Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическая мысль эпохи Просвещения
Новым явлением общественной жизни России в этот период становится печально знаменитое масонство, истоки которого, по разным оценкам (Е. Тарасов, В. Брачев, О. Платонов, С. Карпачев), восходят либо к закрытым корпорациям итальянских каменщиков эпохи Возрождения, либо к ордену тамплиеров, либо к ордену розенкрейцеров. Как чисто социальное движение политической направленности, масонские, или франкмасонские ложи впервые возникли в Англии в начале XVII века. Вопрос о том, когда политическое масонство проникло в Россию, до сих пор остается открытым. Одни авторы (А. Пыпин, О. Платонов) утверждают, что первая масонская ложа возникла в Москве или Петербурге еще в 1717 г. и членом этой ложи был сам Петр I, их оппоненты (В. Брачев, А. Серков) говорят о том, что первые масонские ложи в России появились только в 1731 г., т. е. после воцарения Анны Иоанновны. В целом историю русского легального масонства условно делят на два больших периода: 1) 1731–1770 гг. — период становления первых масонских лож, когда они еще были некой модной забавой русской знати и «интеллигенции», и преобладающим типом масонства были английские (шотландские) ложи первых трех степеней; 2) 1770―1822 гг. — период расцвета русского мистического масонства и повсеместного распространения масонских лож рыцарских или высоких степеней, т. е. шведской системы и розенкрейцерства. В эпоху Анны Иоанновны в Петербурге, Москве, Риге и других городах империи возникли первые франкмасонские ложи шотландской системы, в том числе «Скромность», «Постоянство», «Молчаливость» и «Северная Звезда», члены которых пока не претендовали на какой-то политический статус. Новая императрица Елизавета Петровна, будучи глубоко религиозным человеком, попыталась их сразу прикрыть. Однако благодаря заступничеству графов К.Г. Разумовского и И.И. Шувалова она отказалась от этой затеи, но самих масонов не переносила на дух. Ее преемник Петр III без совета с масонами уже не предпринимал никаких самостоятельных шагов, о чем достаточно зримо говорит хотя бы тот факт, что членом одной из масонских лож был личный императорский секретарь Дмитрий Васильевич Волков, автор небезызвестного «Манифеста о вольностях дворянству» (1762). Более того, по мнению целого ряда историков (О. Соловьев, В. Брачев), его супруга Екатерина II пришла к власти, опираясь на группировку графа Н.И. Панина, ударным орудием которой как раз и были те самые масоны. Это обстоятельство во многом и определило вполне благожелательное отношение к масонам со стороны императрицы на первых порах: они активно участвовали и в создании Вольного экономического общества (1765), и в деятельности Уложенной комиссии (1767―1769), и в других либеральных начинаниях Екатерины II.
До конца 1760-х гг. масонство все еще оставалось модным увлечением, а его настоящая история начинается с 1770 г., т. е. со времени возникновения так называемых елагинской и рейхелевской (циннендорфской) систем. Елагинские ложи, получившие свое название по имени великого мастера Великой провинциальной ложи России Ивана Перфильевича Елагина, в общественно-политическом плане представляли собой умеренно-либеральное направление в русском масонстве и пока еще не претендовали на политическую власть. А в состав этих масонских лож входили многие представители столичной знати, в частности граф Р.И. Воронцов, князь А.Б. Куракин, князь Н.Ю. Трубецкой, личный секретарь государыни А.В. Храповицкий и другие. Всего же под управлением графа И.П. Елагина находилось 14 масонских лож, в частности «Муза», «Клио», «Астерия», «Равенство», «Трех подпор», «Екатерина» и другие. Параллельно с елагинскими стали возникать так называемые рейхелевские ложи, получившие свое название по имени их создателя, генерала русской службы барона П.Б. Рейхеля. Всего под его руководством было создано 8 масонских лож («Аполлон», «Озирис», «Изида»), в основе которых лежала шведская система «строгого наблюдения». Причины повального увлечения шведской системой «строго наблюдения», во главе которых стоял сам король Густав III, заключались в том, что в 1775 г. в России была опубликована книга Луи Сен-Мортена «О заблуждениях и истине», которая и вызвала новое движение в среде русских масонов. Но противоборство елагинских и рейхелевских лож продолжалось не очень долго, и в 1778 г. они объединились в рамках одних масонских лож. В 1780-х гг. масонство в России стало распространяться в форме так называемого розенкрейцерства, для которой были характерны особая роль символов и мистики. Масонство низших ступеней, которое как раз и получило широкое распространение в России, занималось в основном филантропией и религиозно-просветительской деятельностью. Эти обстоятельства и привели в лагерь русских масонов столь разных по взглядам и по жизненному опыту людей, в том числе Н.М. Карамзина, Р.И. Воронцова, А.Б. Куракина, М.М. Хераскова, М.М. Сперанского, М.М. Щербатова, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и многих других вельмож, политиков, военных и писателей, многие из которых, вероятнее всего, так и не поняли истинных замыслов их тайных покровителей в России и за рубежом. Хотя именно с конца XVIII в. в центре внимания многих масонских лож окажутся вопросы «большой политики», что со всей очевидностью продемонстрируют так называемые «тайные общества» декабристов.
