Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «культура». Функции культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из центральных понятий социологической науки является понятие «культура». В наиболее широком смысле культура представляет собой все, созданное человеком, в рамках его надбиологической, внеприродной деятельности. Культура есть среда, искусственно созданная обществом при помощи языка, мышления и символических значений, приписываемых предметам, действиям или явлениям. Культуру можно определить как духовную составляющую любой человеческой деятельности. С социологической точки зрения культура – это система ценностей, норм, образцов поведения, представлений о мире, которые служат для упорядочения опыта и регулирования отношений между людьми. Таким образом, с позиций социологии культура выступает как способ регуляции поведения, который является компенсацией утраченных в процессе развития человека природных инстинктов. Усвоение индивидом культурных стандартов, ценностей, норм поведения происходит в процессе социализации, т. е. формирования личности посредством активной социальной деятельности и общения. В определении культуры, данном французским социологом П. Бурдье, указывается, что «культура есть совокупность инструментов идентификационных стратегий». Это означает, что в результате усвоения (интериоризации) индивидом культурных представлений о значимых в данном обществе смыслах и ценностях происходит формирование социального «Я» и включение индивида в данную социокультурную среду. Культура, таким образом, играет важнейшую роль в функционировании и развитии социума. Однако понятие «культурное» не следует отождествлять с понятием «социальное». С позиций американского социолога Т. Парсонса, социальное – это реальные факты и события общественной жизни, в то время как культурное – это совокупность представлений людей о реальности. В отечественной социологии распространена точка зрения, согласно которой социальное суть формы и структуры социальных связей и отношений, в то время как понятие культурное выражает их содержание, т. е. представления, оценки данных связей и отношений, особенности их символизации. Культура выполняет в жизни человека и общества ряд важных функций. К наиболее значимым относятся следующие: 1. Мировоззренческая функция: культура отражает представления о мире, объясняя реальность и придавая смысл действиям человека. 2. Регулятивная функция: с помощью системы ценностей и норм культура регулирует поведение человека и социальных групп. 3. Функция социальных изменений: появление новых способов изучения и освоения действительности, творческое преобразование реальности, новации и изобретения способствуют социальным изменениям. 4. Функция интеграции: на основе единства ценностно-нормативных представлений происходит объединение людей в социальные группы и общности. 5. Функция идентификации: осознание человеком себя и своего места в обществе и мире в целом осуществляется на основе культурных представлений. Формированию «социального Я» человека способствует отождествление с определенной социальной общностью на основе общей культуры. 6. Функция адаптации: культура обеспечивает приспособление индивидов и общества в целом к природной среде, социальным, историческим, психологическим условиям функционирования и развития общества. 7. Функция социализации: культура способствует всестороннему развитию личности, т. е. выработке мыслительных, коммуникативных навыков, умению целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением. 8. Функция легитимации: культурные образцы и ценностно-нормативные системы способствуют обоснованию и поддержанию сложившегося социального порядка. В процессе общественного развития культура одновременно выполняет две противоположные по своей сути задачи. С одной стороны, она способствует сохранению преемственности культурных образцов на основе передачи культурного опыта новым поколениям. Трансляция культурного опыта осуществляется посредством традиций. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной группы и передающихся из поколения в поколение. Таким образом, культура выступает в качестве основы стабильности общества. С другой стороны, культура является важным фактором социальных изменений. Открытия и изобретения, которые являются результатами творческой деятельности человека, способствуют трансформации социальных практик. Часто социальные преобразования также являются следствием взаимодействия культур. Межкультурное взаимодействие может иметь позитивные последствия для развития общества, в том случае если оно носит взаимовыгодный для всех сторон характер и способствует усовершенствованию социального устройства. Такой плодотворный культурный обмен можно назвать синтезом культур. Принятие индивидом норм и ценностей чужой культуры, например в результате эмиграции в другую страну, представляет собой пример аккультурации, следствием которой является адаптация к новым культурным стандартам. Однако взаимодействие культур может иметь негативные для общества последствия, в том случае если оно приводит к утрате культурной самобытности, частичному или полному растворению менее конкурентоспособной культуры в другой, более активной и (или) агрессивной. Примером является колонизация европейскими государствами в XVI–XIX вв. территорий, населенных представителями традиционных культур. Процессы модернизации данных культур по европейскому образцу привели, в одних случаях, к утрате собственных культурных оснований и попаданию обществ в зависимость от стран-метрополий, в других случаях – к полному исчезновению родоплеменных культур, до этого сохранявших в условиях культурной изоляции первобытный уклад жизни. Культурные стандарты могут также выступать в качестве препятствий для социальных изменений. Многие общества, которые оказались перед необходимостью модернизации, столкнулись с трудностями социокультурного характера. Так, например, рыночным экономическим преобразованиям 90-х гг. в России препятствовали особенности экономических установок населения, сложившихся в советские годы.
