Классическая социология XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая социология XIX в.



1. О. Конт и Г. Спенсер – основатели социологии.

В истории социальной мысли О. Конт (1798-1857) известен как «отец-основатель» социологии. Социология или социальная физика как он ее первоначально называл, согласно Конту, опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдение и эксперимент. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от других наук, не базирующихся на опытном знании. Идейной основой социологической концепции О. Конта явился «закон трех стадий», согласно которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа: 1) теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления; 2) метафизический, ведущую роль в духовном развитии начинает играть философия; 3) позитивный, главная роль отводится научным знаниям. Значительное внимание О. Конт уделял методам социологического исследования и пытался их систематизировать. Он выделил 4 метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.

     Вторым основателем социологии явился английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903). Он известен как основатель «органической школы» в социологии, сторонник идей универсальной эволюции. Г. Спенсер пытался методологически обосновать социальный организм, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По мнению Г. Спенсера существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму. Во-первых, общество и организм в отличие от неорганической материи растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организма сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. Третье, как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. Четвертое, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут продолжать существовать. Аналогия общества с организмом, которую развивал Спенсер, имеет познавательное значение. Спенсер явился предшественником системного подхода в социологии. Спенсер ввел в научный оборот такие понятия как социальная система, социальный институт. Он выделял 6 типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. В своих социологических работах он исследовал эволюцию этих социальных институтов.

2. Социологические идеи К. Маркса (1818-1883). Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксовой теории общества, она содержит немало ценных идей, обогативших общественную науку 19 века. Если кратко суммировать наиболее существенные идеи социологической теории Маркса, то они заключаются в следующем:

1) В объяснении законов общественного развития и изменения Маркс отводил решающую роль экономической сфере (способ производства, производственные отношения).

2) Развитие общества представлялось в виде смены формаций с присущим им способом производства. Эта концепция сыграла важную роль в анализе генезиса капитализма.

3) Маркс создал одну из первых теорий социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, он представил социальную структуру общества как отношения между экономическими классами.

4) Детерминистский подход к анализу общества позволил Марксу высказать идею о необходимости изучения личности как носителя общественных отношений, заложив тем самым основы ее социологического анализа. Социальная теория Маркса оказала значительное влияние на мышление ученых 19 и 20 вв. Творчество выдающихся социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.- впитало в себя многие ценные идеи К. Маркса, оставляя в стороне его политический и идеологический радикализм.

3. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917). Э. Дюркгейм много внимания уделял вопросам изучения методологии социологического познания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы естественных наук. По его мнению, предметом изучения социологии выступают «социальные факты», которые следует «изучать как вещи». К социальным фактам он относил прежде всего различные явления моральной жизни – традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Эти явления общественной жизни существуют объективно и независимо от индивида, они воздействуют на него, заставляя его вести себя определенным образом. Объективность существования социальных фактов и позволяет изучать их как «вещи», т.е. методами, аналогичными методам естественных наук - через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др.

    Ядро социологической теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Анализируя эволюцию общества, Дюркгейм выделяет два основных типа социальных связей, которым соответствует общество с «механической солидарностью» и общество с «органической солидарностью». Первое – это архаическое общество. Оно стремиться полностью подчинить себе индивида, общественная солидарность обеспечивается религиозными верованиями, обычаями, традициями, регулирующими поведение индивида. В современном обществе с органической солидарностью социальная сплоченность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Религиозные верования не играют прежней роли. В этом обществе индивид существует в значительной мере независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, оно находится в состоянии аномии. Под аномией Дюркгейм понимал состояние, которое характеризуется ослаблением моральной регуляции поведения, неэффективной деятельностью основных социальных институтов, социальными конфликтами.

4. Социология М. Вебера (1864-1920). Социология по Веберу должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понять смысл и значение человеческих действий, и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. Поскольку Вебер уделял большое внимание методу понимания, интерпретации человеческих действий, его социологию называют понимающей. М. Вебер разработал концепцию социального действия и выделил 4 типа социальных действий: 1) целерациональное, 2) ценностно-рациональное, 3) аффективное, 4) традиционное. Вебер считал, что в процессе развития европейской цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества, особенно в таких областях, как экономика, политика. Изучение рациональности как ведущей тенденции западно-европейского капитализма явилось главной темой его знаменитой работы                   «Протестантская этика и дух капитализма». М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации. Большой вклад он внес в развитие социологии религии и политической социологии.

