Автор: К. Э. Н. , доцент алехина Г. В. , спивакова Н. Я. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор: К. Э. Н. , доцент алехина Г. В. , спивакова Н. Я.



2010


1. Информационные технологии в юридической деятельности: сущность, предпосылки и значение использования

Информационная сфера

Информационные процессы

Правовая информация

Официальная правовая информация

Информация индивидуально- правового характера, имеющая юридическое значение

Неофициальная правовая информация

Информационные технологии

Базовые ИТ

Предметные ИТ

Обеспечивающие ИТ

Функциональные ИТ

1.1. Введение

Существование человека на планете Земля связано с информацией и обусловлено ею. Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства. Информация превратилась в мощный ресурс, имеющий не меньшую ценность, чем природные и финансовые ресурсы, что привело к формированию общества нового типа – глобального информационного общества.

В июне 2000 г. в Окинаве страны «большой восьмерки» приняли Хартию Глобального информационного общества. В Хартии провозглашены основные положения, которые страны будут применять для формирования и развития информационного общества. В документе выделяются четыре раздела:

× использование возможностей цифровых технологий,

× преодоление электронно-цифрового разрыва,

× содействие всеобщему участию,

× дальнейшее развитие.

В п. 1 Хартии сказано: «Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) – один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества».

1.2. Информационные процессы в юридической деятельности

Прежде чем перейти к изучению вопросов общественных отношений, связанных с информацией, нужно хорошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отношения, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведения субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

 

Информационная сфера

Законодатель определил

информационную сферу как «сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации (Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене”)»,

информационные процессы как «процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации (Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”)». К информационным процессам следует также относить создание и применение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, возникают при выполнении именно информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению информационных процессов — информационной деятельностью. Для исследования общественных отношений, связанных с информацией и ее обращением, построим модель информационной сферы (рис. 1).

Рисунок 1. Модель информационная сферы.

 

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на две части — основную часть или часть собственно обращения информации (окружности на рисунке) и часть, обеспечивающую обращение информации (прямоугольники на рисунке), каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Основная часть включает три области, обеспечивающая — две.

Верхний сектор внутренней окружности изображает область создания и распространения исходной и производной информации, нижний сектор — область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Эти секторы как два мощных информационных излучателя воздействуют на область поиска, получения и потребления информации, которая расположена во внешней окружности.

Сегодня деятельность в информационной сфере немыслима без применения автоматизированных информационных систем и банков данных, их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания. ИТ совершили революцию в информационной коммуникации: появились новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы тиражирования и распространения информации.

В информационной сфере появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций — область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.

Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее, безопасности в информационной сфере).

Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление угроз и защиту информации от несанкционированного доступа. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже.

 

Информационные процессы

Законодатель определил

информационные процессы как «процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»)». К информационным процессам следует также относить и процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Информационные процессы протекают на всех уровнях социальной иерархии:

× общества в целом;

× больших социальных групп и социальных общностей;

× малых социальных групп и трудовых коллективов;

× отдельной личности.

В последнем случае речь идет о распространении моды, слухов, стандартов поведения в различных социальных группах.

На рис. 2 изображена схема информационного процесса. Информация движется от источника к потребителю по каналу информации. Каналы информации совмещают социальные, биологические, психологические, физические, технические процессы восприятия, запоминания и передачи информации.

Рисунок 2. Схема информационного процесса.

 

Рассмотрим подробнее составляющие части информационного процесса.

Создание информации: информация создается в процессе любой интеллектуальной деятельности людей.

Кодирование информации: для хранения и передачи информации по каналам ее необходимо преобразовать их одного вида в другой. Например, перенести с бумажного носителя на электронный. При создании информационных массивов информацию кодируют для упрощения дальнейшего поиска.

Тиражирование информации: увеличение экземпляров информации для обеспечения различных пользователей.

В этом случае становится актуальной проблема прав на использование информации лицами, имеющими один из ее экземпляров. Например, автор и читатель имеют свой экземпляр информации – книгу, но распоряжаться информацией, содержащейся в книге, автор и читатель могут по-разному. Авторские права на информацию защищены законом.

При тиражировании информации встает вопрос и о идентичности копий.

Распространение информации: информация из информационных ресурсов распространяется путем подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг.

Распространение информации может быть ограничено из соображения безопасности личности, коллектива, государства. Закон «Об информации» регламентирует доступ к разным видам информации. Режим доступа к конкретной информации определяет владелец информации или должностное лицо.

Распространение информации может тормозиться информационными барьерами.

