Тема 1. Теоретические и методические основы социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические и методические основы социологии



СОЦИОЛОГИЯ

 

Конспекты лекций для самостоятельной работы

для студентов всех специальностей

 

 

Под редакцией профессора Г. М. Тихонова

 

 

Ижевск Издательство ИжГТУ 2016

УДК 316 (07)

Т46

 

 

Составители: Г. М. Тихонов, д-р филос. наук, проф.; О. А. Логунова, канд. филос. наук, доц.; Л. А. Сабурова, канд. филос. наук, доц.;   Е. Г.Логунова, канд. филос.наук, доц;   В. А. Трушина, канд. полит.наук, доц.

 

Рецензент: Ф.Н.. Поносов, д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой «Философия» Ижевская государственная сельскохозяйственная академия.

 

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Социология, психология и культурология» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова (протокол № 4 от 20.05.2016 г.).

 

  Т46 Социология: конспекты лекций для самостоятельной работы для студентов всех специальностей / под ред. проф. Г. М. Тихонова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2016. – 150 с.   Издание разработано коллективом кафедры «Социология, психология и культурология» в соответствии с ФГОС Российской Федерации. Оно имеет целью оказание помощи в изучении основ социологической науки и уяснении специфики развития социального процесса как в мире в целом, так и в России в частности. В каждой теме максимально информативно излагается суть предложенного к изучению материала. Конспекты лекций носят универсальный характер и могут быть использованы как на семинарских занятиях, так и в процессе самостоятельной работы. Рассматриваются методы и системы социологического знания, структура и динамика культуры, природа человеческого общества, социализация, статусы и роли, составляющие социальную структуру, стратификация, социальный контроль и другие проблемы. «Конспекты лекций по социологии» предназначены для студентов всех специальностей.   УДК 316 (07)  

 

 

© Ижевский государственный технический университет

имени М.Т. Калашникова, 2016

Введение

Предлагаемое учебно-методическое пособие под­готовлено с учетом апробации его первого издания, вышедшего в издательстве ИжГТУ им. М.Т. Калашникова в 2013 г. В нем учтены замечания, пожелания и предложения преподавателей и студентов. Всем им авторы выражают свою благодарность.

В пособии рассматриваются проблемы, изучаемые совре­менной западной и отечественной социологией. В нем учтены требования ФГОС. Обновлен фактический материал применительно к реалиям сегодняшнего дня и внесены существенные дополнения в определенные темы. Изменилась структура некоторых из них путем выделения в отдельные па­раграфы наиболее важных вопросов, а также включения новых параграфов, в которых анализируются новые вопросы. Это сде­лано для того, чтобы более доходчиво, ясно и интересно изло­жить для студентов содержание рассматри­ваемых в учебнике социологических проблем.

Основная цель пособия — помочь изучающим курс социо­логии научно осмыслить сложные явления и процессы совре­менной общественной жизни, чтобы сознательно ориентиро­ваться в них, а также разобраться в существующих социологи­ческих теориях. Преподавание и обучение основам социологического знания призвано сформировать у студентов социологическое видение мира, умение критически смотреть на социальные стереотипы и предрассудки, грамотно систематизировать и представлять социальную информацию. Целостное системное социологическое мышление будет способствовать воспитанию, образованию и становлению достойной личности. Достижению этой цели подчинены содержание и структура настоящего пособия, состоящего из введения и пятнадцати лекций.

В Пособии характе­ризуется предмет социологии как самостоятельной науки об обществе, раскрываются особенности социо­логического знания, его уровни и функции социологии, ее ме­сто в системе общественных наук, анализируются западные и отечественные общесоциологические теории, ис­следующие фундаментальные проблемы функционирования и развития общества и взаимодействия его основных сторон, излагаются так называемые специальные социологические теории, объясняющие специфические общест­венные явления и процессы. Речь идет о социальной структуре общества, межнациональных отно­шениях, социальных институтах и организациях, социологиче­ских проблемах культуры, личности, семьи, свободного време­ни, возникающих в обществе конфликтах и т.д.

Заключительная лекция посвящена прикладной социологии, проблемам методики и техники социологических исследований.

