Тема: Русская культура второй половины XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Русская культура второй половины XIX в.



 

 

План:

 

1. Развитие просвещения.

2. Развитие науки и техники.

3. Развитие национальной литературы.

4. Журналистика и издательское дело.

5. Развитие национальной архитектуры.

6. Развитие живописного искусства и скульптуры.

7. Театральное и музыкальное искусство.

 

Развитие просвещения

 

Дальнейшее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, внешней и внутренней торговли, транспорта, а также активное внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники потребовали существенных изменений во всей системе начального, среднего и высшего образования. Особенно остро эта проблема встала в начале 1860-х гг., когда правительство Александра II приступило к реализации широкомасштабной программы структурных реформ, охвативших все сферы общественной жизни, социально-экономических отношений и государственного управления.

В июле 1861 г. императорским указом был учрежден специальный комитет по подготовке школьной реформы под председательством нового министра народного просвещения статс-секретаря А.В. Головнина; в недрах этого комитета началось обсуждение разных проектов самой реформы, и продолжалось оно три года.

В июне 1864 г. Александр II подписал «Положение о начальных народных училищах», в соответствии с которым:

1) Право открытия трехклассных начальных народных училищ, наряду с Министерством народного просвещения и его органами на местах, получали частные лица и общественные учреждения, т. е. земства и органы городского управления, но только с разрешения властей.

2) Руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам, в состав которых входили представители земских и губернских собраний, директора государственных училищ, представители местной администрации, включая губернатора, и местный архиерей, который был председателем губернского училищного совета.

3) В программу всех народных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «Закона Божьего» и церковного пения. Кроме того, в училищах, учрежденных земствами, преподавались также основы географии, истории и природоведения.

В результате реализации этого «Положения» в пореформенной России возникло четыре вида начальных народных училищ: частные, министерские, земские и церковноприходские училища. Последние находились в введении Святейшего синода.

В ноябре 1864 г. Александр II утвердил «Устав гимназий и прогимназий», в соответствии с которым:

1) Среднее образование становилось бессословным, т. е. право обучения в гимназии получали представители всех сословий Российской империи, независимо от их вероисповедания.

2) Во всех гимназиях сохранялся семилетний срок обучения, а сами они разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях основной акцент делался на изучении древних «классических» языков (латинского и древнегреческого) и предметов гуманитарного цикла: русской и всеобщей истории, русской и иностранной литературы, географии, основ философских знаний и т. д. В реальных гимназиях, напротив, основной акцент делался на изучении предметов естественнонаучного и физико-математического цикла, за счет существенного сокращения программы по гуманитарным предметам.

3) Выпускники классических гимназий получали право поступления в университеты без сдачи вступительных экзаменов, а выпускники реальных гимназий в основном могли поступать только в технические вузы.

4) Учреждались так называемые прогимназии с четырехлетней программой обучения, после окончания которой выпускник мог либо закончить свое образование, либо, напротив, продолжить его, поступив в пятый класс классической гимназии.

Изначально все гимназии и прогимназии предназначались только для обучения лиц мужского пола. Система женского образования, возникшая во времена Екатерины II, существовала автономно. В 1858 г., наряду с закрытыми дворянскими «институтами благородных девиц», стали возникать первые женские училища для представительниц податных сословий. В январе 1862 г. эти училища обзавелись собственным типовым уставом, а в ноябре 1862 г. они были переименованы в женские гимназии. В этих учебных заведениях также устанавливался семилетний срок обучения, но с сокращенной программой преподавания общеобразовательных дисциплин.

Итоги реформирования начального и среднего образования, при всех имеющихся недостатках, были впечатляющими: менее чем за сорок лет количество школ и гимназий выросло в десять раз — с 8 тыс. до 80 тыс. учебных заведений, а количество школяров и гимназистов в восемь с половиной раз — с 450 тыс. до 3,8 млн человек.

По инициативе целого ряда известных ученых и педагогов, в частности, Константина Дмитриевича Ушинского, в этот период значительно активизировалась работа по созданию целой сети внешкольного образования — так называемых «воскресных школ», первые из которых возникли еще в 1859 г.

