Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие архитектурного творчества
Первая половина XIX в. вошла в историю русской архитектуры как время дальнейшего расцвета классицизма и его более поздней разновидности ампира, для которого были характерны массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор в виде богатой воинской эмблематики и аналогичного орнамента эпохи императорского Рима, что должно было зримо воплотить идеи государственного могущества и воинской славы Российской империи. Главными законами классической архитектурной композиции были строгая симметрия и общая гармония всех ее составных частей. Парадный вход в здание всегда располагался в центре и оформлялся в виде портика, т. е. выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном. Существенной чертой позднего классицизма являлась высокая форма синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. В отличие от прошлого столетия, когда в центре внимания зодчих было создание храмовых и усадебных построек, в начале нового века особое внимание стали уделять строительству административных и общественных зданий, которые формировали внешний облик самих городов. В этот период отмечается особый размах градостроительных работ и завершение застройки центральной части многих губернских городов — Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода, Смоленска, Киева, Харькова, Одессы и других. Но, безусловно, самые помпезные памятники классической архитектуры по-прежнему возводились в двух столицах Российской империи ― Санкт-Петербурге и Москве. Петербургский классицизм был не столько архитектурой отдельных зданий и построек, сколько архитектурой целых городских ансамблей, поражающих своим внутренним и внешним единством, гармоничностью и изящной красотой. Московский классицизм, напротив, был классицизмом отдельных зданий и построек, поскольку грандиозные монументальные ансамбли просто бы не уместились на извилистых московских улочках, сохранивших в своем облике архитектурные особенности разных исторических эпох. Поэтому, по мнению многих историков искусства (Е. Кириченко, В. Лисовский, И. Евсина), московский классицизм носил значительно более мягкий, камерный и даже интимный характер. В этот период окончательно сложились ансамбли Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей и Стрелки Васильевского острова в Петербурге, а также Театральной площади в Москве.
Выдающимися русскими зодчими, которые продолжили традиции русского классицизма в архитектуре и создали блестящие архитектурные ансамбли в Москве, Петербурге и крупных губернских городах, были: • Андриан Дмитриевич Захаров (1761―1811), который был автором здания Адмиралтейства (1806―1823), ставшего своеобразным центром всего Петербурга, и кафедрального Андреевского собора в Кронштадте (1806―1817). • Андрей Никифорович Воронихин (1759―1814), по проектам которого были построены знаменитый Казанский собор на Невском проспекте (1801―1811) и здание Горного института (1806―1811), а также оформлены внутренние интерьеры императорских дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске. • Жан-Франсуа Тома де Томон (1760―1813), который был автором здания Биржи (1805―1810) и Ростральных колонн (1805―1810) в Петербурге, «Мавзолея» Павла I в Павловске (1805―1808), здания Одесского оперного театра (1804―1809) и Монумента Славы в Полтаве (1806―1811). • Карл Иванович Росси (1775–1849), создавший целую галерею архитектурных ансамблей северной столицы, в частности Александринский театр на площади Искусств (1817–1832), Михайловский дворец (1819―1825), здание и арку Главного штаба на Дворцовой площади (1819―1829), новые здания Сената (1824―1834) и Святейшего синода (1826―1834) на Сенатской площади и многие другие. • Василий Петрович Стасов (1769–1848), который стал автором Павловских казарм на Марсовом поле (1817–1820), Нарвских (1827―1834) и Московских (1834–1838) триумфальных ворот, Преображенского (1827―1829) и Троицкого (1828―1834) соборов в Петербурге, а также Провиантских складов в Москве (1821―1835). • Осип Иванович Бове (1784–1834), который, будучи главным архитектором Комиссии о строении Москвы, воссоздал и построил в первопрестольной ансамбль первых Торговых рядов на Красной площади (1815), здания Большого (Петровского) и Малого Императорских театров (1821–1824), ансамбль Александровского сада с гротом «Руины» у кремлевской стены (1820–1822), Триумфальную арку на Тверской (1827―1834), здание Первой Градской больницы (1827–1832), а также совместно с инженером А.А. Бетанкуром здание Манежа на Моховой (1817–1825). Кроме того, в 1816–1819 гг. О.И. Бове руководил работами по восстановлению крепостной стены, Никольской и Арсенальной башен Московского Кремля, разрушенных наполеоновской армией во время пребывания в Москве.
