Софизмы как реплики, затрудняющие диалогическое общение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Софизмы как реплики, затрудняющие диалогическое общение.



 

Обязательным условием, предупреждающим перерастание диалога, дискуссии, спора в конфликт, является отказ от употребления софизмов. К софизмам относятся:

1)    доведение реплики оппонента до абсурда;

2)    толкование слов оппонента, изменяющее их до неузнаваемости;

3)    требование доказательства очевидного;

4)    “многослойный” тезис;

5) опора на досужий вымысел или житейский домысел;

6) использование фактов, не относящихся к тезису;

7) зависимость довода от ситуации диалога;

8) негативный факт или оскорбление оппонента непосредственно;

9) стремление сообщить собеседнику то, что скрывается за его словами;

10) угроза;

11) суждение, основанное на ошибочной оговорке собеседника;

12) переход на личность оппонента;

13) умышленный уход от предмета спора;

14) отвечать вопросом на вопрос;

15) атака вопросами или молчание, игнорирование;

16) смена коммуникативных ролей (когда вместо ответа на вопрос, звучит: «…а ты стань на мое место и…»).

 

· Задание 59

Приведите, пожалуйста, в правильное соответствие софистические доводы с примерами.

 

Софистические доводы

Примеры

1 Доведение реплики оппонента до абсурда А - Да, что тут говорить, все ребята знают, что вы молодящаяся старуха.
2 Толкование слов оппонента, изменяющее их до неузнаваемости Б - Тебе действительно необходимо заняться спортом. - Ты, мама, говоришь так, потому что завидуешь моей молодости.
3 Требование доказывать очевидное В - Необходимо запретить заниматься подростку спортом, пока он не станет лучше учиться. - Так и сделаем. Для этого я оставлю работу и буду ходить с сыном за руку, выброшу спорт. снаряды из квартиры.
4 Опора на досужий вымысел или житейский домысел Г - Вас обвиняют в том, что вы еретик. - Сударь, я исповедую истинно христианскую веру. - Вы называете вашу веру христианской, т.к. считаете нашу ложной и еретичной.
5 Зависимость довода от ситуации диалога Д - По положению “О педагогической практике студентов” вы должны предоставлять студентам возможность самостоятельно вести урок. - Кто это сказал?
6 Сообщение негативного факта непосредственно перед развитием спора (“Уловка актера”) Е - Да, пятерки я не заслуживаю, на три я знаю. Учитель: “Выйди за дверь. Поговорим на педсовете”.
7 Стремление сообщить собеседнику то, что скрывается за его словами Ж - Бить или не бить детей? - Конечно, да! Так делал мой прадед, дед, отец, и я буду делать также.
8 Угроза З - Рвешься спорить, а сам уроков не учишь. - Говоришь о личности Спартака, а сам окно вчера разбил на втором этаже.
9 Суждение, основанное на ошибочной оговорке собеседника И - Но несколько минут назад вы утверждали, что равнодушны к школе. - Я не то хотел сказать, я имел в виду другое…
10 Переход на личность оппонента К - Как, находясь в моем доме, вы можете говорить об остывшей любви к моему сыну?
11 Умышленный уход от предмета спора Л - Чего-то в этом борще не хватает… - А ты стань на мое место и готовь
12 Отвечать вопросом на вопрос М - Могу ли я рассчитывать на конфиденциальность? - А я?
13 Атака вопросами или молчание, игнорирование Н _____  
14 Смена коммуникативных ролей О Павел I: - Я чувствую заговор. Граф Пален: - Да, заговор существует. И я стою во главе него. (тем самым граф снимает с себя подозрения, являясь заговорщиком). Павел I: - Я спокоен, заговорщики в надежных руках.

 

 

· Задание 60.

Предложите способы реагирования на софизмы.

 

· Задание 61.

 

Определите, какие софизмы были использованы в ниже следующих диалогах.

Ситуация 1.

- Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, - говорит отец девятикласснику. – Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?

- Мне так нравится, - отвечает сын.

- Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, - возражает отец.

- Ну и что?

- Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, - парирует в ответ отец.

- Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, - отвечает сын в свою очередь.

- Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? – не перестает убеждать отец.

- Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, - говорит сын.

- Да не говоришь. Но я ведь не выгляжу как дикобраз, - замечает отец.

- Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится – особенно девчонкам.

- Я не могу на тебя смотреть вот такого, - отец не теряет надежду переубедить сына.

- Ну, тогда и не смотри, - уходя, небрежно бросает в ответ сын

Ситуация 2.

Диалог матери (М.) и ребенка (Р.).

М.: Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака.

Р.: Ты и сама не всегда моешь посуду утром.

М.: Я – это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?

Р.: Я не шалопай.

М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.

Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными?

М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко.

Организация спора

 

Подготовка и осуществление задания, которое основано на искусстве спора развивает мышление и целый ряд полезных человеческих качеств. Организация спора между группами на занятии по теме учебного курса; организация спора между двумя студентами; участие в споре требуют знания его организации и проведения. Самым важным при подготовке спора является точная формулировка тезиса и контртезиса, которые соответственно будут отстаивать два оппонента или две группы. Тезис является однозначным ответом на поставленную проблему. Это положение, по поводу которого имеются разные мнения. Это основная мысль, нуждающаяся в доказательстве. Противопоставление тезиса и контртезиса составляют суть спора, а аргументация со стороны того и другого является содержанием спора. С помощью аргументов идет обоснование тезиса, подбираются такие суждения, которые считаются большинством истинными и принимаются аудиторией.