В ноябре 1861 г. была создана специальная комиссия по реформе высшей школы, в состав которой вошли все попечители учебных округов, ректоры и профессура наиболее крупных университетов и институтов страны. В начале 1862 г. был подготовлен проект нового «Университетского устава», который после многократного обсуждения и согласования в различных правительственных инстанциях был подписан Александром II в июне 1863 г. Действие нового, самого либерального за всю историю России «Университетского устава» распространялось только на пять российских и малороссийских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский, поскольку университеты в Дерпте, Гельсингфорсе и Варшаве уже имели собственные уставы.

В соответствии с новым «Уставом» во всех российских университетах создавалась унифицированная система, состоящая из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского. Для Петербургского Императорского университета было сделано исключение и вместо медицинского был создан восточный факультет. Кроме того, вводились новые учебные дисциплины и открывались новые кафедры, а количество штатных профессоров увеличивалось в полтора раза.

Устав 1863 г. предоставлял университетам широкую автономию. Отныне университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы, в частности:

а) выбирать ректора, проректоров и деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения, присуждать ученые степени и звания;

б) распределять государственные средства, выделяемые на содержание университета, по факультетам и кафедрам, открывать новые кафедры, создавать в рамках факультета отделения, свободно выписывать иностранные издания, посылать своих студентов и профессоров на учебу и стажировку за границу и т. д.

Студенты всех российских университетов, как и раньше, делились на две категории: своекоштных, которые платили за обучение, и казеннокоштных, которые находились на государственном обеспечении. Первые, окончив университет, свободно выбирали себе род занятий или государственной службы, а вторые были обязаны отслужить на государевом поприще шесть лет по распределению.

Одновременно с реформой высшей школы был продолжен курс на расширение сети высших учебных заведений, треть из которых предназначалась для курсисток. В пореформенный период были открыты Новороссийский Императорский университет в Одессе (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865), Московское высшее техническое училище (1866), Лубянские женские курсы в Москве (1869), Владимирские женские курсы в Петербурге (1870), Систематические женские курсы в Киеве (1870), Высшие женские медицинские курсы в Петербурге (1872), Высшие женские курсы профессора В.И. Герье в Москве (1872), Высшие женские курсы в Казани (1876), Бестужевские женские курсы в Киеве (1878), Высшее техническое училище Министерства почт и телеграфа в Петербурге (1886), Сибирский Императорский университет в Томске (1880), Харьковский технологический институт (1890), Томский политехнический институт (1896), Петербургский медицинский институт (1897), Киевский политехнический институт (1898), Петербургский политехнический институт (1899) и другие. Всего к концу XIX в. в России существовало 63 университета и института, где обучалось более 17 тысяч студентов.

Во всех высших учебных заведениях страны работали многие выдающиеся русские ученые, которые внесли огромный вклад в развитие национальной науки, в том числе Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, А.Г. Столетов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев и другие.

В эпоху «великих реформ» была проведена и реформа военного образования. Для подготовки младших офицеров армии и флота в 1863 г. все кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по своей программе (помимо специальных военных дисциплин) к реальным гимназиям. В 1864 г. для подготовки среднего офицерского состава были учреждены военные училища, в которых обучались выпускники военных гимназий. В том же году для подготовки военных инженеров, артиллеристов и кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. А для подготовки старшего офицерского состава была проведена реформа всех старых высших военных учебных заведений — Военно-медицинской академии (1798), Николаевской инженерной академии (1819), Михайловской артиллерийской академии (1820), Военно-морской академии (1827) и Военной академии Генерального штаба (1832).

Новый этап в политике образования был связан с неудачным покушением на Александра II, совершенным студентом Д.В. Каракозовым. В результате этих драматических событий слишком либеральный министр народного просвещения А.В. Головнин был отправлен в отставку и заменен графом Д.А. Толстым, который был настроен значительно консервативнее своего предшественника и пробыл на этом посту целых пятнадцать лет.

С его подачи в июле 1871 г. был издан новый «Гимназический устав», в соответствии с которым:

1) подлежали ликвидации все реальные гимназии;

2) срок обучения в классических гимназиях увеличивался до восьми лет;

3) за счет сокращения программы по другим предметам (главным образом гуманитарного цикла) существенно расширялась программа изучения древних классических языков, которые отныне рассматривались как главное средство борьбы с «материализмом и нигилизмом».

