Развитие системы просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие системы просвещения



 

К началу XIX века общеобразовательная школа была представлена двухклассными и четырехклассными народными училищами, созданными в ходе знаменитой екатерининской реформы 1786 г. За истекшие пятнадцать лет было создано около 400 народных училищ, которые находились, в основном, в уездных и губернских городах. Кроме того, существовало еще три гимназии — Петербургская (1725), Московская (1755) и Казанская (1758), которые сохранили свой внесословный статус, установленный при их учреждении.

Продолжали функционировать и корпоративные (сословные) учебные заведения, в частности:

• гарнизонные и епархиальные (архиерейские) школы для податных сословий;

• кадетские и шляхетские корпуса для дворян;

• духовные училища и семинарии для служителей религиозного культа.

А высших учебных заведений к началу нового века было всего шесть: Московский Императорский университет (1755), Петербургский Горный институт (1773), Московское землемерное училище при Межевой канцелярии (1779), Киево-Могилянская (1632), Московская (1687) и Санкт-Петербургская (1725) духовные академии.

В начале своего правления новый император Александр I, находясь в плену просветительских иллюзий, провел очередную реформу всей системы общего образования. В 1803 г. он подписал «Положение об устройстве учебных заведений», в соответствии с которым на территории российских губерний было создано четыре разряда учебных заведений с обязательной преемственностью образовательных программ: приходское училище — уездное училище — гимназия — университет. Сословный характер всех учебных заведений был практически полностью сохранен.

1) В одноклассные приходские училища принимались дети государственных и удельных крестьян, которых обучали грамоте, арифметике и примитивным основам богословия.

2) В трехклассные уездные училища принимались дети купцов, «почетных граждан» и мещан, в программе которых были русский язык, арифметика, начала геометрии, гражданская история и география.

3) В семиклассные гимназии, которые создавались во всех губернских «столицах», принимались, в основном, дети дворян, государственных и губернских чиновников и купцов первой гильдии. В программный курс гимназического обучения входили изучение латинского, русского и одного из европейских языков, алгебра, геометрия, основы философских знаний, гражданская и всеобщая история и география.

Кроме того, в 1804 г. для подготовки учителей уездных училищ и гимназий в столице Российской империи был создан Главный педагогический институт, переименованный позднее в Петербургский Императорский университет.

По уточненным данным современных историков (В. Федоров, Л. Кошман), к концу правления Александра I в стране было создано около 1100 приходских училищ, 126 уездных училищ и 49 гимназий. Сохранение старой сословной системы образования в стране вошло в прямое противоречие с продекларированной «либеральным» правительством Александра I преемственностью всех уровней образования, поскольку основная масса населения страны оставалась поголовно безграмотной.

Своеобразную лепту в развитие образования попытались внести и вездесущие масоны, которые в 1819 г. создали «Общество учреждения училищ по методу взаимного обучения», под эгидой которого по всей стране началось создание так называемых ланкастерских школ. После того как стало известно, что эти школы стали использоваться декабристами (М.Ф. Орлов, И.Д. Якушкин) для пропаганды своих идей, в 1822 г. они были тут же закрыты.

Существенные изменения в социально-экономическом развитии страны и усложнение задач государственного и губернского правления поставили на повестку дня вопрос о подготовке значительно большего количества грамотных и образованных управленцев, инженеров и «ученых мужей». С этой целью правительство Александра I пошло на существенное расширение системы высшего образования в стране, инициировав создание пяти новых императорских университетов в Дерпте (Юрьеве) (1802), Казани (1804), Вильно (1804), Харькове (1805) и Петербурге (1819). Все университеты имели четыре факультета, или отделения: нравственных и политических наук, где преподавались правоведение, политическая экономия и философия; словесности, где изучали филологию, историю, статистику и географию; физико-математических наук, на которых преподавали высшую математику, теоретическую и экспериментальную физику, основы анализа, астрономию и физическую химию; и медицинских наук, где изучались биология, анатомия, фармакология и другие предметы.

Вскоре в университетскую программу были внесены существенные коррективы. В 1819 г. с подачи нового руководителя министерства духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына, который одновременно являлся обер-прокурором Святейшего синода и председателем столичного Библейского общества, во всех российских университетах были созданы кафедры «богословия и христианского вероучения» и введен новый курс богословских дисциплин, обязательный для всех факультетов.

Первоначально право поступления в университет имели только выпускники столичных и губернских гимназий. Чуть позже при всех университетах были созданы так называемые пансионы для тех лиц, которые получили либо домашнее образование, либо закончили уездные училища. Еще в 1804 г. был принят «Типовой университетский устав», в соответствии с которым все университеты получили статус автономных учебных заведений, научно-методических и учебно-административных центров, на которые были возложены задачи управления пятью учебными округами европейской части страны и подготовки преподавательских кадров для всех типов учебных заведений.

При Александре I продолжилась давняя практика создания привилегированных сословных заведений для подготовки государственных чиновников из числа потомственных дворян — так называемых лицеев. В эти годы были открыты Демидовский лицей в Ярославле (1803), Царскосельский лицей под Петербургом (1811), Ришельевский лицей в Одессе (1817) и Нежинский лицей в Черниговской губернии (1820).

В 1808―1814 гг. при активном участии М.М. Сперанского была проведена реформа всей системы учебных заведений, находящихся под опекой Святейшего синода. По аналогии с введенной в 1803 г. системой светского образования создавались четырехступенчатая система духовных учебных заведений с обязательной преемственностью учебных программ: церковно-приходская школа — уездное духовное училище — духовная семинария — духовная академия. Учебные программы духовных семинарий и духовных академий были существенно расширены за счет включения предметов гимназического и университетского курсов, в частности философии, естествознания и гражданской истории.

