регуляторов рождаемости. Изменения способа производства приводят к снижению экономической мотивации деторождения, характерной для доиндустриальной эпохи, когда дети были производителями материальных благ. В результате показатели рождаемости и смертности начинают заметно снижаться, чем и характеризуется третья стадия демографического перехода.
В России в результате ускоренной модернизации демографический переход, начавшийся в конце XIX века, был завершен уже к 1960 г. Суммарный коэффициент рождаемости при этом снизился с 7,2 детей в расчете на одну женщину до 2,5. В кризисные девяностые он доходил до 1,2, в последние годы повысился до 1,7, и закрепление этой положительной для популяции динамики требует от государства проведения грамотной демографической политики в данном направлении. К основным методам демографической политики при этом можно отнести: планирование мероприятий по формированию общественного мнения по вопросам рождаемости, активизация пропаганды средне- и многодетности, принятие программ экономической поддержки молодых семей (льготное ипотечное кредитование, материнский капитал и т.п.), осуществление просветительской работы по вопросам безопасных методов регулирования рождаемости в семьях. Важным направлением социальной политики в сфере рождаемости является также профилактика разводов, поскольку, как уже было отмечено, разводы вносят значительный вклад в снижение уровня рождаемости. Стоит отметить, что отечественные демографы не видят в долгосрочной перспективе предпосылок для устойчивого естественного прироста населения за счет увеличения рождаемости, поэтому рост численности населения страны возможен только за счет миграции. Важными индикаторами демографического кризиса в России являются также показатели смертности и средней продолжительности жизни населения. Если в конце 1980-х гг. коэффициент смертности был сопоставим с европейским уровнем и составлял 10,7‰, то в 1999 г. он поднялся до 14,7‰. Однако, по данным Росстата, с 2007 г. ухудшение демографической обстановки в нашей стране замедлилось. Это выразилось в снижении коэффициента смертности до 14‰ к 2014 г., а также в повышении средней продолжительности жизни. В 2015 г. впервые за всю историю страны средняя продолжительность жизни возросла до 71,4 года (для мужчин 65,9 лет, для женщин – 76,7). И хотя эти показатели в сравнении с более экономически успешными странами выглядят не очень оптимистично (например, в Великобритании – 82,1 год), нельзя не отметить, что Россия занимает 4-е место в мире по темпам увеличения продолжительности жизни. По оценкам демографов, наибольший вклад в снижение смертности и увеличение продолжительности жизни внесли такие факторы как снижение алкогольной смертности (в том числе снижение суррогатного алкоголизма), снижение уровня потребления табачных изделий, а также смертности от внешних причин. В основном это касается россиян трудоспособного возраста: аномально высокая смертность в этой категории в 1990-е гг., особенно среди мужчин, снизилась сегодня на 4,5%.
Позитивная динамика показателей смертности и продолжительности жизни во многом связана с законодательными ограничениями оборота алкогольной и табачной продукции, принятыми во второй половине 2000-х гг. К другим методам демографической политики в этом направлении можно отнести: повышение качества и доступности медицинской помощи, популяризацию здорового образа жизни, формирование рациональных профилактических и медицинских установок, профилактику суицидального поведения, особенно в подростковой среде. Что же касается демографических процессов, связанных с заключением и расторжением брака, то с 1960 гг. отмечается снижение коэффициентов брачности и увеличение коэффициентов разводимости (почти в три раза к 1990 г.). С середины 1970-х гг. динамика их изменения относительно стабилизировалась, и в настоящее время испытывает колебания, связанные с количественной разницей послевоенных поколений. Следствием указанных процессов стало резкое увеличение внебрачной рождаемости с конца 1980-х гг. Тенденции снижения числа браков и увеличения числа разводов характерны для большинства индустриально развитых стран мира. Сегодня социологи и демографы говорят не о кризисе, а о трансформации института семьи и брака, связанной с формированием социальных отношений, присущих постсовременному обществу. Для обозначения этих процессов вводится понятие «второго демографического перехода», следствиями которого являются, помимо сокращения числа зарегистрированных браков: распространение альтернативных форм брака, увеличение доли неполных семей, повышение возрастной планки вступления в брак, откладывание сроков рождения ребенка (что существенно снижает вероятность появления второго и последующих детей в семье). Но с другой стороны, новая модель демографического поведения является более рациональной и социально ответственной, о чем свидетельствуют, например, данные российской статистики о снижении численности абортов и рождений в молодых возрастах. В свою очередь, по данным социологических исследований, происходит формирование личностной потребности в детях, стремление иметь детей становится уже не экономической, а терминальной ценностью. При всех негативных последствиях низкой брачности и высокой разводимости для сохранения демографического потенциала популяции, приходится признать объективный характер этих процессов, являющихся следствиями индивидуализации социальной жизни, нуклеаризации семьи, урбанизации, ростом социальной мобильности. И если в традиционном обществе основным мотивом вступления в брак являлась необходимость продолжения рода, то сегодня на первый план выступают факторы эмоционального удовлетворения и личностной самореализации, а основной причиной развода – эмоционально-коммуникативные проблемы и несоответствие характеров супругов.