В июле 1872 г. было издано специальное «Положение», согласно которому все реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним сроком обучения. Программа этих училищ была существенно изменена: количество учебных часов по географии, истории, естествознанию и современным иностранным языкам было значительно сокращено, а по математике и черчению, напротив, увеличено. Кроме того, была значительно повышена плата за обучение, а возможность поступления в высшие учебные заведения, даже чисто технического профиля, была сведена практически к нулю.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III политика царского правительства в области образования значительно ужесточается. В частности, с подачи нового главы правительства графа Д.А. Толстого и нового министра народного просвещения графа И.Д. Делянова стала проводиться откровенная политика контрреформ в системе средней и высшей школы:

1) В 1882–1883 гг. были закрыты практически все высшие женские курсы.

2) В августе 1884 г. был издан новый «Университетский устав», который значительно урезал автономию высших учебных заведений, в частности, была отменена выборность ректора, проректоров и деканов университетов, а фактическое руководство ими было передано попечителям учебных округов, которые единолично определяли профессорско-преподавательский состав университетов, их учебный план, перечень учебных лекций, семинаров и курсов, а также получали неограниченные права по организации надзора за благонадежным поведением студенческой молодежи и профессуры. Кроме того, была значительно, в пять раз, повышена плата за университетское обучение и установлены новые, гораздо более жесткие правила сдачи вступительных экзаменов.

3) В 1885 г. все реальные гимназии были преобразованы в технические школы, выпускникам которых было категорически запрещено продолжать свое обучение в любом высшем учебном заведении.

4) В июне 1887 г. был издан печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», который фактически восстановил сословный принцип комплектования средней школы, запретив выходцам из «подлых» (податных) сословий поступать на учебу в гимназии и технические школы.

Не следует забывать и о том, что именно Александр III с подачи своего великого наставника К.П. Победоносцева в июне 1884 г. своим высочайшим указом утвердил «Правила о церковно-приходских школах», которые сыграли исключительно важную роль в истории нашей страны. В соответствии с этим указом на всей территории страны создавались одноклассные (2-х годичные) и двухклассные (4-х годичные) церковно-приходские школы, в которых все школяры изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, чтение, историю и арифметику.

 

Развитие науки и техники

 

Вторая половина XIX в. стала временем дальнейшего развития русской национальной науки. Наиболее значительные успехи и открытия в этот период были достигнуты в естествознании и физико-математической науке — математике, физике, химии, биологии и медицине.

В области математических наук лидирующее положение в этот период заняла Петербургская научная школа, которую долгие годы возглавлял выдающийся русский математик академик П.Л. Чебышев. За долгие годы своей плодотворной научной работы он сделал целый ряд крупных открытий в теории чисел и теории вероятностей, а также создал ряд фундаментальных работ по математическому анализу, обосновав, в частности, теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов.

Крупные открытия в области математики были сделаны его известными учениками, в частности академиком А.А. Марковым, автором работ по теории чисел, теории вероятностей и математическому анализу; академиком А.М. Ляпуновым, автором теории устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров и фундаментальных работ по дифференциальным уравнениям и гидродинамике; и профессором С.В. Ковалевской, автором фундаментальных трудов по дифференциальным уравнениям, аналитическим функциям, небесной механике и астрономии.

В области теоретической и экспериментальной физики значительные открытия были сделаны целой плеядой выдающихся русских ученых. Академик А.Г. Столетов стал основоположником нового направления в физике — теории магнетизма и фотоэлектрических явлений, а также автором первого закона фотоэффекта и основателем физической лаборатории в Московском университете. А его ученик профессор Н.А. Умов стал автором учения о движении энергии, введя в научный оборот понятие «плотность потока энергии» и сформулировав уравнение движения энергии. Кроме того, он создал целый ряд научных трудов по теории земного магнетизма и диффузии.

Теоретические работы русских ученых в области физики сыграли исключительно важную роль в развитии технического прогресса:

• в 1872 г. инженер А.Н. Лодыгин, один из основателей электротермии, изобрел и запатентовал электрическую лампу накаливания, впервые применив вольфрам;

• в 1875 г. инженер П.Н. Яблочков изобрел и запатентовал дуговую лампу накаливания и первым осуществил трансформацию переменного тока, положив начало разработке систем электрического освещения;

• в 1882 г. профессор А.Ф. Можайский изобрел и запатентовал первый в мире самолет;

• в 1893 г. школьный учитель Э.К. Циолковский изобрел первую в мире «межпланетную ракету», положив начало теории реактивного движения;

• в 1895 г. профессор А.С. Попов изобрел беспроводную электрическую связь, или первое в мире радио. Из-за соображений секретности военно-морское ведомство запретило патентовать это величайшее открытие века, поэтому официальные лавры изобретателя радио достались итальянцу Г. Маркони, получившему патент за свое изобретение радиоприемника в 1897 г.