О.И. Бове вошел в историю русской архитектуры как автор множества московских и подмосковных усадеб-особняков русской знати, дворянства и купечества, которые были построены в период восстановления старой столицы. Среди этих изумительных построек особенно интересны дом-усадьба богатого купца и издателя М.П. Глазунова на Никольской улице (1816), дом-усадьба А.И. Анненковой в Преображенском (1818), дом-усадьба князя Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (1820), дом-усадьба князя А.И. Трубецкого в Богоявленском переулке (1833), в котором поселился сам О.И. Бове, женившись на вдовушке князя Авдотье Семеновне Трубецкой. Ему же принадлежали проекты и целого ряда московских и подмосковных культовых построек, созданных в стилистике позднего классицизма: церковь Николы Чудотворца в Котельниках (1821), церковь Михаила Архангела в селе Архангельском (1822), церковь Покрова Богородицы в селе Пехра-Покровское (1825), церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (1832–1836) и Троицкий собор Данилова монастыря (1833–1838), который достраивал его брат Михаил Иванович Бове. Кроме того, О.И. Бове был автором проекта знаменитой церкви Вознесения у Никитских ворот (1827–1845), в которой венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, и которую после его смерти достраивал известный московский архитектор Ф.М. Шестаков. • Доменико Иванович Жилярди (1785―1845), по проектам которого были восстановлены и построены здания Московского Императорского университета на Моховой (1817―1819), Екатерининского института на Кудринской площади (1820―1822), Опекунского совета на Солянке (1823―1826), а также московские усадьбы князей Голицыных в Кузьминках (1824―1828), Луниных на Никитском бульваре (1818―1823) и Усачевых-Найденовых на Яузе (1829–1831). В конце 1830-х гг. на смену классицизму приходит так называемый стиль эклектики, для которого было характерно сочетание и даже не совсем эстетически оправданное смешение элементов раннего классицизма, псевдоготики, барокко, ампира, русско-византийского, новогреческого и других архитектурных стилей разных эпох. Эклектика господствовала в русской архитектуре вплоть до 1890 г., пройдя в своем развитии два основных этапа. Первый этап (1830–1850) традиционно определяют как «эклектический романтизм», а второй (1850–1890) — как «эклектический историзм». По мнению историков архитектуры (Е. Кириченко, В. Лисовский), в рамках «эклектического романтизма» существовало два главных направления: 1) русско-византийский стиль, который опирался на архитектурное наследие Византийской империи и Древней Руси, и 2) ретроспективный стиль, который культивировал архитектурные формы европейской готики, ренессанса, классицизма и барокко. Ведущим направлением в то время стал русско-византийский стиль, который также называют стилем «национального романтизма». Правда, в тот период русская архитектурная школа еще не достаточно глубоко освоила все богатство древнерусского и византийского архитектурного наследия, но в целом опиралась именно на их традиции.
Крупными представителями нового архитектурного стиля были многие русские зодчие, в том числе: • Огюст Августович Монферран (1786–1858), принимавший активное участие в строительстве комплекса Нижегородской ярмарки, включая Спасский собор (1817–1822), и построивший в Санкт-Петербурге знаменитую Александрийскую колонну на Дворцовой площади (1829–1834) и не менее знаменитый Исаакиевский собор на Сенатской площади (1818–1858). • Константин Андреевич Тон (1794–1881), основатель русско-византийского стиля, который стал автором зданий Николаевских вокзалов в Петербурге (1844–1851) и Москве (1844–1849), Большого Императорского дворца (1838–1849) и Оружейной палаты (1844–1851) в Московском Кремле, а также знаменитого храма Христа Спасителя (1837–1883), открытие и освящение которого состоялось уже после смерти его создателя. Кроме того, по его проектам были построены многие «воинские» храмы в Петербурге и его окрестностях, в том числе Введенская церковь Семёновского полка (1834–1842), Петропавловская церковь Уланского полка (1836–1839), Преображенская церковь Гренадерского полка (1840–1845) и Благовещенская церковь Конного полка (1842―1849). • Александр Павлович Брюллов (1798–1877), построивший знаменитую Пулковскую обсерваторию (1834–1839), здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837―1843) и здание Александровской больницы (1843–1845) в Петербурге, в зодчестве которых отчетливо видны элементы псевдоготики. Кроме того, он принял самое активное участие в восстановлении Зимнего дворца, сильно пострадавшего от грандиозного пожара 1837 г. • Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802―1865), по проектам которого в Петербурге и его окрестностях были построены Мариинский (1838―1844), Фермерский (1842―1843), Николаевский (1853―1861) и Ново-Михайловский (1857―1861) великокняжеские дворцы, дворец князей Белосельских-Белозерских (1846–1848) и Львиный каскад в Петергофе (1854–1857).