Культурные универсалии
В каждой культуре можно выделить ряд ключевых элементов, или культурных универсалий. К ним относятся ценности, нормы, язык, традиции, обычаи, ритуалы, символы, мифы. Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, что является значимым, желательным, предпочтительным для каждого индивида и общества в целом. Ценности суть духовные ориентиры, которые определяют принципы отношения индивидов и общества к миру. Основными духовными ценностями являются жизнь, свобода, любовь, мир, успех, справедливость и т. д. Социологи различают два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности являются выражением конечных целей бытия человека. Инструментальные ценности определяют те средства, которые могут способствовать достижению иных, более важных целей. В разных культурах одна и та же ценность может иметь и терминальный и инструментальный характер. Например, богатство может выступать как самоцель или же как средство обретения личной свободы. Нормы – это правила, отражающие характерные для общности представления о допустимом поведении в конкретной ситуации, т. е. поведенческие стандарты. Нормативные ожидания и предписания одобряют действия, способствующие утверждению значимых общественных ценностей, и осуждают поведение, не соответствующее ценностным представлениям. Выделяют нормы-правила (следовать которым нужно неукоснительно) и нормы-ожидания (отклонение от которых хотя и нежелательно, но допустимо). Язык представляет собой систему словесных кодов и символов, которая является основой вербального взаимодействия людей. Язык – это базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы существовать. Только с помощью языка возможно присвоение объектам окружающего мира значений и их передача в процессе коммуникации. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения. Язык является формой отражения группового мировоззрения, поэтому структура каждого определенного языка формирует особенности мышления индивидов, характер восприятия и оценивания ими событий, предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, язык является средством этнокультурной идентификации, позволяющим этническим группам отличать «своих» от «чужих». Традиции представляют собой исторически сложившиеся, устойчивые и наиболее обобщенные нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции регламентируют основные виды социальных взаимодействий, например: определяют уклад семьи, отношения между родителями и детьми, мужем и женой, принципы разделения труда, отношение к пожилым и т. д. Конкретным выражением традиций, их частным проявлением в определенной ситуации являются обычаи (например, обычай дарения подарков на день рождения). Ритуал – это социально регулируемая, коллективно осуществляемая фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых в определенных обстоятельствах. Основная функция ритуала – сохранение в групповой памяти реальных или мифологических событий и ситуаций, способствующих сохранению уникальности данной культуры и обеспечению приобщения к ней новых поколений. Символы есть элементы культуры, опосредующие отношения человека с миром. Символы образуют систему кодов социального общения в рамках определенной культурной системы. Символы содержат отсылку к каким-либо конкретным или абстрактным смыслам, отражающим отношение социальных групп к действительности. Примерами символов являются флаг, герб и гимн государства, христианский крест, обручальное кольцо, корона и скипетр короля, белый халат врача и т. д. Миф есть важнейший компонент культуры, который представляет собой фундаментальную форму строения реальности. Это базовые модели интерпретации событий и предметов окружающего мира. Посредством мифа объясняется природный и социальный порядок. Существуют мифы религиозные, национальные, политические. Примерами выступают мифы о происхождении мира, мифы о конце времен, мифы о спасителе, мифы о прогрессивном развитии человечества, мифы о культурных героях и т. д. Мифы не являются отражением иллюзорного или ложного восприятия реальности. Они сами являются реальностью в той мере, в которой способны конструировать картину мира в рамках данной культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.01 с.) |