В области астрономии значительные открытия были сделаны выдающимся русским ученым, директором Пулковской обсерватории академиком Ф.А. Бредихиным, который создал классификацию и механическую теорию кометных форм, а также теорию их распада и образования метеорных потоков. Его же ученик академик А.А. Белопольский вошел в историю русской науки как один из основоположников астроспектроскопии, которая широко применялась им при исследованиях Солнца, Юпитера, колец Сатурна, переменных и двойных звезд.

В области органической и неорганической химии были достигнуты огромные результаты поистине мирового значения. Выдающийся русский химик-органик, профессор, а затем ректор Казанского университета академик А.М. Бутлеров в 1861 г. создал и убедительно обосновал фундаментальную теорию химического строения веществ, согласно которой свойства всех веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимовлиянием. Кроме того, он синтезировал целый ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегида), создал капитальный труд «Введение к полному изучению органической химии», основал химическую лабораторию в Петербургском университете и создал знаменитую научную школу химиков-органиков.

Его ученик, профессор В.В. Марковников продолжил разработку структурной теории органических соединений и, в частности, исследовал взаимовлияние атомов в органических соединениях, установив целый ряд закономерностей или правил, одно из которых получило его имя (1868). Кроме того, он открыл изомерию жирных кислот (1865) и одним из первых исследовал химический состав кавказской нефти, открыв нафтены (1882―1883). Академик Н.Н. Бекетов стал основоположником русской школы физической химии, открыв новый способ восстановления металлов из их окислов, заложив основы алюминотермии. Кроме того, он обнаружил и подробно исследовал процесс вытеснения металлов из растворов их солей водородом при определенном давлении.

Но, безусловно, самым знаменитым химиком стал великий русский ученый, ректор Петербургского университета профессор Д.И. Менделеев, который вошел в историю российской и мировой науки как автор одного из основных законов всего естествознания — периодического закона химических элементов («Периодической таблицы Д.И. Менделеева»), согласно которому химические и физические свойства элементов находятся в прямой зависимости от их атомного веса (или заряда их атомных ядер). Кроме того, он заложил основы теории растворов и промышленного крекинга нефти, что имело огромное практическое значение. Д.И. Менделеев был автором более 500 научных работ по химии, физике, гидродинамике, метрологии, экономике и педагогике, среди которых особую научную ценность имел его двухтомный труд «Основы химии» (1869–1871), выдержавший несколько десятков изданий. Среди его научно-популярных и публицистических работ особого внимания заслуживают книги «К познанию России», «Заветные мысли» и «Заметки о народном просвещении в России».

В области биологии и медицины были созданы целые научные направления и школы, которые завоевали мировую известность. Выдающийся русский ученый академик И.М. Сеченов — основоположник русской физиологической школы, в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Он открыл явления суммации в центральной нервной системе и установил наличие в ней ритмических биоэлектрических процессов, а также обосновал взаимосвязь процессов обмена веществ с возбуждением. Несколько позднее эти открытия будут более подробно отражены в его работах «Лекции о животном электричестве» и «Психологические этюды».

Позднее работы по изучению условных рефлексов головного мозга и типов центральной нервной системы будут продолжены другим великим русским физиологом, академиком И.П. Павловым, который за свои классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения будет удостоен Нобелевской премии (1904).

Весомый вклад в развитие отечественной биологии внес академик А.О. Ковалевский, который стал одним из основоположников отечественной сравнительной эмбриологии и физиологии животных. В результате своих исследований он установил общие закономерности развития позвоночных и беспозвоночных животных, доказав эволюционное родство этих групп животных, а также открыл фагоцитарные органы у беспозвоночных животных и показал их роль в метаморфозе насекомых.