И раньше, и сейчас разброс мнений относительно истинных и мнимых замыслов масонов и их настоящих «заслуг» огромен. Но в целом их можно свести к трем основным позициям. Первая группа историков (О. Платонов) считает масонов «тайным преступным сообществом», преследующих основную цель — достижения мирового господства на началах иудейского вероучения о богоизбранном еврейском народе. Другая группа историков (В. Острецов, О. Соловьев) утверждает, что масонство ― это есть самое светлое и чистое движение в истории человечества, с которым напрямую связаны такие понятия, как «гуманизм, возрождение и просвещение». Третья группа авторов (В. Брачев, А. Серков) пытается найти «золотую середину», не демонизируя масонов, но и не отрицая их тайных политических целей. Широкое распространение масонских лож в России хронологически совпало с проникновением и развитием идеологии европейского Просвещения. В современной исторической литературе понятия «просвещение» и «просветительство» очень часто употребляют как равнозначные. На самом деле их надо различать. Просвещение — это, прежде всего, мировоззренческая система, включающая в себя общественно-политические, философские и эстетические представления и принципы, в основе которых лежит рационализм. Кроме того, это и определенный этап в идейно-культурном развитии общества в эпоху общего кризиса феодализма. Сам же термин «Просвещение» впервые появился в трудах французских мыслителей, в частности, Ф. Вольтера, но окончательно приобрел полноценное определение как особая мировоззренческая система только после публикации статьи великого немецкого философа И. Канта «Что такое Просвещение» (1784). Просветительство — это сама идеология эпохи Просвещения, возникновение которой было связано с определенным уровнем социально-экономического развития общества, поэтому главными составляющими просветительской идеологии были его антикрепостническая и антимонархическая направленность. В исторической науке до сих пор нет единого взгляда и на давнюю проблему определения хронологических рамок российского просветительства. Те авторы (А. Кузьмин, В. Кожинов), которые склонны видеть в просветительстве только культурно-историческое явление, определяют его хронологические рамки концом XVII — серединой XIX вв. А те авторы (Л. Шапиро, Л. Дебров, Е. Плимак), которые рассматривают просветительство через призму социального подхода, определяют его хронологические рамки серединой XVIII — серединой XIX вв.
Идейной основой всего российского просветительства стали труды всем хорошо известных представителей европейского, и прежде всего, французского Просвещения Жан Жака Руссо, Шарля Монтескьё, Франсуа Вольтера и Дени Дидро. Стараниями этих «светочей» тогдашней европейской мысли родилась вся современная западная демократия с ее фальшивыми теориями «общественного договора», «разделения властей», «свободы слова», «разумного эгоизма» и всякой прочей туфты, призванной прикрыть, как «фиговый листок», всю истинную и мерзкую сущность этой самой «демократии» — у кого деньги, у того и власть. Тогда же, в конце XVIII в., опираясь именно на эти идеи Просвещения, уже овладевшие массами европейских интеллектуалов, верхушка американских масонов, в частности члены влиятельной французской ложи «Общество девяти сестер», в которую входил и Ф. Вольтер, Б. Франклин и Т. Джефферсон стали отцами-основателями «экспериментального» государственного образования под названием Северо-Американские Соединенные Штаты (1776) и первой в мире конституции (1787), основанной на предельно фальшивой теории «общественного договора». Кстати, когда «непосвященные» американские революционеры предложили водрузить на голову будущего первого президента США Джорджа Вашингтона королевскую корону и именовать его король Джордж I, их «посвященные» коллеги быстро объяснили им, что делать этого не стоит. Члены той же масонской ложи «Общество девяти сестер», в частности, К. Демулен, Э.Ж. Сийес, Н. Кондорсе, Б. Ласепед, Ж. Байи и С.Д. Гара продолжили свои эксперименты и вскоре «состряпали» Великую Французскую революцию (1789–1799), ставшую путеводной звездой для «пламенных революционеров» всех званий и мастей, а их собрат по ложе Ж. Гильотен стал изобретателем знаменитой гильотины. Несомненно, что российские просветители восприняли многие теоретические доктрины европейского Просвещения, но при всем видимом тождестве с европейским просветительством его российский аналог имел и отличительные черты: • во-первых, своеобразие исторического развития России предопределило особую остроту в постановке крестьянского вопроса. Вопреки расхожему мнению, практически все российские просветители, за исключением Я.Г. Козельского и А.Н. Радищева, выступали не за отмену крепостного права, а лишь за его ограничение и четкую фиксацию крестьянских феодальных повинностей.
