Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные аспекты развития рынка
Культурные представления и стандарты определяют характер поведения и деятельности людей во всех сферах общественной жизни, в том числе в экономической сфере. Совокупность экономических традиций, норм поведения, стереотипов, предпочтений представляют собой экономическую культуру. Ценностно-нормативные модели определяют характер отношения индивидов и групп к основным формам экономической деятельности: производству товаров и услуг, их обмену, потреблению и распределению, а также к таким экономическим институтам, как собственность, деньги, финансы, торговля, кредитование, налогообложение и т. д. Анализ экономической культуры предполагает получение ответов на вопросы о том, что, помимо чисто практических и утилитарных потребностей, движет экономической деятельностью человека. Участие человека в материальном производстве определяется не только его конкретными потребностями в материальных благах и существующим в обществе классовым делением и разделением труда, но также и сложившимися представлениями о смысле и достойном образе жизни, о социально значимых целях, о престижности и допустимости тех или иных видов деятельности, о собственности, материальном благосостоянии и богатстве, критериях социального и личностного успеха. Неотъемлемой частью экономической культуры является хозяйственная культура. Хозяйственная культура – это система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (производственной, финансовой, коммерческой и т. д.) деятельности, определяющих форму ее осуществления и восприятия ее обществом. На экономическую деятельность влияют общие ценности культуры, такие как справедливость, долг, порядок, коллективизм и индивидуализм. Собственными базовыми ценностями экономической культуры являются: труд, собственность, богатство, прагматизм и рациональность, профессионализм, предприимчивость. Экономические ценности проявляются на разных уровнях: 1) на уровне индивидуальной и семейной деятельности (ценность заработка, жилья, личного транспорта и т. п.); 2) на уровне трудового коллектива (ценности взаимопомощи, конкуренции или кооперации, условия труда и т. д.); 3) на уровне территориально-поселенческой, этнической общности, страны в целом (выбор места жительства, сфер профессиональной деятельности, предпочтения систем оплаты труда и т. п.).
Экономическая культура выполняет ряд функций: селективную, накопительную, трансляционную и инновационную. Селективная функция заключается в отборе ценностей и норм, необходимых для поддержания и развития экономики. Инновационная функция обеспечивает обновление ценностей и норм, регулирующих развитие экономики, приводит их в соответствие изменяющимся требованиям и условиям общественного развития. Накопительная функция заключается в сохранении и закреплении наиболее успешных и ценных для общества образцов и моделей поведения в экономической сфере. Экономическая культура также транслирует новым поколениям ценности и нормы, определяющие отношение к труду, потреблению, распределению и т. д., обеспечивая преемственность стандартов экономической деятельности. В процессе эволюции общества под влиянием религиозных, духовно-нравственных, социальных факторов формировались принципиально разные типы экономической культуры. К основным из них следует отнести традиционный, капиталистический, переходный и постиндустриальный типы экономических культур. Традиционная экономическая культура характерна для доиндустриальных обществ. Ее основой являются межличностные отношения, т. е. индивид участвует в экономической деятельности как член определенной первичной общности. В традиционной экономической культуре человек неотделим от социальных и экономических условий производства, а само производство и вся экономическая деятельность в целом ориентированы на непосредственное потребление. Формирование капиталистического типа экономической культуры сопровождается переходом от межличностных связей к безличным, формальным связям, основанным на юридических нормах и бюрократических институтах. Чертой культуры данного типа является отчуждение личности от хозяйственной деятельности. Основой капиталистической экономической культуры является предпринимательская деятельность, которая ориентирована не на непосредственное потребление, а на получение прибыли для дальнейшего развития бизнеса и увеличения капитала. Как показал М. Вебер в своем анализе хозяйственной культуры капитализма, в значительной мере ее развитию в странах Западной Европы способствовали духовно-нравственные установления религии протестантизма. Именно благодаря им в капиталистической экономической культуре укоренились ценности практицизма, рациональности, бережливости и трудолюбия.
Экономическая культура переходного типа характерна для стран, вынужденных в условиях глобализации и экспансии западной экономической культуры идти по пути ускоренной, заимствованной модернизации своих экономических систем. В результате образуются переходные формы экономической культуры, которые сочетают в себе элементы как традиционных, так и заимствованных ценностно-нормативных образцов. При этом наиболее проблемным является вопрос о возможности освоения обществом переходного типа продуктивных западных экономических моделей без заимствования их культурных и духовных оснований. В современном постиндустриальном обществе, под влиянием идей постмодернизма, происходит трансформация основ капиталистической экономической культуры. На смену ценностным принципам рациональности и ориентации на прибыль приходит творческое, иррациональное отношение к целям экономической деятельности, стремление к самовыражению в процессе трудовой активности. Стандартизированные формы массового производства и потребления уступают уникальным, индивидуализированным образцам, позволяющим выразить индивидуальные вкусы и предпочтения. Таким образом, в процессе распространения принципов постмодернистской экономической культуры происходит разрушение сложившейся иерархии культурных стандартов и их дальнейшая диверсификация. Развитие рыночных отношений в современном российском обществе сталкивается с необходимостью преодоления традиционалистских экономических установлений. Отличительными чертами традиционалистской экономической культуры являются: доминирование уравнительных и недостижительных ценностей, представление о «неправедности» богатства, гипертрофированная значимость персонифицированных связей, установка на сокращение потребностей при появлении затруднений, вместо наращивания усилий. Утверждению важнейших принципов рыночной экономики: свободной конкуренции и активной предпринимательской деятельности – препятствует монопольная позиция государства, являющегося основным субъектом экономической деятельности и источником политики экономической модернизации в соответствии с западными экономическими моделями. Развитие рыночных отношений сталкивается с инерцией советской экономической ментальности, в которой воспроизводились установки на социальное иждивенчество, уравнительное распределение, коммунальность, отсутствие трудовой мотивации, патерналистское восприятие государственной власти, доминирование политических задач над экономическими, отсутствие ценностного отношения к собственности и правовой нигилизм. Формирование социокультурных условий, соответствующих развитию рыночной экономики в России, предполагает решение задач преодоления потребительских ориентаций, укоренившихся в последние годы, повышение ценности трудовой деятельности, утверждение принципа рационализма и ответственности в экономических отношениях. Базовым условием продуктивной трансформации экономических отношений является опора на богатый культурный потенциал нации в целом и культурную самобытность составляющих ее общностей и групп.
О.А. Логунова, канд. филос. наук, доц.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.008 с.) |