Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З) социальная роль, и) ролевая дистанция, к) ресоциолизация,

Поиск

Л) достигаемый статус.

Процесс усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией. Социализация индивида всегда происходит стихийно. Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе достигаемые статусы и роли. Достигаемый статус – это социальная позиция которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию. Достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. В примитивных (традиционных) обществах статусы чаще всего являются предписанными

 

 

2. Какие роли вытекают из главных статусов представителей профессионального сообщества менеджеров?

4. Какие агенты социализации оказывают на личность наибольшее влияние в современном обществе?

5. Какое влияние агентов (каналов) социализации сознается как более значимое – стихийное или целенаправленное? Почему?

6. На какие этапы подразделяется процесс социализации? Что такое ресоциализация и десоциализация?

7. Как ощущается контролирующее влияние ролевых ожиданий? Как вы чувствовали себя, когда выходили за их рамки? Каковы были последствия?

8. Каким образом и в каких ситуациях сильнее всего проявляет себя общественное порицание?

9. Приведите пример ролевого конфликта в студенческой среде?

10. Каким образом социально-групповой статус нередко влияет на личностный? - приведите пример

11. Почему сегодня всё чаще приходится слышать о «переплетении», «взаимопроникновении» видов статусов?

12. Раскройте цели и задачи социализации человека в обществе.

13. На примере покажите прохождение человеком четырёх стадий социализации.

А также дайте краткую характеристику социологических понятий:

- конфронтация;

- соперничество;

- конкуренция.

Можно ли рассматривать конфликт как фактор стабильности общества? Ответ аргументируйте. Есть ли способы ослабления конфликта? Что такое «компромисс» и «консенсус»?

1) Что представляет собой содержание, и сущность социального контроля?

2) Чем социальные нормы современного российского общества отличаются от социальных норм советского общества?

3) Чего больше в настоящее время у рядовых россиян прав или обязанностей? 4

) Как соотносятся между собой законы, традиции и обычаи в современном российском обществе?

5) Что преобладает в рядовых россиянах начала 21 века конформизм или девиантность?

6) Возрастает ли роль самоконтроля в современном демократическом обществе?

7) Способствует ли частная жизнь современных россиян (круг семьи и личных друзей) развитию у них самоконтроля?

 8) Какие социальные институты в современной России (суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство) эффективнее всего могут осуществлять формальный контроль?

9) Каковы в современной России методы социального контроля?

10) Что представляет собой надзор в современной России?

11. Какое поведение называется девиантным?

12. Кто может быть субъектом девиантного поведения?

13. Какую роль в обществе играет девиация?

14. Какие формы социальной адаптации выделены Р. Мертоном?

15. Когда в обществе возникает аномия?

16.Какими причинами объясняют девиантное поведение культурологические теории?

17. Как описан механизм закрепления девиантного поведения в теориях лейблинга?

18. Как объясняет девиантное поведение радикальная криминология?

19. Какие типы статусов характерны для различных типов обществ? Какие статусы преобладают в современных обществах?

20. Как переживается необходимость играть социальные роли? Какую функцию роли играют в обыденной жизни?

21. Почему переход из одной возрастной категории в другую сопряжен со значительным психологическим напряжением и трудностями? Это характерно только для современных обществ или также для традиционных?

22. В чем принципиальное различие между позитивными и негативными формами девиации? От девиации страдают не только люди, непосредственно с нею сталкивающиеся, но и общество в целом. Каковы негативные последствия девиации для общества?

23. Социологи считают, что девиация (в отрицательном смысле) имеет не только негативные последствия для общества, но и позитивные. В чем могут заключаться позитивные стороны девиации для общества?

24. Итальянский врач Ч. Ломброзо (1836–1909) в свое время предложил биологическое объяснение феномена преступности. С его точки зрения, причины преступности коренятся не в обществе, а в самом преступнике, точнее – в его организме. Большинство преступлений совершаются «прирожденными» преступниками, людьми, деградировавшими к более ранним ступеням человеческой эволюции. По мнению Ломброзо, каждому типу преступников соответствуют вполне определенные черты внешности и психофизиологические особенности. В чем принципиальное различие между таким способом объяснения феномена преступности и социологическими теориями преступного поведения?

 

Выполните нижеприведённые задания:

 

1. Перечислите известные Вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушения.

2. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, учёная степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

3. Проанализируйте историю России. Установите периоды. Когда был особенно развит внешний контроль и особо слабо внутренний. Опишите как внешняя диктатура с её методами и формами оказывала влияние на девиантное и делинквентное поведение людей.

4. Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые в современном российском обществе считаются девиантными.

Тренировочные задания

1. В чем различие понятий «индивидуальность», «индивид», «личность»? Каждый ли человек является личностью? Индивидуальностью?

2. Что понимается под институтами и агентами социализации?

3. Какое общество в большей степени способствует развитию индивидуальности человека – современное или традиционное? Обоснуйте свой ответ.

4. Можно ли согласиться с суждением «действия людей в большинстве своем соответствуют нормам и заключены в определенные модели поведения»? Как же обыкновенному человеку – не гению или таланту выделиться, заявить о себе?

5. Опишите полный набор своих статусов, статусов, 2–3 знакомых, статусов родителей. Сравните их и выясните, какой список получился длиннее.

6. Как связано доминирование предписанных или достигнутых статусов с возможностями социальной мобильности в обществе?