• во-вторых, в условиях господства феодально-крепостнической системы и самодержавной монархии ведущую роль в просветительстве играли выходцы из благородного дворянского сословия, а не буржуазного «третьего» сословия, как, например, в той же Франции или США. В ряду самых видных российских просветителей следует назвать имена Якова Петровича Козельского, Семена Ефимовича Десницкого, Александра Яковлевича Поленова и Григория Саввича Скороводу. Но, безусловно, в плеяде российских просветителей особое место занимают Николай Иванович Новиков, Денис Иванович Фонвизин и Александр Николаевич Радищев. Николай Иванович Новиков родился в Москве в 1744 г. в богатой дворянской семье и после окончания гимназии при Московском университете поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк. Но в 1767 г. он вышел в отставку и стал работать штатным сотрудником знаменитой Уложенной комиссии, созванной Екатериной II для создания нового свода законов Российской империи. После роспуска Уложенной комиссии в 1769–1770 гг. Н.И. Новиков занялся издательской деятельностью и стал редактировать два общественно-политических журнала «Трутень» и «Пустомеля», на страницах которых вел острую полемику с екатерининским журналом «Всякая всячина», противопоставляя его безобидным статьям резкую критику человеческих пороков, порожденных крепостнической системой. В 1772–1774 гг. он стал редактировать два других знаменитых журнала — «Живописец» (1772―1773) и «Кошелек» (1774), в котором сотрудничали А.П. Сумароков, И.П. Тургенев, Д.И. Фонвизин и А.Н. Радищев. В «Живописце» Н.И. Новиков опубликовал две самых острых полемических статьи — «Письма к Фалалею» и «Отрывки путешествия в «И…т», в которых содержалась крайне резкая критика всей крепостнической системы. В результате по личному указанию императрицы оба журналы были закрыты, а их редактор, увлекшись масонской мистикой, в 1775 г. вместе с директором придворного театра графом И.П. Елагиным создает в Москве масонскую ложу «Гармония», которую берет под свое покровительство Прусский масонский орден. В 1778 г. он окончательно переезжает в Москву, где на средства, собранные братьями-масонами, возобновляет издательскую деятельность и редактирует несколько различных журналов и газету «Московские ведомости». В типографии Московского университета, сданной ему в аренду на десять лет его куратором М.М. Херасковым, он активно публикует произведения Ф. Вольтера, Д. Дидро, Г. Лессинга, К. Гольдони, А. Гольдсмита и других европейских просветителей, а по совместительству известных европейских масонов. По подсчетам его биографов (Л. Светлов), на долю новиковской типографии в конце 1780-х гг. приходилось более 40 % всей печатной продукции страны, значительная часть которой носила богословский и масонский характер.
