Автоматизированные рабочие места 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизированные рабочие места



Автоматизированные рабочие места (АРМ) — индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста.

В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности. Понятие АРМ не является до конца устоявшимся. Так, иногда под АРМ понимают только рабочее место, оборудованное всеми аппаратными средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. Также можно встретить понятие АРМ как условного названия программного пакета, предназначенного для автоматизации рабочего процесса.

Поскольку АРМ отличаются от АИСС развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав АРМ в качестве подсистем.

Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения — индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Следует лишь заметить, что сетевой способ построения кажется наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию из удаленных банков данных, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи.

При работе с АРМ от специалиста не требуется детального знания системного и прикладного программного обеспечения. Гораздо важнее, чтобы он умел ориентироваться в предметной области изучаемого явления.

Примером АРМ, используемого в деятельности органов внутренних дел, может служить АРМ «ГРОВД», которое создано с целью совершенствования информационного обеспечения оперативнорозыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации.

Другими видами сложных информационных образований являются автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО) и автоматизированные системы управления (АСУ). Указанные системы становятся необходимым условием информационного обеспечения государственного регулирования и управления.

Ситуационные центры

Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров (комнат) — они отличаются, по мнению одного из ведущих специалистов в рассматриваемой области А.Н. Райкова, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью — направлением вектора познания ситуации.

Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг — это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.

Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается как интеллектуальная вершина, в которую поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, — как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. При таком подходе, конечно, допустимы и интерактивные процессы. Они приемлемы для организации мониторинга, исследования детерминированной сферы, разрешения некоторых чрезвычайных ситуаций. В любом случае эффективность использования ситуационной комнаты здесь связана с максимизацией мультимедийных средств и коммуникационных каналов.

Сейчас вектор познания ситуации в ситуационных комнатах все больше поворачивается в другом направлении. Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.

Отметим некоторые современные тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к новым приоритетам:

× от точности к интеллектуальности;

× от справочной работы к аналитической;

× от одного эксперта к группе;

× от внутренней среды к внешней;

× от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;

× от регистрации данных к экстракции знаний;

× от защиты информации к менеджменту безопасности;

× от накопления опыта к когнитивным схемам.

Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании. Это действительно эффективная форма передачи знаний. Сегодня знания, кадры, специалисты — актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.

Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления, являются:

× необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;

× возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;

× возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;

× необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;

× возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.

× В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле и аудио-конференцсвязь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.

 

Режимов работы ситуационного центра три.

Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения.

Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования.

Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.

1.5. Государственная политика информатизации и информационной безопасности

Правовая информатизация федеральных органов
государственной власти

В соответствии с Президентской программой «Правовая информатизация федеральных органов государственной власти» от 4 августа 1995 г, задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Минюст России.

Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах Российской Федерации созданы учреждения Минюста России - центры правовой информатизации (ЦПИ).

К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:

× комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс (ПТК) «ФОНД», содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, начиная с 1922 г.;

× база данных действующего российского законодательства «ЭТАЛОН», содержащая около 30 тыс. действующих нормативных актов в актуальной редакции;

× фонды правовых актов на бумажных носителях;

× Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций;

× база данных судебной статистики.

 

Значительные ресурсы правовой информации имеются в ФАПСИ.

Фонды и банки данных правовой информации создаются также и в других федеральных ведомствах и региональных органах власти. При этом координация этих структур с информационной системой Минюста России явно недостаточна. Это отрицательно отражается на критических для правовой информации параметрах полноты и актуальности создаваемых баз данных. Во многих случаях имеется дублирование функций, что в условиях резкой нехватки ресурсов особенно нетерпимо.

Государственная политика в сфере информатизации направлена на решение ключевых задач повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Среди этих задач

× распространение практики предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов государственной власти;

× организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов органов государственной власти;

× развитие единой защищенной информационной среды в рамках формирования единой архитектуры «электронного правительства» и создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

× централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную, юридически значимую и структурированную информацию, необходимую для государственного управления, обеспечение их доступности на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций;

× защита интеллектуальной собственности,                                                         недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.

Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий выполняет ФЦП[1] «Электронная Россия», реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

В соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральной государственной власти на 2003–2010 года приоритетными считать совершенствование реализации правоустанавливающих функций государства и повышение эффективности государственного регулирования на основе создания и развития систем:

1) информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

2) ситуационных центров, прогнозирования и моделирования последствий государственного вмешательства, угроз устойчивому развитию, поддержки выработки основных направлений повышения эффективности государственного регулирования;

3) повышение эффективности правоприменительной деятельности (контрольных и надзорных функций) на основе создания и развития систем:

a. мониторинга эффективности правоприменительной деятельности и поддержки проведения контрольных мероприятий в отдельных областях в интересах органов государственной власти, граждан и организаций;

b. информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений;

c. информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства.

 

Информационная безопасность

Выполняя важные функции по обеспечению общества сведениями и знаниями, информация в то же время может причинить ему определенный ущерб. Возникает проблема информационной безопасности, которая имеет два аспекта: блокирование негативной информации и защита самой информации.

Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие.

Основными объектами защиты являются:

× интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (нравственность, интеллектуальный уровень развития личности и общества);

× демократия, знания и духовные ценности общества;

× конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;

× информация и информационные ресурсы. В том числе программные средства, базы данных и базы знаний, машинные носители с информацией.

 

Средствами защиты информации являются организационные, правовые, технические меры по сохранению информации, предотвращению угрозы ее похищения или уничтожения. Все средства защиты информации делятся на технические и юридические.

Технические средства защиты информации включают пароли и средства криптографической защиты. Технические меры защиты, как правило, применяются в совокупности с административными мероприятиями (охрана помещений, работа с персоналом, разграничение прав доступа к документам).

Юридические средства защиты информации определяют права доступа и распространения информации. Институт информационного права регулирует отношения, связанные с обращением информации ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, персональные данные), а также отношения, возникающие при производстве и обращении открытой информации (защита авторских и смежных прав).

В Федеральном законе «Об информации» вопросам защиты информации посвящена самостоятельная глава пятая «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации».

Правовые вопросы общей безопасности рассмотрены также в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Не менее важна и вторая сторона проблемы защиты информации –   проблема отбора качественной и достоверной информации, т. е. освобождения информационной среды от «загрязнения».

Информационная безопасность включает в себя элемент защиты от негативной информации, которая циркулирует в обществе, ибо в условиях возрастающей роли телевидения, радио, печати, информационных и рекламных агентств в создании морально-психологического климата в стране ширятся возможности воздействия СМИ на сознание и подсознание общества и отдельных социальных групп. Борьба с распространением всякого рода негативной информации должна вестись с помощью правовых средств и формирования правовых запретов. С другой стороны, понятие «информационная безопасность» касается и самого понятия «информация».

Информационно-психологическая безопасность — это предотвращение или парирование опасностей, вызываемых информационными воздействиями. Или, другими словами, — это минимизация информационно-психологических факторов риска. С этим, например, связано запрещение использования «25-го кадра» в рекламе (закон «Об информации») или ограничения на показ сцен катастроф в новостных программах (закон «О СМИ»).

Компьютерные преступления

Стремительное развитие телекоммуникаций и глобальных компьютерных сетей создало условия, облегчающие совершение преступлений в сфере высоких технологий. Возможности телекоммуникационных технологий широко используются криминальными структурами.

Типичные примеры данного вида преступлений:

× перевод преступно нажитых капиталов;

× безналоговые финансовые операции;

× сбыт наркотиков и оружия через Интернет;

× осуществление преступных связей посредством электронной почты;

× финансовые операции с использованием поддельных пластиковых карт;

× распространение вредоносных программ;

× похищение паролей и кодов доступа к автоматизированным системам, незаконное копирование информации, в том числе коммерческой и конфиденциальной;

× хакерские "атаки" на информационные ресурсы;

× изготовление и использование клонированных радиоэлектронных средств персонального назначения ("двойников") и т.д.

Составы компьютерных преступлений (т.е. перечень признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление) приведены в 28 главе УК РФ, которая называется "Преступления в сфере компьютерной информации" и содержит три статьи:

"Неправомерный доступ к компьютерной информации" (ст. 272),

"Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" (ст. 273),

"Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети" (ст. 274).