Таким образом, содержание и структура пособия дают представление о существующих уровнях социологического зна­ния, которые отражают соответствующие уровни анализа соци­альных явлений. Понимание скрытой от поверхностного взгляда логики развития социальной структуры, механизмов и законов поведения людей – непременное условие построения цивилизованного и просвещенного общества. По мнению авторов, такой подход способству­ет более глубокому и ясному осмыслению проблем современ­ной социологии и дает целостное представление о современной социологии.

Пособие призвано помочь студентам в подготовке к практическим занятиям, экзаменам и зачетом.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Г.М.Тихонов, д-р. филос. наук, проф.

Объект и предмет социологии

 

Современное общество - не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Наука, которая изучает общество во всех его аспектах, в его целостности является социология. Таким образом, социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIXв. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов в осмыслении социальных явлений. И в ответ на эти потребности формирования гражданского общества возникает социология. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Для социологии объектом является общество. У каждой науки свой предмет исследования. Особенность предмета социологии - в его мультипарадигмальности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Например, Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. П. Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э. Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Обобщая определения, выделим современное значение социологии. Социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

В понятие социальной структуры входит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур понимаются, прежде всего, физическая окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет.

Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Социальные общности - источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система.

 

2.Структура (уровни) социологического знания

 

  В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня.

Фундаментальный, общесоциологический уровень. Он представлен общесоциологическими теориями.

Они включают в себя проблемы:

осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека;

гносеологические проблемы социологии; проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений;

проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов.

   Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс.

   Задача теории этого уровня – раскрытие универсальных закономерностей данной области, обоснование наиболее общих принципов.

  На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.

   Теории среднего уровня (термин введён американским социологом Р. Мертоном).

Они занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

      Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.

     Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:

- теории социальных институтов (социального государства, политических партий);

- теории социальных общностей (теория социальной стратификации, этносоциология, социология малых групп);

- теории специализированных социальных процессов (теории конфликтов, девиантного поведения).

Теории среднего уровня – своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными.

    Эмпирический уровень – первичное обобщение эмпирических данных.

На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

    Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими науками. Так возникли смежные науки на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент.

 

      3. Типы социологических теорий

 

      Социологические теории имеют специфическую структуру. В современной социологии принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий:

Первый - общая социологическая теория («общая социология»), дающая абстрактно-­обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия.

Второй уровень предметного рассмотрения - частные («среднего ранга») социологические теории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно самостоятельными классами частных теорий - специальными и отраслевыми теориями.

 Третий уровень - специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Отраслевые теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни - экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т. д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления - социальный. Для отраслевых теорий характерен «стыковочный» характер их исследовательской практики. В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности:

- теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития);

- теории социального действия;

- теории социального взаимодействия.

 

                            4. Основные функции социологии

1) Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

2) Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальная реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3) Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4) Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

5) Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит       в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Таким образом, социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

 

            5. Специфика законов социологии

       В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

1) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.

2) законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.

3) законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

4) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

5) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводных процессов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

6. Понятие «социальное» и его роль в социологическом знании

   Социальное – это особый тип или формы регуляции поведения на основе опережающего прогноза поведения окружающих, благодаря взаимным обязательствам. Так деньги обладают ценностью потому, что другой человек может их принять для последующего обмена. Именно сознательная регуляция поведения людей на основе взаимных обязательств сделала возможным упорядоченность, интегрированность, сплоченность, т.е. всю социальную жизнь.

  Понятие «социальное» в отечественной социологии имеет несколько значений.

1. Социальное – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

2. Понятия «социальное» и «общественное» часто употребляется как синонимы. Однако термин «социальное» шире общественного, т.к. может характеризовать и межгрупповое взаимодействие, взаимодействие в малых группах и т.д. Поэтому для обозначения явлений, возникающих в рамках всего общества, часто используется термин общественный (или его аналог «социетальный»).

3. Социальное как качественно новая форма регуляции поведения человека и порождаемые его свойства человеческой жизни.

 

7.Методы социологии

Метод – это совокупность основных познавательных приемов, при помощи которых осуществляется исследование.

Основные методы социологии:

- Опрос (в виде анкеты и интервью);

-   Анализ документов (контент анализ бывает качественным и количественным);

- Наблюдение (включенное и невключенное);

- Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый эксперимент)

Опрос

    Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.  Первая отличительная черта – количество опрошенных.

Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически – взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности.  Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию.  Третья отличительная черта – цель опроса.