 

Социология XX века.

1. Социометрия - направление, созданное в США в 1934 г. психиатром Дж. Морено (1892-1979). Социометрический подход к изучению малых групп сконцентрировал свое внимание на количественном анализе внутригрупповых процессов, где центральным вопросом был вопрос характера межличностных отношений.

    Дж. Морено изобрел метод, который оказался в социологии и социальной психологии чрезвычайно эффективным. Он просто просил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто - нет, с кем бы они хотели работать, а с кем - нет. Благодаря этому приему было нащупано важное измерение социально-психологических отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравнение структуры этих отношений. А главное - метод Морено давал возможность изменять социальную организацию рабочей группы с тем, чтобы она более точно соответствовала социально-психологическим установкам отдельных членов группы друг на друга.

    Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрические тесты, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп практически всегда включают метод социометрии.

2. Символический интеракционизм. Возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863— 1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Наша сущность, душа, «самость» состоит из «Мое», что означает видение себя глазами других людей и которое возникает на основании способности языковых символов вызывать «во мне» ту же реакцию, что и в других людях. Вторая сторона «Я» - то, как «я воспринимаю себя сам» - рассматривается Дж. Мидом как источник творчества, оригинальности и непосредственности. «Внутреннее» общение создает канал, через который проходят все образцы взаимодействия и все «внешнее» общение. На основании этих представлений Дж. Мид создает концепцию «обобщенного другого».

3. Феноменологическое направление. Первым, кто попытался объяснить, как можно использовать феноменологию для проникновения внутрь социального мира, был Альфред Шюц (1899-1959 гг.). Его главная заслуга состояла в доказательстве того, что способ, с помощью которого люди классифицируют и придают значение окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом. Люди используют то, что социолог назвал «типизациями» - понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают». Так, «банковский служащий», «футбольный матч», «дерево» - все это примеры типизации. Эти типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, напротив, они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людьми. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас того, что Шюц назвал «знанием здравого смысла», которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться.

Социолог считал это крайне важным для выполнения практических задач повседневной жизни. Шюц подчеркивал, что хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, оно не является раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции. Социолог признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразным образом, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере - частично, действия других.

     Наиболее своеобразно положения феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя различными школами. Первую из них - школу феноменологической социологии знания - возглавили Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927), вторую, получившую название «этнометодология» (термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» - зачаточные знания в примитивных обществах), - Гарольд Гарфинкель     (р. 1917).

4. Теории обмена. В отличие от сложившегося основного направления социологии, рассматривающего общественные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хоманс (1910 – 1989 гг.) подчеркивает важность психологии при объяснении социального мира, тем самым порывая с «социологизмом» Э. Дюркгейма. Он видит социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Дж. Хоманса, это положение распространимо на все поведение людей.

5. Этнометодология - сравнительно новое социологическое направление. В 1967 г. Гарольд Гарфинкель первым ввел термин «этнометодология», что в приблизительном переводе означает «методы, которые используют люди». В частности, этнометодологи изучают методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. Представители этого направления отчасти заимствовали тип социологического подхода, развитый Шюцем. Так, они следуют за Шюцем в убеждении, что реального социального подхода не существует. Социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни. 

     Гарольд Гарфинкель исходит из того, что для осмысления социального мира, придания ему упорядоченного вида члены общества в повседневной жизни пользуются так называемым документальным методом. Суть его состоит в выборе определенных аспектов бесконечного множества характеристик, содержащихся в любой ситуации или контексте, определении их особым образом, а затем рассмотрении их как свидетельства наличия того или иного общественного образца. Иными словами, «документальный метод» состоит в том, чтобы части образца (например, наличие характерных признаков явления или предмета) представить как «документ», предполагающий существование образца.

      Гарфинкель утверждает, что в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца для описания ситуации в целом, а также для упорядочения социальной реальности. В целях доказательства правомерности своего метода Гарфинкель провел ряд интересных экспериментов. Один из них состоял в следующем.