Живопись и скульптура
Первая половина XIX в. стала временем дальнейшего развития основных жанров живописного искусства, которые сложились в предшествующее столетие: портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой и исторической живописи. В этот период живописное искусство, как и все другие сферы художественной культуры (прежде всего, литература и архитектура), находилось в процессе смены нескольких художественных стилей, что достаточно четко просматривалось в творчестве многих художников той поры: классицизма, академизма, сентиментализма, романтизма и, наконец, реализма.
В начале XIX в. в живописном искусстве безраздельно господствовал классицизм и академизм, основными чертами которого были мифологические, библейские и исторические сюжеты, многоплановая и многофигурная композиция и особая помпезность изображения. Признанным главой русского академизма в живописном искусстве был Федор Антонович Бруни (1799―1875), который двадцать лет занимал пост ректора Академии художеств по отделению живописи и ваяния. Среди самых известных его работ следует назвать такие полотна, как «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка, поящая Амура» (1828), «Воздвижение Моисеем Медного змия» (1827–1841) и «Портрет А.С. Пушкина на смертном одре» (1837). Значительное место в творчестве художника занимала работа по внутреннему убранству Исаакиевского и Казанского соборов Петербурга и храма Христа Спасителя в Москве, для которых он сделал огромное количество различных фресковых картонов и икон, например, знаменитые образы «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение», «Моление о чаше» и знаменитую икону «Покров Пресвятой Богородицы» для алтаря Казанского собора в Петербурге. Другим выдающимся представителем русской академической школы, который органически сочетал в своем творчестве и приемы других живописных стилей, был Карл Павлович Брюллов (1799–1852). Основы своего профессионального образования он получил в Академии художеств. Получив Большую золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов» (1821), он был направлен на учебу в Италию, где в течение многих лет (1822–1835) оттачивал свое мастерство, копируя работы С. Рафаэля и других великих мастеров итальянского Возрождения. К этому же времени относится и создание таких известных полотен мастера, как «Итальянское утро» (1823), «Итальянский полдень» (1827), «Вирсавия» (1831) и «Всадница» (1832). Здесь же в Италии К.П. Брюллов создал самую знаменитую свою работу «Последний день Помпеи» (1830―1833), которая произвела настоящий фурор и в Европе, и в России. Возвращаясь в Россию, он посетил Османскую империю и Грецию, что позднее отразится в его творчестве созданием целого ряда новых картин и акварелей: «Турок, садящийся на коня» (1835―1836), «Турчанка» (1837―1839), «Бахчисарайский фонтан» (1849) и «Сладкие воды в Константинополе» (1849). В историю русского живописного искусства К.П. Брюллов вошел как блестящий мастер «парадного» и «интимного» портрета. Его кисти принадлежали такие полотна, как «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет графини Ю.П. Самойловой с арапчонком» (1832), «И.П. Витали за работой» (1836―1837), «Портрет генерала В.А. Перовского» (1837), «Портрет поэта В.А. Жуковского» (1838), «Портрет М.А. Бланк» (1840), «Портрет баснописца И.А. Крылова» (1841), «Автопортрет» (1849) и многие другие. К.П. Брюллов был блестящим педагогом, будучи профессором Академии художеств (1836―1852), он создал собственную «художественную школу», в которой обучались основам живописного искусства П.И. Федотов, Т.Г. Шевченко и другие.