· Задание 62.

Проведение спора, дискуссии и полемики с учащимися основывается на овладении учителем искусства аргументации. Дополните представленную ниже таблицу:

 

 

Элемент Характеристика Виды и формы
1. тезис Мысль или положение, истинность которого требуется доказать -определения, -цитаты, -………. -……….. -………..  
2. аргументы Положения, с помощью которых обосновывается тезис, взятые из области экономики, культуры, искусства, психологии, статистики, социологии, космологии, других наук, личносго опыта, результата наблюдений, СМИ. - достоверные, -доказательные,                                                                 -достаточные,                                                                                 -эмоционально-значимые,         - ………… -…………. -…………..
3. демонстрация способ доказательства, который применяется при выведении тезиса из аргументов. Демонстрировать аргумент можно используя эмоции, чувства, вопросительные и риторические вопросы ональным, вопросительным -логическое рассуждение, -совокупность умозаключений, -рассуждение на основе аналогии, наблюдения, -……………. -……………. -…………….

 

 

Успех спора состоит в том, что оппонент сводит проблему к сумме положений, которые принимаются всеми безоговорочно. Подобрать аргументы, можно, если рассмотреть сам предмет спора, его структуру, т.е. устройство, качества, свойства, факты, род, вид; сравнить с другими объектами, иными авторскими мнениями.

Этапы проведения спора.

1) Проведение спора начинается с уточнения предмета спора, т.е. тезиса и сущности важнейших понятий, входящих в тезис.

2) Затем определяется цель спора: истина, победа, игра, исследование, компромисс.

3) Устанавливается очередность представления аргументов от каждой из сторон.

4) Наиболее сложным в проведении спора является соблюдение этикета.

Этикета ведения спора. а) сохранять уважительное отношение к оппоненту и его мнению; б) будучи абсолютно уверенным в своей правоте, не забывать об изначальной готовности пересмотреть свои ведется в интересах собеседника убеждения, если истина окажется на стороне другого собеседника; в) придерживаться убеждения, что диалог и исходя из них; г) вести спор в рамках тезиса, не уклоняясь от него; е) не говорить о неправоте оппонента, стараться вместе разбираться в сущности аргументов, своевременно осведомляясь, верно ли понято то, о чем было сказано; ж) выяснять, подытоживать, резюмировать каждую мысль, давая понять, что к аргументам собеседника внимательно прислушиваются; з) не давать советов и рекомендаций; и) помнить, что собеседники равноправны по отношению к предмету спора и взаимно уважительны; к) не спорить против несомненных доказательств; л) дать возможность высказаться до конца, не перебивать оппонента, следить за регламентом.

· Задание 63

Изучите, пожалуйста, этапы проведения спора и подчеркните те из них, которые для вас по разным причинам труднодостижимы во время спора

Правила спора:

1. Определить цель спора: истина, победа, игра, исследование, компромисс…;“

2. Уточнить предмет спора и понимание сущности важнейших понятий тезиса;

3. Переселяясь” в личность учащегося и, споря исходя из его позиций, оставаться самим собой;

4. Спорить только по одному тезису;

5. Не переходить на “персоналии”;

6. Не спорить с раздраженным и не способным слушать учеником, с тем, кто спорит ради самого спора;

7. Дать возможность учащемуся высказаться;

8. Помнить, что собеседники равноправны по отношению к предмету спора и взаимно уважительны;

9. Не спорить против несомненных доказательств.

 

· Задание 64

Дополните условия организации спора, как части учебного процесса и предложите, пожалуйста, свой вариант легкого и оригинального запоминания этикета спора:

а) Сохранять полное хладнокровие;

б) Будучи абсолютно уверенным в своей правоте, не забывать об изначальной готовности пересмотреть свои убеждения, если истина окажется на стороне другого собеседника;

в) Придерживаться убеждения, что диалог ведется в интересах собеседника и исходя из них;

г) Полностью следовать тезису и спорить только по нему, возвращая к нему, если оппоненту изменяет логика;

д) Сохранять уважительное отношение к оппоненту и его мнению;

е) Не говоря о неправоте оппонента, но, стараясь вместе с ним разобраться в сущности аргументов, своевременно осведомляясь, верно ли понято то, что он говорит;

ж) Выяснять, подытоживать, резюмировать каждую мысль, давая понять, что к аргументам собеседника внимательно прислушиваются;

з) Не давать советов и рекомендаций;

и) Уместна фразеология типа: …………………………………………….

………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

Искусство аргументации.

 

Искусство аргументации является основой ведения конструктивного и эффективного диалога, спора и дискуссии. Способы аргументации различны: прямое подтверждение тезиса; опровержение контртезиса; косвенное подтверждение (когда из тезиса выводят другие положения и доказывают их); косвенное опровержение контртезиса; аргумент против аргумента; опровержение демонстрации (демонстрация – логически вытекающая из предлагаемого аргумента мысль, иными словами аргумент из аргумента). Подбор аргументов осуществляется также посредством поиска доказательных фактов, взятых из самых различных сфер жизнедеятельности человека, науки, культуры и искусства. Хорошим способом аргументации является обращение к причинам и следствиям предмета спора, проведенные аналогии, сравнения, примеры из жизни, результаты наблюдений, опора на опыт других людей и свой, авторитетные мнения, опора на взгляды авторитетных людей, законы и постановления, результата обобщения множества фактов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.022 с.)