Социальная группа: сущность и особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная группа: сущность и особенности.



Социальная группа это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. То есть, существует два необходимых условия для того, чтобы некоторую совокупность индивидов считать группой:

• наличие взаимодействий между ее членами;

• появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью.

 

3. Квазигруппа. Виды квазигрупп.

      Наряду с массовыми и групповыми общностями, выделяется ряд сообществ, которые получили название квазигрупп.

      Как правило, они появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия носят односторонний характер (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие группы могут превращаться в собственно социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего, либо трансформируются, либо распадаются, либо развиваются до уровня социальных групп.

     Выделяют три основных вида квазигрупп: аудиторию, толпу и социальный круг.

 

4. Классификация социальных групп.

В социологии классификацию групп можно проводить по различным основаниям.

В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы.

Малая социальная группа– группа малочисленная по составу (от 2 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком. Контакты влияют на внутригрупповые взаимоотношения и взаимо-действия,

В противоположность малым выделяют большие группы. Большие группы– это социальные группы, с большим числом членов и основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов.

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Впервые понятие «первичная группа» в научный оборот ввел американский психолог Ч. Кули.

Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Это такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей, обладающих своей индивидуальностью.

Во вторичных группах контакты носят статусный, надындивидуальный, формальный характер. Все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. К вторичным группам можно отнести различные трудовые коллективы, команды, разного рода формальные организации.

Термины «первичная» и «вторичная» применительно к социальным группам характеризуют цели создания групп и типы групповых взаимосвязей. Первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная - на достижение определенной цели.

Первичные группы обычно формируют личность, в них как правило происходит процесс первичной социализации. В рамках вторичных групп практически всегда формируются первичные.

По признаку принадлежности индивида к группам выделяют ингруппы и аутгруппы.Каждый индивид входит в некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «мой класс», «моя компания». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых идентифицирует себя с другими членами, формируя осознание коллективного «мы». Другие группы, к которым индивид не принадлежит (другие семьи, чужие дружеские компании, иные религиозные группы и т.д.) будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

Члены аутгрупп могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, разделять общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть некоторые частные, особые черты и признаки, а также чувства, отличающие их от чувств членов ингруппы. Люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».

 

Групповая динамика

Вопрос о групповой динамике по своей сути – вопрос о том, каким образом члены группы взаимодействуют друг с другом, какие взаимоотношения складываются в группе и какой характер они имеют. К процессам групповой динамики относятся: групповые коммуникации, формирование группового мнения, сплоченность и конфликтность группы, способы регуляции поведения членов группы, стиль руководства, лидерство и т.д. Руководство в группе может быть демократическим или авторитарным; группа может подчиняться одному ее члену, нескольким или же все ее члены будут принимать участие в управлении. Психологическая атмосфера внутри группы может быть дружественной, нейтральной или враждебной. Группа может стимулировать деятельность своих членов, не препятствовать ей или подавлять их активность. Эти и многие другие образцы поведения и определяют вектор динамики группы.

      Таким образом, можно сказать, что групповая динамика – это вся система взаимоотношений, которые складываются в группе между ее членами.

 

 

Социальные организации

Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Еще в древности люди осознали значительное преимущество организованных групп. Почему же организация служит наиболее эффективным средством в деятельности социальных групп? Сущность ее эффекта состоит в том, что люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке. Результат совместной деятельности группы индивидов выше, чем сумма результатов их индивидуальных разрозненных усилий.. Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией и является неотъемлемым свойством организаций. Однако для того, чтобы это свойство проявилось в полной мере, организация должна создавать действительно оптимальные условия, обеспечивающие совместные действия.

Под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.

Организации - это социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия - для реализации политической программы, больница - для лечения больных.

Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они ясно точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его помощники или рядовые исполнители - все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от их личностных качеств.

На основании перечисленных основных черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур.

Элементы организации. Организации - это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования.

 Рассмотрим отдельные элементы этой модели.

1. Центральным элементом любой организации является ее социальная структура.

2. Цели.

3. Члены организации, или участники

4. Технология

5. Внешнее окружение.

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Одна из современных систем управленческих функций может быть представлено следующим образом.

восприятие, фильтрование и распространение информации;

распределение ресурсов;

предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;

ведение переговоров;

проведение инноваций;

планирование;

контроль и направление действий подчиненных.

Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению. В организации те, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической администрацией.

Бюрократия. Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин "бюрократия" французского происхождения, от слова "бюро" -офис, контора. Формы правления бюрократии заимствованы из классических греческих полисов: власть немногих - олигархия; власть одного - автократия; власть всех, народа - демократия.

Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:

Личности, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации. "Безличный" здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени.

Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми ниже-стоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.

Ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем.

Индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта.

Отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации.

Людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии.

Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника. - Должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или по крайней мере главное занятие.

Деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организации. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации, Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.

Однако такое идеальное положение не существует в действительности, более того, бюрократия первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.

Несмотря на изначально заложенную в бюрократии опасность потери компетенции и "обюрокрачивания" деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время является единственно работоспособной и приемлемой. Поэтому одной из основных задач современного управления служит изменение роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером. Путь к достижению этой цели многие социологи видят в изменении установок представителей бюрократии, в установлении связи их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

 

О. А. Логунова, канд. филос. наук, доц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.023 с.)