7. Перечислите, какие роли вы исполняете в своей жизни. Проанализируйте, какие из них вы исполняете, сознавая дистанцию между ролью и своей личностью. Какие роли стали частью вашей личности?

9. Опишите указанные ниже социальные роли с помощью характеристик, которые выделил Т. Парсонс: президент, студент, принц, мать.

 

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. 2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности. 3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша. 4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, полицейский и водитель, судья и подсудимый. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека. 5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.  

 

10. Подумайте, каким должен быть оптимальный результат социализации для общества как системы. А для самой личности?

11. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

12. Ниже описаны три жизненные ситуации. Укажите, какой тип ролевого конфликта представлен в каждой из них – меж-, внутри- или личностно-ролевой.

 А. Мастер заводского цеха воспринимается руководством цеха как представитель администрации. Рабочие считают мастера своим представителем перед администрацией.

Б. Женщина – научный сотрудник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой.

В. Выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Как ревизор он должен требовать суда над определенными лицами, но, как человек исключительно мягкий и жалостливый, он никак не может решиться на это.

13. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите несколько типичных внутри- и меж- ролевых конфликтов. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

14. В одной из школ психолог с помощью тестов исследовал уровень развития интеллекта учеников. После завершения тестирования объявил ученикам и учителям имена «наиболее способных». Среди названных им имен был ряд учеников с весьма невысоким IQ, поскольку в действительности отбор был случайным. Итак, все «узнали», кто в классе самый перспективный. Эти знания сместили оценки поведения и учеников, и учителей. Через год, придя в ту же школу, психолог обнаружил, что все, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками класса. Как вы можете объяснить этот случай с позиции теории «зеркального Я»? Что не объясняет эта теория? Какие еще объяснения вы могли бы предложить?

15. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Почему для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ.

Подумайте и ответьте.

1. В повседневном обиходе личностью принято считать далеко не каждого, но лишь человека, обладающего сильным характером, четкой жизненной позицией и т. д. Чем понимание личности в социологии отличается от обыденного?

2. К. Марксу принадлежит высказывание: «Бытие определяет сознание». Можно ли сказать, что социальная позиция индивида в обществе определяет его взгляд на мир? Приведите примеры.

3. В силу каких причин, по З. Фрейду, возникает внутренний конфликт личности? Каким образом можно разрешить его?

4. Проанализируйте понятия номинального и нормативного типа личности. Можно ли провести параллели между понятием номинального типа личности и понятием идеального типа у М. Вебера? Охарактеризуйте номинальный и нормативный тип личности для таких статусов, как «студент», «преподаватель», «продавец», «парикмахер», «политический деятель», «строитель» и др.

5. Каждый человек, рождаясь, не выбирает общество, в котором ему предстоит жить, он должен усвоить многочисленные правила и нормы, которые сложились задолго до появления этого индивида на свет. Возможна ли в таком случае индивидуальная свобода? Как можно ее определить?

6. Известно, что по сравнению с детьми, выросшими в семьях, воспитанники детских домов испытывают значительные трудности при дальнейшей социализации. Почему именно семья дает полноценную социализацию? В чем смысл интернатов семейного типа?

 

Практическое занятие № 6. 14 мая   Социальные институты и социальные процессы  

 

Подготовьте презентации

  1. Основные свойства и характеристики социальных институтов.
  2. Подходы к пониманию социальных институтов.
  3. Социальные институты и социальные практики. Типология и виды социальных институтов.
  4. Социально-исторические типы социальных институтов.
  5. Функционирование социальных институтов и институциональные изменения.
  6. Функции и дисфункции института.
  7. Основные социальные институты.
  8. Особенности становления и современного развития институтов российского общества.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы основные свойства и характеристики социальных институтов?
  2. Какова роль социальных институтов в обществе?
  3. Назовите виды социальных институтов.
  4. В чем сущность формальных и неформальных институтов?
  5. В чем сущность функциональных социальных институтов?
  6. Охарактеризуйте институт семьи и брака.
  7. Охарактеризуйте экономический институт.
  8. Охарактеризуйте традиционные и современные институты.
  9. Дайте характеристику политическому институту.
  10. Обозначьте взаимосвязь между общественным мнением и прессой.
  11. Назовите типы семьи.
  12. Охарактеризуйте современное состояние науки.
  13. Охарактеризуйте роль в обществе института религии.
  14. Что представляют собой институциональные инновации?
  15. Охарактеризуйте институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщения на темы:

  1. Основные свойства и характеристики социальных институтов.
  2. Подходы к пониманию социальных институтов.
  3. Социальные институты и социальные практики. Типология и виды социальных институтов.
  4. Социально-исторические типы социальных институтов.
  5. Функционирование социальных институтов и институциональные изменения.
  6. Функции и дисфункции института.
  7. Семья и брак как социальный институт.
  8. Экономические институты, их типология и функции.
  9. Институциональная организация в сфере политики и власти.
  10. Религия как социокультурный институт.
  11. Образование как социальный институт общества.
  12. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  13. Теории «институциональных матриц» С. Кирдиной, «цивилизационных матриц» О. Бессоновой.
  14. Исторические особенности становления и современного развития институтов в социальной реальности российского общества.
  15. Институциональные трансформации в российском обществе 1990–х гг. – начале XXI в.: направления, области, содержание, характер, акторы, противоречия и конфликты.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.194 (0.01 с.)