Крупнейшим мастером русской академической школы был Александр Андреевич Иванов (1806―1858). Свое профессиональное образование он получил в стенах Академии художеств, где больше двенадцати лет учился в качестве вольнослушателя. К этому времени относятся первые его работы «Минин и Пожарский» (1823), «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824) и «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827). В 1830 г. он уехал в Италию, где, прожив более четверти века, создал ряд полотен на библейские сюжеты: «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831―1833), «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831―1834), «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1833―1835) и самую знаменитую и грандиозную свою работу «Явление мессии», или «Явление Христа народу», над которой он работал больше двадцати лет (1836–1857). В этот же период он написал несколько десятков интересных пейзажных работ и акварельных этюдов: «Дерево в парке Гиджи», «Ветка», «Аппиева дорога», «Понтийские болота», «Два мальчика на фоне пейзажа», «На берегу Неаполитанского залива», «Жених, покупающий кольцо невесте» и другие. Первая половина XIX в. стала временем дальнейшего расцвета русской портретной живописи, видными представителем которой был признанный мастер парадного и психологического портрета Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825), создавший в этот период целую серию новых работ: «Портрет князя А.Б. Куракина» (1801―1802), «Портрет княгини М.П. Долгорукой» (1803), «Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой» (1803), «Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803), «Портрет писательницы Анны де Сталь» (1812) и другие. Лучшие традиции русской портретной школы продолжил в своем творчестве выдающийся живописец Орест Адамович Кипренский (1782–1836), который стал родоначальником романтического направления в портретной живописи. В 1803 г. он окончил Академию художеств и вскоре заявил о себе как о прекрасном рисовальщике и портретисте. В начале своей творческой карьеры он пишет первые портретные полотна, в том числе «Портрет отца А.К. Швальбе» (1804), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805), «Портрет И.В. Кусова» (1808), «Портрет княгини А.В. Щербатовой» (1808), «Автопортрет с кистями за ухом» (1808–1809), «Портрет графа Е.П. Ростопчина» (1809), «Портрет гусара Е.В. Давыдова» (1809), «Портрет мальчика А. Челищева» (1810―1811), «Портрет князя И.А. Гагарина» (1811) и многие другие полотна, проникнутые особой лиричностью и психологизмом. Новый этап в творчестве О.А. Кипренского связан с Отечественной войной 1812 г., под влиянием которой в 1813 г. он создает целую серию карандашных портретов ее участников: генерала Е.И. Чаплица, братьев А.П. и М.П. Ланских, А.Р. Томилова и знаменитый живописный портрет П.А. Оленина. Тогда же он написал портреты поэтов К.Н. Батюшкова (1815) и В.А. Жуковского (1816), а также графа С.С. Уварова (1816), которые отличались особым мастерством и теплотой. В 1816―1823 гг. по приглашению Флорентийской Академии художеств он уезжает работать в Италию, где создает целый ряд новых работ: «Молодой садовник» (1817), «Девочка в маковом венке» (1819), «Портрет князя А.Н. Голицына» (1819), «Аполлон, поражающий Пифона» (1820), «Анакреонова гробница» (1820) и «Портрет Е. Абдулиной» (1822). В 1823 г. художник возвращается в Россию, где создает самые зрелые свои картины, принесшие ему всемирную славу: портреты И.А. Анненкова (1823), О.А. Рюминой (1826), князя Н.П. Трубецкого (1826), танцовщицы Е.А. Телешевой (1827) и знаменитый «Портрет А.С. Пушкина (с шарфом)» (1827), а также портретные полотна «Ворожея со свечой» (1826) и «Бедная Лиза» (1827). В 1828 г. он вновь и навсегда уезжает в Италию, где постепенно отходит от творческой деятельности. Последней значительной его работой стала картина «Читатели газет в Неаполе», написанная в 1831 г. Еще одним крупным русским портретистом первой половины века был Василий Андреевич Тропинин (1776―1857), чей незаурядный талант художника и портретиста проявился с юношеских лет. В 1799 г. его барин, граф И.И. Морков определяет своего крепостного вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге, где он написал первое свое значительное полотно «Мальчик, тоскующий по своей умершей птичке» (1804), которое принесло ему первый крупный успех и всеобщее признание. После завершения учебы он уезжает в Малороссию, где в имении своего барина исполняет обязанности графского камердинера и создает целый ряд известных картин, в частности «Мальчик с топориком» (1810), «Мальчик с жалейкой» (1810), «Автопортрет с сыном» (1818), «Портрет Н.М. Карамзина» (1818), «Девушка с Подолья» (1821), «Малороссийский мужик» (1820) и «Устим Кармелюк» (1821). В 1821 г. он приезжает в Москву и через два года благодаря стараниям видных представителей московской богемы получает вольную и полностью отдается любимой профессии, получив уже через год звание академика. Именно тогда В.