    Студенты психиатрического отделения университета были приглашены принять участие в том, что им было представлено как новая форма психотерапии. Их попросили в концентрированной форме изложить свою личную проблему, по которой они нуждались в совете, а затем задать специалисту-психотерапевту ряд вопросов. Специалист находился в соседней комнате, так что участники эксперимента не могли видеть друг друга, а общение осуществлялось через переговорное устройство. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог давать только односложные ответы - «да» или «нет». Студенты не знали, что человек, отвечающий на их вопросы, не был никаким психотерапевтом, а ответы «да» или «нет» были заранее предопределены в соответствии с таблицей случайных чисел. Несмотря на то, что ответы были произвольны и не имели никакого отношения к содержанию вопросов, студенты сочли их полезными и осмысленными.

Обобщая результаты эксперимента, Гарфинкель пришел к заключению, что студенты наделяли смыслом ответы, которые сами по себе были бессмысленны. Когда же ответы казались противоречивыми или удивительными, студенты полагали, что «психотерапевт» не был осведомлен о всех фактах их случая. Так студенты конструировали порядок с помощью документального метода. Гарфинкель заявляет, что эксперименты такого рода проливают свет на то, как люди в целом в своей повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир.

   Этот эксперимент может также быть использован для иллюстрации центральной идеи этнометодологии - идеи «индексации», согласно которой смысл любого предмета или поведения вытекает из его контекста, является «индексированным» в конкретной ситуации. В результате любая интерпретация или объяснение членов общества в их повседневной жизни всегда осуществляются со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации. Так, студенты осмысливали ответы «психотерапевта» исходя из конкретной ситуации: они находились в университете и были уверены, что имеют дело с настоящим психотерапевтом. Если бы те же ответы на те же вопросы были получены в иной ситуации, скажем, в кафе, и в роли психотерапевта выступал бы их коллега, то результаты были бы интерпретированы совсем иначе. В этой связи Гарфинкель делает вывод, что смысл любого действия можно рассматривать только в определенном контексте.

6. Функционализм. Имя Толкотта Парсонса (1902-1979) является синонимом функционализма. Так же как и Дюркгейм, Парсонс значительное внимание в своих трудах уделяет проблеме социального порядка. Он исходит из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая при этом, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды социолог иллюстрирует примерами коммерческих сделок.

     При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт, в основе которого лежат нормативные правила. С точки зрения Парсонса, страх санкций за нарушения правил недостаточен, чтобы заставить людей следовать им безусловно, главное - моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые констатируют, что является правильным, должным. Порядок в экономической системе, следовательно, основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая часть общества, по утверждению Парсонса, в определенной степени является и сферой морали.

     Консенсус в отношении ценностей является фундаментальным интегративным принципом в обществе. Из общепризнанных ценностей вытекают общие цели, которые определяют общее направление движений в конкретных ситуациях. Так, например, в западном обществе члены конкретного предприятия разделяют цель эффективного производства на своей фабрике, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие целой комбинации ролей. Содержание ролей можно выразить с помощью норм, которые определяют права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Так, нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что и создает основу для социального порядка.

     Исходя из того, что консенсус является важнейшей общественной ценностью, Парсонс усматривает главную задачу социологии в анализе «институциализации образцов ценностной ориентации в социальной системе». Когда ценности институализированы и поведение структурировано сообразно им, тогда возникает стабильная система - состояние «социального равновесия». По мнению социолога, есть два пути достижения социального равновесия. Первый - социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, которые выполняют эту функцию, - семья, образовательная система). Второй путь - создание разнообразных механизмов социального контроля.

     Парсонс рассматривает общество как систему, считая при этом, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям - adaptation (адаптация), goal attainment (целедостижение), integration (интеграция) и latency (удержание образца). Первое функциональное требование - адаптация - касается отношений между системой и ее средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ. Второе функциональное требование — целедостижение - выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность. Третье требование - интеграция - относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Через правовые нормы упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции системы социальной. Наконец, четвертое требование - удержание образца - предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества. Эту структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

   Консенсус и стабильность системы не означают, что она не способна к изменениям. Напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие».

Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом. Процесс «подвижного равновесия» может затрагивать не только части, но и все общество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.021 с.)