Борьба с преступлениями для органов внутренних дел в сфере компьютерной информации и использования телекоммуникационных сетей немыслима без взаимодействия с субъектами предпринимательства, предоставляющими услуги передачи данных, их некоммерческими объединениями. Благодаря такому взаимодействию с компьютерными центрами и интернет-кафе раскрыто ряд преступлений, таких как вымогательство, порно-бизнес в интернете, мошенничество с использованием кредитных карт и других.

Некоторые авторы используют термин «компьютерные преступления» и для противозаконных действий с использованием ЭВМ. Сюда относят нарушение авторских прав в сети интернет и изготовление контрафактных аудиозаписей, фильмов и программ для ЭВМ.

Борьба с компьютерными преступлениями требует от следователей не только юридических знаний, но и знаний в области информационных технологий. Для борьбы с компьютерными преступлениями создан специальный отдел «Р».

 

Выводы

1. Информационные системы представляют собой совокупность массивов документов и информационных технологий, с помощью которых документы включаются в информационные процессы.

2. Наибольшее распространение получили автоматизированные информационные системы (АИС), которые можно разделить на вычислительные комплексы, информационно-справочные, консультирующие и обучающие АИС и автоматизированные рабочие ста (АРМ).

3. АИС нашли широкое применение в информатизации органов государственной власти во всем мире. В Минюсте РФ в электронном виде хранятся действующие нормативные акты, судебная статистика, реестр общественных и религиозных объединений. Внедряются АИС мониторинга правоприменительной деятельности, информационной поддержки следственных органов и судопроизводства.

4. АИС можно разделить также на индивидуальные и многопользовательские. К индивидуальным можно отнести Автоматизированное место юриста, а к многопользовательским – различные банки данных.

5. Одним из перспективных направлений развития многопользовательских систем являются ситуационные центры

6. Информатизация общества невозможна без мер защиты информации от уничтожения, незаконного распространения и несанкционированного доступа. Защита информации включает в себя как юридические меры, так и технические средства и административные мероприятия.

7. В понятие защиты информации входит и защита граждан от дезинформации, информационного воздействия на психику.

8. С развитием информационных технологий появился новый вид преступности: преступления связанные с компьютерами и техническими средствами связи. Для предотвращения подобных преступлений в структуре МВД создан специальный отдел «Р».

 

3. Правовые документы как основа правовой информации

3.1. Понятие документа. Виды документов, содержащих юридически значимую информацию

В предыдущей теме мы обсуждали свойства информации вне зависимости от формы ее представления на носителе. Одна и та же информация может быть опубликована в газете, передана в новостях, напечатана в приказе. При этом смысл ее сохраняется, меняется только внешний вид, заданный носителем.

В этой теме мы будем рассматривать именно форму представления информации на материальном носителе.

В статье 2 закона «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение:

документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документирование информации – обязательное условие включения информации в информационные ресурсы: для хранения информации необходим материальный носитель, а для использования ресурса его нужно именовать, чтобы отличать один от другого.

Документирование правовой информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти. Порядок документирования определяет, какая информация должна содержаться в документе, как она должна располагаться, какие реквизиты используются для его идентификации. Унификация документов гарантирует полноту информации, убыстряет работу с документом, упрощает компьютерную обработку.

         Каждый юридический документ имеет определенные реквизиты: номер, название, дату регистрации, автора или орган, создавший документ.

       Для придания документу юридической силы (а в правовой сфере используются только такие документы) необходимо подписание его в порядке, установленном законодательством.

Документы, хранимые и обрабатываемые с помощью АИС, могут подтверждаться электронной цифровой подписью.

Электронная цифровая подпись ­(ЭЦП) последовательность символов, полученная в результате преобразования исходной информации с помощью специальной программы – закрытого ключа ЭЦП. Эта последовательность символов преобразуется с помощью открытого ключа ЭЦП и позволяет определить владельца закрытого ключа и подтвердить подлинность документа.

Закрытый ключ – это программа кодирования текста документа. Закрытый ключ имеет только 1 человек – тот, кто ставит подпись. Открытый ключ могут иметь все, кто имеет доступ к документу. Если документ действительно закодирован с использование нужного ключа, то владельцы соответствующего открытого ключа смогут его прочесть. В противном случае документ останется нерасшифрованным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.235 (0.065 с.)