А. Тропинин создает самые значительные свои полотна, которые вошли в сокровищницу национального и мирового искусства: «Портрет К.Г. Равича» (1823), «Старик-нищий» (1823), «Кружевница» (1823), «Гитарист» (1825), «Золотошвейка» (1826) и «Портрет А.С. Пушкина (в халате)» (1827). Наконец, в последний период своего творчества он пишет новые картины, проникнутые особым лиризмом: «Портрет К.П. Брюллова» (1836), «Портрет Н.И. Бера» (1842), «Портрет В.А. Каратыгина» (1842), «Портрет Ю.Ф. Самарина в охотничьем костюме» (1846), «Странник» (1847), «Девушка с розами» (1850) и другие. Выдающимся художником первой половины XIX века, которого по праву считают одним из родоначальников бытового жанра, был Алексей Гаврилович Венецианов (1780―1847). Он родился в Москве в богатой купеческой семье, однако не пошел по стопам своего отца, а уже с юных лет обнаружил талант живописца, написав «Портрет матери» (1801), «Портрет А.И. Бибикова» (1805), «Автопортрет» (1810), «Портрет К.И. Головачевского» (1811) и «Портрет М.А. Фонвизина» (1812), за которые был удостоен звания академика. Расцвет живописного таланта художника пришелся на 1820-е гг., когда, оставив государственную службу, он переезжает в свое имение Сафонково Тверской губернии, где полностью отдается любимому делу. Здесь А.Г. Венецианов создает самые известные сентиментальные бытовые полотна, многие из которых были написаны с натуры: «На пашне. Весна» (1820), «Гумно» (1821), «Спящий пастушок» (1823), «Чистка свеклы» (1823), «Утро помещицы» (1823), «Девушка с крынкой молока» (1824), «Захарка» (1825), «Крестьянские дети в поле» (1826), «На жатве. Лето» (1828), «Купальщицы» (1829), «Девушка в платке» (1830) и другие. Там же он создает ряд картин с так называемым повествовательным сюжетом, в частности «Возвращение солдата на родину» (1834), «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838), «Причащение умирающей» (1839) и «Гадание на картах» (1842), а также «Портрет Н.М. Карамзина» (1828), «Портрет М.М. Философовой» (1828) и другие. В историю русского живописного искусства А.Г. Венецианов вошел и как основатель первой частной художественной школы в своем имении Сафонково, где получили прекрасное профессиональное образование многие русские живописцы, в том числе Н.С. Крылов, Е.Ф. Кредовский, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и другие. Одно из самых почетных мест в истории русского живописного искусства по праву принадлежит великому русскому художнику Павлу Андреевичу Федотову (1815–1852), которого считают родоначальником критического реализма в русском живописном искусстве. Он родился в Москве в семье отставного офицера и в 1826 г. был определен на учебу в Первый Московский кадетский корпус. После окончания учебы в 1833 г. он был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк, где начал рисовать портреты своих сослуживцев и посещать рисовальные классы Петербургской Академии художеств. В 1842 г. с творчеством П.А. Федотова познакомился знаменитый баснописец И.А. Крылов, который сразу посоветовал ему оставить военную службу и заняться «бытописанием». Вскоре в чине капитана Федотов выходит в отставку и начинает профессиональную карьеру живописца. Сначала он увлекся батальной живописью, но очень скоро находит свое призвание в жанре бытовой живописи, которая принесла ему известность и посмертную славу блестящего русского живописца. В последнее десятилетие своей жизни он создал целую галерею прекрасных жанровых полотен, вошедших в сокровищницу национального живописного искусства: «Свежий кавалер» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849), «Портрет Н.П. Жданович за клавесином» (1849), «Вдовушка» (1851), «Анкор, еще анкор» (1852) и «Игроки» (1852). Заметный след в истории русского живописного искусства оставили и многие другие живописцы, в частности: Федор Яковлевич Алексеев (1753–1824) — основоположник русского городского пейзажа, создавший целую галерею пейзажей Москвы и Петербурга: «Вид Красной площади» (1801), «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1802), «Вид военного госпиталя» (1802), «Вид на Михайловский замок» (1811), «Вид Английской набережной» (1816) и «Наводнение в Петербурге» (1824); и Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791―1830) — выдающийся русский пейзажист, кисти которого принадлежит несколько прекрасных полотен: «Вид Петровского острова в Петербурге» (1811), «Малая гавань в Сорренто» (1826) и «Берег в Сорренто» (1826). Свою весомую лепту в отображение реалий того времени и в развитие русского живописного искусства внесли и безымянные крепостные художники, кисти которых принадлежат многие интересные полотна, написанные в реалистической манере: «Продажа крепостной», «Два мужика дерутся», «Хоровод», «Крепостной оркестр», «Проводы ополченца», «Монастырские крестьяне на барщине», «Доклад управителя своему помещику», «Свадьба в Торопце» и многие другие. Своеобразным торжеством реалистического направления в русском живописном искусстве станет создание Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1832), которое будет настоящей школой мастерства для многих классиков русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Первая половина XIX в. стала целой эпохой дальнейшего развития монументальной и пластической (декоративной) скульптуры, видными представителями которой были: • Иван Петрович Мартос (1750–1835) — признанный мастер пластической скульптуры, который в начале нового столетия создал ряд монументальных классических памятников, в том числе бронзовую статую Иоанна Крестителя, украшающую портик Казанского собора (1809–1811), знаменитый памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804–1818), который по праву считается вершиной творчества мастера, памятник герцогу А.