Выдающийся русский ученый академик И.И. Мечников стал одним из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии. Он создал учение о защитных факторах организма, которое легло в основу современной микробиологии и патологии, открыл первую в России бактериологическую станцию (1886) и создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Его перу принадлежали многочисленные труды по проблемам кишечной инфекции, брюшного тифа, холеры и внутрикишечного пищеварения. Но главным научным трудом его жизни стала работа «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901), в которой он изложил фагоцитарную теорию иммунитета, также удостоенную Нобелевской премии (1908).

Значительный вклад в развитие отечественной медицины внес выдающийся русский ученый профессор С.П. Боткин, которому принадлежали фундаментальные труды по клинике и патогенезу заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней и анемии. Кроме того, он вошел в историю русской науки как основатель первых клинико-экспериментальных лабораторий (1862) и крупнейшей школы русских клиницистов.

Во второй половине XIX в. важные открытия были сделаны в ботанике, палеонтологии, почвоведении и географии. Академик А.Н. Бекетов — основоположник учения о морфологии и географии растений, внес существенный вклад в изучение закономерностей строения вегетативных органов растений, проблемам зональности растительного покрова и его целесообразности в живой природе. Кроме того, он стал автором первого вузовского учебника «География растений» (1896).

Одно из самых почетных мест в истории русской науки по праву принадлежит выдающемуся русскому ученому профессору К.А. Тимирязеву, который стал основоположником национальной научной школы физиологов растений. Его главные научные труды были посвящены методам исследования физиологии растений и биологическим основам агрономии. Главным открытием его жизни, подробно изложенным в его работе «Жизнь растений» (1878), стали законы фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ и роста растений.

Основоположником отечественной эволюционной палеонтологии был выдающийся русский ученый В.О. Ковалевский, который, опираясь на эволюционное учение Ч. Дарвина, создал целый рад научных трудов по истории развития копытных животных. Изучив проблемы филогенеза позвоночных, он установил взаимосвязь морфологии и функциональных изменений организма с условиями его обитания и существования.

Другой выдающийся русский ученый профессор В.В. Докучаев в своей знаменитой работе «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения, а чуть позже, в 1886 г. впервые предложил научную классификацию почв. Он создал учение о географических зонах, заложил основы мелиорации, в своей работе «Наши степи прежде и теперь» (1892) предложил целый комплекс мер по борьбе с засухой, что имело огромное практическое значение.

Во второй половине XIX в. Русское географическое общество организовало ряд крупных географических, биологических, антропологических и этнографических экспедиций, среди которых особую научную ценность имели:

• 1856―1857 гг. — экспедиция П.П. Семенова-Тян-Шанского в Среднюю Азию, в ходе которой были подробно исследованы предгорья и вершины Тянь-Шаня.

• 1867―1869 гг. и 1870―1885 гг. — экспедиции Н.М. Пржевальского по Уссурийскому краю, Монголии, Маньчжурии, Джунгарии, пустыне Гоби, Тянь-Шаню и Тибету, в ходе которых была собрана уникальная коллекция местных растений и животных, открыты новые горные хребты, озера и т. д.

• 1870―1880-е гг. — экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Северную Африку, Канарские острова, Австралию, Новую Гвинею и Океанию (Филиппины, Малайзия, Малакка), в ходе которых был собран уникальный антропологический и этнографический материал.

В это время под руководством многолетнего председателя Русского географического общества академика П.П. Семенова-Тян-Шанского вышли два фундаментальных исследования: 5-томный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863―1885) и 30-томное собрание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899―1914).

Вторая половина XIX в. ознаменовалась крупными достижениями в области гуманитарных наук, в том числе истории, лингвистики и филологии. В развитии русской исторической науки самое почетное место принадлежит великому русскому историку и мыслителю, профессору и ректору Московского университета академику С.М. Соловьеву, который совершил научный подвиг, создав многотомную «Историю России с древнейших времен» (1851―1879). Этот фундаментальный исследовательский труд, в котором обобщен колоссальный, главным образом архивный материал, представлял собой вершину русской историографии и не потерял своей научной ценности до сих пор. Но заслуги С.М. Соловьева перед исторической наукой не исчерпывались только написанием этой грандиозной работы. Он был одним из первых ученых-обществоведов, который доказал и развил учение о закономерностях исторического процесса, а также создал знаменитую «государственную школу» (Б.Н. Чичерин, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков), научные достижения которой имели огромное значение для изучения русской истории и развития гуманитарных наук.