Технические барьеры. Например, создание искусственных помех, препятствующих распространению радиоволн, так называемых «глушилок».

Неосведомленность потребителя о существовании данной информации. Сюда можно отнести и умышленное сокрытие сведений о существовании незаконных ведомственных инструкций или о проведенных исследованиях, которые выявили вредное воздействие некоторого продукта.

Барьеры связи. Потребитель знает, что данная информация существует, но не может (или не хочет) получить ее.

Языковые барьеры. Информация не переведена на язык потребителя.

Потребление информации: служит для удовлетворения потребностей граждан в их профессиональной или личной деятельности, потребностей организаций и государственных институтов. В результате потребления информации может создаваться новая информация, поэтому цикл на рис. 2 замкнут.

1.3. Правовая информация

Правовым регулированием отношений в информационной сфере занимается специальная отрасль права – информационное право. В нашем курсе мы будем рассматривать только ту часть информационной сферы, которая касается одного вида информации – правовой информации.

Понятия «информация» и «правовая информация» — центральные в программе создания национальной системы правовой информации. Их изучение прямо связано с укреплением законности и правопорядка, совершенствованием информационного законодательства.

До 70х гг. термин «информация» ни в общей теории права, ни в отраслевых юридических науках, ни в законодательстве не применялся. Употребляли такие эквиваленты, как «данные», «материалы», «сведения», «сообщения» и др. Но с начала 60-х гг. в мире начинают развиваться исследования по правовой кибернетике, создаются первые информационно-поисковые системы по законодательству. Именно в этих исследований стали использовать понятие информации и правовой информации. Были предприняты и первые попытки разработать теоретические проблемы правовой информации.

В 90-е гг. категории «информация» и «правовая информация» поднимаются до уровня категорий общей теории права. Суммируя имеющиеся позиции и законодательные решения можно дать следующее определение правовой информации:

Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

 

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм (институтов) и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. В процессе обобщения правовой практики новая информация возникает за счет разъяснения терминов, понятий, анализа типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности.

Процесс создания правовой информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производств создается особый вид правовой информации — судебное доказательство, служащее основой для принятия решений. В результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.

Следует иметь в виду, что правовые нормы сами по себе не являются правовой информацией. Право есть прежде всего средство социального управления. Правовые нормы становятся информацией, когда приобретают форму сообщения (сведений) и поступают в информационные системы.

Материальными носителями правовых норм в информационно-правовом канале обычно являются печатные издания, в которых публикуются соответствующие правовые нормы. Но это может быть и передача правовых норм по каналам связи (в частности, по телевидению или радио), и устная речь. Во всех случаях в человеческом сознании и памяти «стыкуются» все технические звенья правового информационного канала.

 

Свойства правовой информации

1) Правовая информация имеет официальный и документальный характер.

2) Правовая информация должна быть достоверной. Но этот термин в данном случае понимается в специфическом смысле. Достоверность нормативной правовой информации — это соответствие имеющихся текстов закона первоначальному (аутентичному) тексту, образцу («эталону»). Наряду с термином «достоверность» допустимо употреблять термин «адекватность». Здесь неуместен термин «истинность». Его целесообразно использовать для характеристики результатов установления фактической стороны дела в правоприменительной деятельности.

3) Правовая информация может иметь объективный или субъективный характер.

4) Правовая информация изменяется во времени. Ее количество непрерывно растет. Часть правовой информации устаревает, вместо нее появляется новая информация: новые законодательные акты, новые, более точные толкования. Со временем меняются и режим правовой информации:

5) Правовая информация невозможна без материального носителя.

6) Системность нормативной правовой информации — это совокупность нормативных правовых актов (или норм), группирующихся вокруг некоторого «кристаллизационного» управляющего центра. Для всей правовой системы таким центром является Конституция РФ.

7) Режим доступа. Режим доступа к информации регламентируется законодательством

× общего доступа,

× ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные сведения.

 

На процессы восприятия правовой информации влияют следующие факторы:

× потребность в правовой информации,

× интерес к правовой информации,

× социо-культурный уровень потребителя правовой информации.

 

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация (рис.3).

 

  Правовая информация (ПИ)
Официальная правовая информация  
Информация индивидуально-правового характера
Неофициальная правовая информация

Нормативная ПИ
Иная официальная ПИ
Комментарии законодательства
Образцы деловых бумаг
Образцы деловых бумаг
Материалы статистики
Договоры
Жалобы, заявления и пр.


Рисунок 3. Классификация правовой информации.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.039 с.)