Наблюдение

       Выделяют две основные разновидности: включенное и невключенное наблюдение.

      Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки со стороны, он проводит не включенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке. Он проводит включенное наблюдение.

Эксперимент

Его применение в социологии крайне ограничено. Методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, создают две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной – по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.

 

 

Анкетирование

      Это самый распространенный в социологии метод. Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов.

  Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Интервью

   Является вторым по популярности методом в социологии. В интервью вопросы зачитывает ему специалист. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированном интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью.

 

 

О. А. Логунова, канд. филос. наук, доц.

Социология XX века.

1. Социометрия - направление, созданное в США в 1934 г. психиатром Дж. Морено (1892-1979). Социометрический подход к изучению малых групп сконцентрировал свое внимание на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом был вопрос характера межличностных отношений.

    Дж. Морено изобрел метод, который оказался в социологии и социальной психологии чрезвычайно эффективным. Он просто просил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто - нет, с кем бы они хотели работать, а с кем - нет. Благодаря этому приему было нащупано важное измерение социально-психологических отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравнение структуры этих отношений. А главное - метод Морено давал возможность изменять социальную организацию рабочей группы с тем, чтобы она более точно соответствовала социально-психологическим установкам отдельных членов группы друг на друга.

    Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрические тесты, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп практически всегда включают метод социометрии.

2. Символический интеракционизм. Возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863— 1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Наша сущность, душа, «самость» состоит из «Мое», что означает видение себя глазами других людей и которое возникает на основании способности языковых символов вызывать «во мне» ту же реакцию, что и в других людях. Вторая сторона «Я» - то, как «я воспринимаю себя сам» - рассматривается Дж. Мидом как источник творчества, оригинальности и непосредственности. «Внутреннее» общение создает канал, через который проходят все образцы взаимодействия и все «внешнее» общение. На основании этих представлений Дж. Мид создает концепцию «обобщенного другого».

3. Феноменологическое направление. Первым, кто попытался объяснить, как можно использовать феноменологию для проникновения внутрь социального мира, был Альфред Шюц (1899-1959 гг.). Его главная заслуга состояла в доказательстве того, что способ, с помощью которого люди классифицируют и придают значение окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом. Люди используют то, что социолог назвал «типизациями» - понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают». Так, «банковский служащий», «футбольный матч», «дерево» - все это примеры типизации. Эти типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, напротив, они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людьми. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас того, что Шюц назвал «знанием здравого смысла», которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться.

Социолог считал это крайне важным для выполнения практических задач повседневной жизни. Шюц подчеркивал, что хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, оно не является раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции. Социолог признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразным образом, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере - частично, действия других.

     Наиболее своеобразно положения феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя различными школами. Первую из них - школу феноменологической социологии знания - возглавили Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927), вторую, получившую название «этнометодология» (термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» - зачаточные знания в примитивных обществах), - Гарольд Гарфинкель     (р. 1917).

4. Теории обмена. В отличие от сложившегося основного направления социологии, рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хоманс (1910 – 1989 гг.) подчеркивает важность психологии при объяснении социального мира, тем самым порывая с «социологизмом» Э. Дюркгейма. Он видит социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Дж. Хоманса, это положение распространимо на все поведение людей.

5. Этнометодология - сравнительно новое социологическое направление. В 1967 г. Гарольд Гарфинкель первым ввел термин «этнометодология», что в приблизительном переводе означает «методы, которые используют люди». В частности, этнометодологи изучают методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. Представители этого направления отчасти заимствовали тип социологического подхода, развитый Шюцем. Так, они следуют за Шюцем в убеждении, что реального социального подхода не существует. Социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни. 

     Гарольд Гарфинкель исходит из того, что для осмысления социального мира, придания ему упорядоченного вида члены общества в повседневной жизни пользуются так называемым документальным методом. Суть его состоит в выборе определенных аспектов бесконечного множества характеристик, содержащихся в любой ситуации или контексте, определении их особым образом, а затем рассмотрении их как свидетельства наличия того или иного общественного образца. Иными словами, «документальный метод» состоит в том, чтобы части образца (например, наличие характерных признаков явления или предмета) представить как «документ», предполагающий существование образца.

      Гарфинкель утверждает, что в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца для описания ситуации в целом, а также для упорядочения социальной реальности. В целях доказательства правомерности своего метода Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов. Один из них состоял в следующем.