В 1792 г. Екатерина II закрывает новиковскую типографию и издает именной указ об аресте Н.И. Новикова, который был приговорен Палатой уголовного суда к «нещадной казни». После вынесения столь сурового приговора, «следуя сродному ей человеколюбию и желая оставить ему время на покаяние», императрица предписала заключить его в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В исторической литературе существуют совершенно разные трактовки этого события. На наш взгляд, более предпочтительной является версия о том, что арест Н.И. Новикова был напрямую связан не с происками князя А.А. Прозоровского, а с активным участием Н.И. Новикова в заговоре в пользу цесаревича Павла, что и было установлено Следственной комиссией С.И. Шешковского. В 1797 г., при новом императоре Павле I Н.И. Новиков был выпущен на свободу, но по именному императорскому предписанию тут же уехал в свое родовое имение под Калугой, где всеми покинутый и забытый тихо скончался в 1818 г. Денис Иванович Фонвизин тоже родился в Москве в богатой дворянской семье в 1744 г. и вместе с Н.И. Новиковым учился в гимназии при Московском университете, по окончании которой был зачислен в сам университет. Отучившись всего два года, в 1762 г. он уехал в Петербург и поступил на службу в коллегию Иностранных дел, а уже через год стал личным секретарем графа И.П. Елагина, в свите которого дослужился до чина коллежского советника. Находясь на государственной службе, Д.И. Фонвизин опубликовал два первых сочинения — комедии «Корион» (1763) и «Бригадир» (1768), которые сразу принесли ему известность у читающей публики за точное и яркое отображение нравов, царивших в аристократических и дворянских кругах Петербурга. В 1769 г. он оставил службу у И.П. Елагина и снова перешел в коллегию Иностранных дел, но уже в качестве личного секретаря графа Н.И. Панина. Занимаясь здесь разработкой целого ряда проектов государственных реформ, в том числе так называемым «Конституционным проектом Н.И. Панина», Д.И. Фонвизин быстро проникся идеями европейского Просвещения. Достаточно скоро, разочаровавшись в этой работе, он вновь обращает свои взоры к литературному творчеству. В 1782 г. выходит в свет его самая знаменитая комедия «Недоросль», в которой содержалась острая и едкая сатира на помещиков-крепостников, их нравы, предрассудки и невежество. После смерти графа Н.И. Панина в 1783 г. он оставляет государственную службу и в чине статского советника уходит в отставку, занявшись чисто литературной работой. В 1784 г. вышло в свет еще одно остросатирическое сочинение Д.И. Фонвизина «Опыт российской словесности», которое было тут же принято в штыки всем сановным Петербургом, и по личному указанию императрицы весь тираж этой книги был изъят из продаж. В 1788 г. Екатерина II, растерявшая всякое подобие симпатии к Д.И. Фонвизину, запретила публикацию его пятитомного собрания сочинений «Друг честных людей, или Стародум». А вскоре после этих событий его разбил паралич, всеми покинутый и забытый, он скончался в 1792 г. Александр Николаевич Радищев тоже родился в Москве в богатой дворянской семье в 1749 г. Получив прекрасное домашнее образование, в 1762 г. он уехал в Петербург и поступил на учебу в знаменитый Пажеский корпус. После окончания учебы, в 1766 г. по личному распоряжению Екатерины II в числе других выпускников А.Н. Радищев отправился на учебу в Лейпцигский университет, где в течение пяти лет изучал латынь, европейские языки, философию, историю и теорию права. По возвращении в Россию в 1771 г. он поступил на службу в Правительствующий сенат, а затем перешел в штаб генерал-аншефа Я.А. Брюса, который по иронии судьбы через двадцать лет возглавит судебную Палату по уголовным делам, приговорившую А.Н. Радищева к смертной казни. В это время он публикует первую свою работу — вольный перевод книги видного идеолога французского Просвещения аббата Мабли «Размышления о греческой истории» со своими обширными комментариями к ней, в которых особое внимание сразу привлек его пассаж о тождестве деспотизма и самодержавия в России: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В 1775 г. в чине секунд-майора А.Н. Радищев вышел в отставку, но уже через три года вновь поступил на государственную службу в Коммерц-коллегию, где благодаря личной дружбе с ее президентом графом А.Р. Воронцовым быстро дослужился до управляющего Петербургской таможни. После смерти своей жены он вплотную занялся литературным творчеством и в 1782–1790 гг. опубликовал несколько новых сочинений, в которых содержалась предельно острая критика всей феодально-крепостнической системы Российского государства: «Письмо другу, жительствующему в Тобольске», оду «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Записки путешествия в Сибирь», «Записки путешествия из Сибири» и «Письмо о китайском торге». Венцом революционных идей А.Н. Радищева, конечно, стала его знаменитая книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), в которой содержался прямой призыв к свержению самодержавия и уничтожению крепостного права. После публикации этой книги по личному указанию Екатерины II он был сразу арестован, обвинен Следственной комиссией С.И. Шешковского в «заговоре и измене» и приговорен Палатой уголовного суда к смертной казни через повешение, которая «по милосердию и для всеобщей радости» была заменена императрицей десятилетней ссылкой в сибирский Илимский острог. В ноябре 1796 г. новый император Павел I освободил А.Н. Радищева из заключения, вернул ему дворянский статус и прежние чины, но предписал ему отправиться на жительство в Калужскую губернию в свое поместье под надзор полиции. При Александре I его не только отозвали в Петербург, но и назначили членом Законодательной комиссии графа П.В. Завадовского, созданной для составления нового «Свода законов Российской империи». Вскоре он полностью разочаровался в этой работе и после резкого разговора с графом П.В. Завадовским в сентябре 1802 г. покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.022 с.) |