Учитывая эти тенденции, можно сделать вывод, что меры социальной политики в отношении повышения численности и стабильности брачных союзов имеют более ограниченные возможности. Поскольку методы «принудительного сохранения семьи», законодательно закрепленные в СССР в период с 1944 по 1969 гг., неприменимы в демократическом обществе, наиболее целесообразным сегодня является формирование положительного образа семьи, продвижение семейных ценностей в СМИ, в образовательной и культурно-досуговой сферах. Также необходимо развивать и популяризировать услуги психологического консультирования по вопросам супружества и родительства. Еще одной демографической тенденцией современного российского общества является продолжающееся старение населения, что является следствием падения рождаемости и повышения продолжительности жизни. По данным на начало 2016 г. 24% населения России – это граждане старше 60 лет, и данная возрастная категория является самой быстрорастущей. Очевидно, что это будет усиливать социально-экономическую нагрузку на работающее население страны. В большинстве стран, которые уже столкнулись с подобными процессами, правительства пытаются решить возникающие экономические проблемы за счет повышения пенсионного возраста. Старение населения приводит к необходимости развития медицинской геронтологии, а также усовершенствования социальной политики, направленной на пожилых людей. Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой объект и предмет социологии? 2. Что такое социальное действие? Какие его типы выделяет Макс Вебер? 3. Какова структура социологического знания? 4. Каковы функции социологии? 5. В чем специфика социологии (в сравнении с другими общественными науками)? 6. Какие социальные и научные факторы способствовали возникновению социологии? 7. Охарактеризуйте основные направления социологии ХIХ–ХХ вв. 8. В чем суть социологических воззрений Эмиля Дюркгейма? 9. Дайте характеристику социологической теории Макса Вебера. 10. Каковы особенности развития социологии в России? 11. Каковы тенденции в развитии современной социологии? 12. Назовите типы взаимодействия культур. 13. В чем разница между моно- и полистилистической культурой? 14. Охарактеризуйте такие культурные формы, как контркультура, официальная культура, массовая культура, элитарная культура. 15. Что изучает социология личности? Раскройте суть социологических теорий личности.
16. В чем заключается роль биологических и социальных факторов в развитии личности? 17. Какие типы личности рассматривает социология? 18. Что представляет собой процесс социализации личности и его этапы? 19. Что такое девиация? Назовите виды девиантного поведения. 20. Каковы типы социальных отклонений? 21. Дайте характеристику теорий девиации. 22. Каковы функции и способы осуществления социального контроля? 23. Назовите отличия современного общества от традиционного. 24. Что такое социальная структура общества? 25. Перечислите номинальные и ранговые параметры социальной структуры. Что они характеризуют? 26. Перечислите разновидности социальных общностей. 27. Дайте определение понятию «социальная группа». 28. Каковы формы и виды социальных организаций? 29. Что представляет собой социальный институт? Какова типология и функции социальных институтов? 30. Каковы этапы процесса институционализации общества? 31. Что такое социальная стратификация? 32. Какие существуют критерии выделения социальных классов? 33. Охарактеризуйте особенности стратификационной системы в современном российском обществе. 34. Что такое социальная мобильность? Назовите виды социальной мобильности. 35. Какие существуют виды социальных изменений? 36. Что такое глобализация? Охарактеризуйте современное положение России в мировом сообществе. 37. Каковы функции и разновидности социальных конфликтов? 38. Назовите виды социологических исследований. 39. В чем специфика пилотажного исследования? 40. Назовите основные этапы социологического исследования. 41. Раскройте содержание программы социологического исследования. 42. В чем смысл процедуры операционализации понятий? 43. Что означает требование репрезентативности выборки? 44. Дайте характеристику опроса как социологического метода. Перечислите виды опросов. 45. В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов? 46. Как применяется метод наблюдения и каковы его основные разновидности? 47. Что представляет собой метод социометрии? 48. Что такое социальная система? 49. Назовите восемь признаков общества по Э. Шилзу. 50. В чем различия понятий «страна», «государство», «общество»? 51. Что такое глобализация, каковы ее основные характеристики? 52. Каковы перспективы России в глобальном мире? 53. Где и когда используется метод социального эксперимента? 54. Какие виды социальных изменений вам известны? 55. Какова специфика социальных процессов? 56. Что такое глобализация и каковы тенденции ее развития? 57. Назовите виды и типы социальных движений, объясните их причины. 58. Как связаны социальные изменения и социальный прогресс?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.045 с.) |