Достойным учеником С.М. Соловьева стал другой великий русский историк академик В.О. Ключевский, автор классических трудов по отечественной истории, историографии и источниковедению: «Древнерусские "жития святых" как исторический источник» (1865), «Боярская дума в Древней Руси» (1882), «Происхождение крепостного права» (1885), «Русский рубль XVI–XVII вв. и его отношение к нынешнему» (1887) и других. Он вошел в историю русской исторической науки как блестящий ученый-педагог и непревзойденный лектор, прочитавший в 1880-х гг. студентам историко-филологического факультета Московского университета свой знаменитый «Курс лекций по русской истории», который затем был опубликован в пяти томах (1904―1911).

Значительный вклад в развитие русской исторической науки внесли и многие другие историки, в частности Н.М. Костомаров, автор целого ряда крупных исторических работ, в том числе фундаментального трехтомного труда «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (1886); В.И. Сергеевич, который создал несколько фундаментальных исследований, в том числе знаменитую работу «Лекции и исследования по истории русского права» (1883); П.Н. Милюков, автор концептуального трехтомного исследования «Очерки по истории русской культуры» (1896–1903); С.Ф. Платонов, автор знаменитого исследования «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI―XVII вв.» (1899) и курса «Лекций по русской истории» (1899); и Н.П. Павлов-Сильванский, создатель оригинальной концепции русского феодализма, который в конце столетия успел опубликовать две новаторских научных работы «Государевы служилые люди» (1898) и «Феодальные отношения в удельной Руси» (1900).

Заметный вклад в развитие русской исторической науки внесли многие русские медиевисты и специалисты по истории Нового времени европейских государств, в частности Н.И. Кареев, В.И. Герье и М.М. Ковалевский, который был автором четырехтомного фундаментального труда «Происхождение современной демократии» (1895―1899).

Исключительно важную роль в развитии национальной исторической науки сыграли специализированные научные журналы. В них публиковались сборники различных исторических документов, памятники древнерусской литературы, мемуары, письма и другие источники — «Русский архив» (1863―1917), «Сборник Императорского Русского исторического общества» (1866―1917), «Русская старина» (1870―1918) и «Русская историческая библиотека» (1872―1927).

Значительных успехов во второй половине XIX в. добились русские филологи и лингвисты, среди которых следует отметить работы академиков Ф.И. Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861), И.И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (1893―1903), В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности» (1894), А.Н. Пыпина «История русской литературы» (1898―1899), А.А. Шахматова «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1899) и Я.К. Грота, который установил нормы русского правописания, сохранявшиеся вплоть до орфографической реформы 1918 г.

Вторая половина XIX в. стала временем ожесточенной борьбы различных направлений в русской философской мысли, которые сформировались как под влиянием основных идей европейской философской мысли, так и в процессе осмысления собственно российских проблем, в том числе места и роли России в истории мировой цивилизации — субъективных и объективных идеалистов, материалистов-диалектиков и материалистов-махистов и других. Не вдаваясь в сущность этой борьбы, мы назовем имена самых интересных и самобытных русских философов того времени: Ф.М. Достоевский («Дневник писателя»), Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), П.Д. Юркевич («Христианская антропология»), Н.Ф. Федоров («Философия общего дела»), Н.Н. Страхов («Мир как целое»), Н.Г. Чернышевский («Эстетические отношения искусства к действительности»), К.Н. Леонтьев («Восток, Россия и славянство», «Отшельничество, монастырь и мир»), Д.И. Писарев («Разрушение эстетики»), В .С. Соловьев («Оправдание добра», «Религиозные основы жизни»), Г.В. Плеханов («О моническом взгляде на историю»), Е.Н. Трубецкой  и С.Н. Трубецкой («Основания идеализма», «О природе человеческого сознания»).

Большой вклад в развитие русской науки во второй половине XIX в. внесли многочисленные научные общества, у истоков которых стояли выдающиеся русские ученые: Общество любителей естествознания (1863), Русское историческое общество (1866), Русское техническое общество (1866), Русское химическое общество (1868), Русское физическое общество (1872), Общество русских врачей (1883), Русское антропологическое общество (1888) и многие другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.041 с.)