При новом императоре Николае I были существенно пересмотрены система и принципы функционирования начального, среднего и высшего образования в стране. В мае 1826 г. по личному указанию императора был создан комитет по устройству учебных заведений, который возглавил новый министр народного просвещения адмирал А.С. Шишков. Перед этим комитетом государь поставил две главных задачи:

1) проверить все уставы учебных заведений на предмет их «благонадежности» и

2) установить единые принципы политики просвещения в системе общего образования, а именно уточнить перечень предметов и учебных пособий для начальной и средней школы.

После завершения этой работы в августе 1827 г. последовал императорский рескрипт, в котором была изменена программа всех учебных заведений низшего и среднего звена, а именно существенно сокращены программы по математике и основам философских знаний (логика) и, напротив, значительно увеличены часы для изучения основ нравственных и богословских наук. В 1828 г. был принят более жесткий «Типовой устав учебных заведений», который не только подтвердил строго сословный характер всей системы общего образования в стране, но и подробно указал, какие именно сословия могут обучаться в училищах и гимназиях. Специальным циркуляром Министерства народного просвещения, изданным в 1829 г., вновь были существенно сокращены и пересмотрены ряд учебных программ этих учебных заведений.

В 1840-х гг. в связи с реформой государственной деревни, проведенной графом П.Д. Киселевым, впервые в истории России стала создаваться сеть начальных учебных заведений в сельской местности. По данным профессора В.А. Федорова, к 1854 г. в государственной и удельной деревне было создано 2770 волостных училищ Министерства государственных имуществ, в которых обучались 120 тысяч крестьянских детей. В тот же период стала создаваться сеть ведомственных школ при министерствах финансов, государственных имуществ, коммерции, Святейшем синоде и других государственных учреждениях.

Николай I не очень поощрял развитие системы университетского образования в стране, будучи разумно убежденным в том, что именно эти учебные заведения являются рассадником «зловредных мыслей и идей». В этом достаточно легко убедиться, если вспомнить, что именно в университетской студенческой среде возникли все антиправительственные «кружки», в том числе братьев Петра, Василия и Михаила Критских (1827), В.Г. Белинского (1830―1832), Н.П. Сунгурова (1831), А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831―1834), Н.В. Станкевича (1831―1837) и других «пламенных революционеров». Поэтому вскоре после польского восстания 1830―1831 гг. был закрыт университет в Вильно (1832) и открыт один-единственный Владимирский Императорский университет в Киеве (1834).

В 1835 г. с подачи нового министра народного просвещения и одного из видных идеологов теории «официальной народности» графа С.С. Уварова Николай I подписал новый «Типовой университетский устав», в соответствии с которым все императорские университеты были лишены статуса научно-методических и учебно-административных центров, а также внутренней автономии. Формально за учеными советами всех высших учебных заведений было сохранено традиционное право выбора ректора, деканов, ординарных профессоров и приват-доцентов, но министр народного просвещения мог отменить любое решение ученого совета и настоять на собственной кандидатуре на любую должность. Более того, реальными хозяевами положения в университетах становились не ученые советы, а попечители (кураторы) учебных округов, которые непосредственно подчинялись министру народного просвещения.

На Министерство народного просвещения также возлагались функции рассмотрения и утверждения всех учебных программ по основным предметам университетского курса, в результате чего все научные кафедры покинули логика, философия, психология и статистика, а программа по математике была существенно сокращена. Этим же «Типовым уставом» вводилась должность инспекторов учебных округов, которые должны были зорко следить за умонастроениями студенческой молодежи и университетской профессуры.

В 1849 г., находясь под сильным впечатлением от разрушительных последствий революционных событий, потрясших Пруссию, Австро-Венгрию и Францию, Николай I намеревался закрыть все университеты. Однако неожиданно встретил решительный протест со стороны ряда членов собственного кабинета министров, в том числе графа С.С. Уварова, который тут же был смещен со своей должности и заменен более сговорчивым и послушным князем П.А. Ширинским-Шахматовым. От своего первоначального замысла император все же отказался, хотя доморощенные острословы тут же сочинили анекдот о том, что этим назначением государь поставил не только «шах», но и «мат» всему российскому образованию.

Николай I явно симпатизировал развитию системы военного, специального и высшего технического образования. Если при Александре I был создан всего один Лесной институт (1817), то в годы правления Николая I в Петербурге, Москве, Киеве, Витебске и других городах империи были открыты 15 кадетских корпусов, Императорская военная академия Генерального штаба (1832), Артиллерийская и Инженерная академии (1855), Лазаревский институт восточных языков (1827), Практический Технологический институт (1828), Главный Педагогический институт (1829), Московское ремесленное училище (1830), Высшее Императорское училище правоведения (1832), Архитектурное училище (1832), Медицинский институт (1841), Училище гражданских инженеров (1842), Межевой институт (1835), Медико-хирургическая академия (1847), Земледельческий институт (1854) и другие.

Подавляющее большинство семей из состоятельных сословий по-прежнему обходилось традиционным домашним обучением, весьма различным по своему уровню. Например, купцы и мещане довольствовались обучением своих чад у местного дьячка или приказчика, который использовал в качестве учебных пособий различные псалтыри и часословы. А дворяне, как правило, нанимали в качестве воспитателей и учителей гувернеров из числа заезжих иностранцев, в основном, французов, немцев и англичан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.013 с.)