Мировая система и процессы глобализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая система и процессы глобализации.



      Теория мировой системы предложена американским ученым И. Валлерстайном в 1976 г. Ее основная идея заключается в том, что тенденция глобализации приводит к объединению мира в единую систему. Впервые о ней заговорили в 1980 г. в Гарвардской школе бизнеса. В своем учебнике «Социология» А.А. Горелов отмечает тенденции глобализации современной жизни в восьми сферах:

           1. Политической – постепенное превращение государств в единую мировую политическую систему путем создания глобальных политических органов, служащих взаимосогласованию политических решений представителями различных стран. Примеры: ООН, ЮНЕСКО, Евросоюз со своим парламентом и судом, ВОЗ и др.

           2. Экономической – появление транснациональных корпораций, которые охватывают, словно щупальцами, весь земной шар («Sony», «Samsung», «Apple»). Возникает международное разделение труда с новыми зависимостями между государствами. Соответственно ослабевает суверенитет национальных государств.

           3. Информационной – появление глобальных систем передачи информации типа Интернета, что создает вокруг Земли информационные пояса и служит подтверждением концепции ноосферы. Информационные сети опутывают мир паутиной, в которую оказываются втянутыми люди во всех уголках планеты.

           4. Транспортной – появление новых транспортных средств (самолета, а в недалеком будущем и космических), позволяющих быстро добраться до любой точки земного шара.

           5. Экологической – обнаружение ограниченности земных ресурсов и обострение борьбы за них, увеличение воздействия на природу в целом и отрицательные экологические последствия такого воздействия.

           6. Демографической – резкое увеличение общей численности населения планеты, и растущие диспропорции распределения населения по поверхности Земли, увеличившие давление человека на биосферу и обострившие общую ситуацию на земном шаре. В начале 2014 года на 47-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию в докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было заявлено, что численность населения Земли достигла 7,2 млрд человек.

           7. Военной – создание средств массового уничтожения (атомное оружие), которые способны уничтожить не только человечество, но почти все живое на планете.

           8. Культурной – развитие универсальной науки и глобальной массовой культуры.

           Главными двигателями глобальной социальной системы на государственном уровне являются западные страны. Для них это способ закрепить свои ныненшние преимущества и стать в о главе мира, т.е. приватизировать мир. Не случайно антиглобалисты (Н. Хомский, Р. Макчести, А.К. Аллипикос) выступают не против концепции глобализации, а против его целей (служить корыстным интересам мегакапитала). В качестве минусов процесса глобализации отмечается: растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира»; недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций; доминирование массовой культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов»; потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»).

О. А. Логунова, канд. филос. наук, доц.

Тема 4. Социальные институты

Вопросы лекции:

1. Содержание понятия «социальный институт».

2. Основные социальные институты и их функции.

3.Проблемы функционирования социальных институтов в современном российском обществе.

Содержание понятия «социальный институт»

      Социальный институт — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность социального института определяется, во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института и осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. В связи с этим социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как внешней, формальной (материальной) их структуры, так и внутренней, т. е. с позиции содержательного анализа их деятельности. Социальный институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

         Социальный институт — это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную общественную функцию. Успешное осуществление данной функции связано с наличием в рамках соответствующего социального института целостной системы стандартов поведения, обязательных для осуществления функции данного института. С содержательной стороны социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях.

          Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность, интегрированность в действия членов общества. Социология изучает деятельность главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования), обеспечением материальной жизнедеятельности (институт экономики), интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты), поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений. Социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.006 с.)