    Студенты психиатрического отделения университета были приглашены принять участие в том, что им было представлено как новая форма психотерапии. Их попросили в концентрированной форме изложить свою личную проблему, по которой они нуждались в совете, а затем задать специалисту-психотерапевту ряд вопросов. Специалист находился в соседней комнате, так что участники эксперимента не могли видеть друг друга, а общение осуществлялось через переговорное устройство. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог давать только односложные ответы - «да» или «нет». Студенты не знали, что человек, отвечающий на их вопросы, не был никаким психотерапевтом, а ответы «да» или «нет» были заранее предопределены в соответствии с таблицей случайных чисел. Несмотря на то, что ответы были произвольны и не имели никакого отношения к содержанию вопросов, студенты сочли их полезными и осмысленными.

Обобщая результаты эксперимента, Гарфинкель пришел к заключению, что студенты наделяли смыслом ответы, которые сами по себе были бессмысленны. Когда же ответы казались противоречивыми или удивительными, студенты полагали, что «психотерапевт» не был осведомлен о всех фактах их случая. Так студенты конструировали порядок с помощью документального метода. Гарфинкель заявляет, что эксперименты такого рода проливают свет на то, как люди в целом в своей повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир.

   Этот эксперимент может также быть использован для иллюстрации центральной идеи этнометодологии - идеи «индексации», согласно которой смысл любого предмета или поведения вытекает из его контекста, является «индексированным» в конкретной ситуации. В результате любая интерпретация или объяснение членов общества в их повседневной жизни всегда осуществляются со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации. Так, студенты осмысливали ответы «психотерапевта» исходя из конкретной ситуации: они находились в университете и были уверены, что имеют дело с настоящим психотерапевтом. Если бы те же ответы на те же вопросы были получены в иной ситуации, скажем, в кафе, и в роли психотерапевта выступал бы их коллега, то результаты были бы интерпретированы совсем иначе. В этой связи Гарфинкель делает вывод, что смысл любого действия можно рассматривать только в определенном контексте.

6. Функционализм. Имя Толкотта Парсонса (1902-1979) является синонимом функционализма. Так же как и Дюркгейм, Парсонс значительное внимание в своих трудах уделяет проблеме социального порядка. Он исходит из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая при этом, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды социолог иллюстрирует примерами коммерческих сделок.

     При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт, в основе которого лежат нормативные правила. С точки зрения Парсонса, страх санкций за нарушения правил недостаточен, чтобы заставить людей следовать им безусловно, главное - моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые констатируют, что является правильным, должным. Порядок в экономической системе, следовательно, основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая часть общества, по утверждению Парсонса, в определенной степени является и сферой морали.

     Консенсус в отношении ценностей является фундаментальным интегративным принципом в обществе. Из общепризнанных ценностей вытекают общие цели, которые определяют общее направление движений в конкретных ситуациях. Так, например, в западном обществе члены конкретного предприятия разделяют цель эффективного производства на своей фабрике, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие целой комбинации ролей. Содержание ролей можно выразить с помощью норм, которые определяют права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Так, нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что и создает основу для социального порядка.

     Исходя из того, что консенсус является важнейшей общественной ценностью, Парсонс усматривает главную задачу социологии в анализе «институциализации образцов ценностной ориентации в социальной системе». Когда ценности институализированы и поведение структурировано сообразно им, тогда возникает стабильная система - состояние «социального равновесия». По мнению социолога, есть два пути достижения социального равновесия. Первый - социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, которые выполняют эту функцию, - семья, образовательная система). Второй путь - создание разнообразных механизмов социального контроля.

     Парсонс рассматривает общество как систему, считая при этом, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям - adaptation (адаптация), goal attainment (целедостижение), integration (интеграция) и latency (удержание образца). Первое функциональное требование - адаптация - касается отношений между системой и ее средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ. Второе функциональное требование — целедостижение - выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность. Третье требование - интеграция - относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Через правовые нормы упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции системы социальной. Наконец, четвертое требование - удержание образца - предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества. Эту структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

   Консенсус и стабильность системы не означают, что она не способна к изменениям. Напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие».

Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом. Процесс «подвижного равновесия» может затрагивать не только части, но и все общество.

 

Типология социальных систем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.064 с.)