Э. де Ришелье в Одессе (1823―1828); памятник М.В. Ломоносову в Холмогорах (1829), памятник Александру I в Таганроге (1831), памятник князю Г.А. Потемкину в Херсоне (1836) и другие. • Феодосий Федорович Щедрин (1751–1825) — выдающийся русский скульптор, автор многих известных скульптурных композиций, в том числе бронзовых фигур «Сирены» и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада (1800–1805), огромного горельефа «Христос, ведомый к месту распятия», установленного в Казанском соборе Петербурга (1807) и бронзовой скульптуры «Морские нимфы, несущие глобус» на здании Адмиралтейства в Петербурге (1812―1813). • Степан Степанович Пименов (1784―1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779–1846) — знаменитые скульпторы, которые оформили прекрасными скульптурными композициями в стиле классицизма многие творения двух выдающихся архитекторов А.Н. Воронихина и К.И. Росси, в том числе здания Горного института (1809―1811), Михайловского дворца (Русского музея) (1823―1825) и Александрийского театра (1831―1832), а также арку Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге (1827―1828). Среди этих композиций особым изяществом исполнения отличались скульптурные группы «Похищение Прозерпины» и «Геркулес и Антей», украсившие портик Горного института, «Колесница победы», установленная на здании Главного штаба, и знаменитая «Квадрига», венчающая Александринский театр. • Николай Степанович Пименов (1812―1864) — выдающийся скульптор, закончивший после смерти своего отца монументальные статуи «Закон» (1834) и «Правосудие» (1834) для здания Сената, и создавший знаменитую скульптурную композицию «Парень, играющий в бабки» (1836), которая была установлена в Царскосельском саду. В 1837―1850 гг. Н.С. Пименов жил и работал в Италии, где создал несколько известных мраморных скульптур, в том числе «Мальчик, просящий милостыню», «Мальчик, кормящий птичку», «Мальчик, подкрадывающийся к бабочке», а также мраморные фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки для Исаакиевского собора Петербурга. После возвращения в Россию по заказу Академии художеств для того же Исаакиевского собора он создал гигантские скульптурные группы «Воскресение Христово» (1853) и «Преображение» (1854), а в конце жизни — один из лучших шедевров монументальной бронзовой скульптуры — памятник адмиралу М.П. Лазареву в Севастополе (1863). • Борис Иванович (Смирнов) Орловский (1796―1837) — выдающийся русский зодчий, бывший крепостной, который вошел в историю русского монументального искусства как автор мраморного бюста императора Александра I (1822), фигуры Ангела на знаменитой Александровской колонне (1830) и двух знаменитых памятников выдающимся русским полководцам — фельдмаршалу светлейшему князю М.И. Кутузову и фельдмаршалу графу М.Б. Барклаю-де-Толли, установленных у Казанского собора Петербурга (1828–1836). • Иван Петрович Витали (1794–1855) — крупнейший русский скульптор, автор бронзовой композиции колесница «Слава» и рельеф «Освобождение Москвы» для московских Триумфальных ворот (1829―1834), знаменитого фонтана «Геркулес, поражающий гидру» на Театральной площади в Москве (1835), бронзового бюста К.П. Брюллова (1837) в Петербурге, памятника Павлу I в Гатчине (1851) и мраморной статуи «Венера» (1852). • Петр Карлович Клодт (1805―1867) — выдающийся русский скульптор и литейщик, создавший классические бронзовые композиции, среди которых особым изяществом и мастерством отличались бронзовая колесница для Нарвских триумфальных ворот Петербурга (1833), бронзовая группа «Лошадь с возничим» (1838), бронзовые барельефы для Исаакиевского собора Петербурга (1844―1847) и Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (1846―1847) и знаменитая композиция четырех бронзовых укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833―1850). Кроме того, в историю русского монументального искусства П.К. Клодт вошел как автор памятников великому киевскому князю Владимиру Святому на Владимирской горке в Киеве (1853) и великому русскому баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду Петербурга (1855), а также знаменитой конной статуи императора Николая I перед Исаакиевским собором Петербурга (1859).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.041 с.) |