Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов



 

Межличностные отношения, так же как и близкое им понятие «взаимоотношения» - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.

Межличностные отношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент [9,с.10].

Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со сторон сверстников или под давлением общественного мнении группы. Имеются указания на динамический характер межличностных отношений, на их модификацию под влиянием меняющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные их эмоциональные всплески и спады [10,с.25].

Согласно концепции В.Н.Мясищева, что «отношения индивида к людям, как правило, являются одновременно и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности люди, не могут, так или иначе, относиться друг к другу: взаимоотношения это чувства, направленные на других людей, морально-интимное поле совместной деятельности» [10,с.31].

Взаимоотношения, как эмоциональный феномен проявляются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов контактной группы. Такие переживания можно обнаружить в моторике и вегетативных явлениях с помощью специальных физиологических методов исследования и на основе словесного отчета испытуемых. Беря за основу нашего понимания тот факт, что межличностные отношения - особый вид проявления человеческих чувств направленных на других людей, мы видим необходимость в самостоятельном существовании этой психологической категории в отличие от других внутригрупповых психологических феноменов - поведенческих и когнитивных. И хотя эти феномены реально не могут иметь место без эмоциональной окраски той или иной модальности, сами отношения к другому человеку, эмоциональные переживания личности, отражающие ценность для нее какого-либо индивида, а также малой группы, в которую эта личность входит, как правило, непременно проявляются в общении и совместной деятельности с окружающими людьми. Правда, в отдельных случаях, когда отношения не носят действенного характера, они ограничиваются сферой только скрытых переживаний. Несмотря на то, что межличностные отношения «являются», актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире [13,с.24].

В межличностных отношениях можно выделить 2 составные части. Внешняя их часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, внутренняя часть, большая, чем внешняя, остается скрытой. Соотношение двух частей - видимой и глубинной - у конкретного человека зависит от степени его открытости и искренности. В некоторых случаях весь богатый арсенал коммуникативных средств личности, а также внешнего поведения может быть направлен не на реализацию, напротив, на маскировку истинного отношения к другому человеку [33,с.74].

Подчеркивая значение эмоционального начала в человеческих отношениях, нельзя скидывать со счетов рациональный компонент, присутствующий в них, как и в любой человеческой эмоции, и, вероятно, одним из главных оснований, по которому можно классифицировать межличностные отношения, будет степень выраженности в «направленных чувствах» этого рационального компонента: в отношениях деловых, оценочных его доля будет значительнее, чем в собственно личностных по терминологии В.Н. Мясищева - наиболее эмоциональном виде отношений. В реальной жизнедеятельности людей.

Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные параметры. В.Н. Мясищев вычленял эмоциональные личностные отношения (привязанность, неприязнь, враждебность и наряду с этим чувства симпатии, любви, ненависти) и отношения более высокого осознанного уровня - идейные и принципиальные. Было отмечено, что «последние тесно связаны с эмоциональными отношениями, и о необходимости формировать стойкие, соответствующие социальным требованиям отношения, считая, что только в этом случае они будут играть определяющую роль в системе многообразных воздействий при формировании мотивов личности» [10,с.42].

Б.И. Дадонов, пытаясь разобраться в терминологии, связанной с психологическими понятиями потребность, отношения и направленность личности указывает, что «в настоящее время согласия в том, какие психологические феномены надо классифицировать как отношения, не существует»[14,с.20].

Исходя из практики отношений, которая приводится в толковом словаре, где под психологическими отношениями индивидов другим людям или явлениям имеется в виду, во-первых «тот или иной характер поведения, обращения кого-либо с кем чем-либо»; во-вторых, «взгляд на что-либо восприятие, понимание чего-либо», автор выделяет виды отношений: «практическое отношение» и «теоретическое отношение».

Я.Л. Коломенский ведет речь о двух типах отношений - деловых, которые вытекают из задач, поставленных обществом перед группой, или ответственной зависимости и личных, основанных, главным образом, на чувстве симпатии или неприязни.

А.А. Бодалев большое значение придает устойчивым оценочным отношениям, которые «возникают на основе образа человека, а последний создается в процессе многократного взаимодействия и обобщения при восприятии отдельных качеств, свидетельствующие о способностях человека, его взглядах, социально-групповой принадлежности» [3,с.8].

Н.Н. Обозов в особый вид отношений, на ряду с деловыми и личностными, выделяет отношения, существующие в группе, как тесно связанные с оценочными отношениями.

Взаимосвязь разных видов отношений, возникающих между личностями в группе (в том числе личностных и деловых), отмечают и другие авторы, А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, разрабатывая проблему критериев коллектива, выделяет два основных типа отношений. «Так характерными для группы он считает непосредственно эмоциональные отношения, для коллектива - взаимоотношения, опосредованные целями, задачами и ценностями, совместной деятельности, т.е. определенного рода оценочного отношения» [20,с.16].

А.В. Петровский подчеркивает, что «отказ российских психологов понимать группу в собственно эмоционально-психологическом плане и ограничиваться изучением отношений, рассматриваемых сквозь призму эмоциональных характеристик симпатий и антипатий, как это делают многие зарубежные исследователи, обязывает нас изучать оценочные отношения». Сущность оценочных отношений он видит в том, что они результат интериоризации социальных связей, ориентаций и ценностей. Оценочные отношения, которые лежат в основе реально практических и коммуникативных связей того или иного индивида, во многом определяются мнениями и оценками референтного для него лица. На основании этого А.В. Петровский выделяет особую форму отношений - референтные.

Референтность в соответствии с концепцией А.В. Петровского, «это - форма субъект-объектных отношений, выражающая зависимость субъекта от другого индивида и выступающая как избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте». Другой формой межличностных отношений А.В. Петровский считает феномен действенной групповой эмоциональной идентификации, «когда эмоции одного из членов группы определенным образом мотивируют поведение других ее членов, устраняя фрустрирующие воздействия» [19,с.34].

Многообразие видов отношений столь велико, что их нередко определяют в зависимости от характера сопровождаемых ими взаимодействия сотрудничества. Широко употребляются словосочетание отношения кооперативности или соперничества, отношения взаимопомощи, отношения господства - подчинения, отношения ответственной зависимости и т.д. [20,с.15].

Проблема отношений занимает в психологии значительное место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева. Каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Различают два основных вида отношений: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности [10,с.52].

Возникает целая система межличностных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов. У общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения» [8,с.36].

Человек вступает в общение всегда как личность, поэтому он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через других». Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» [8, с.27].

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Психологи и педагоги утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, - то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания. «Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений...» [26,с.37].

Таким образом, проблема межличностных отношений всесторонне рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов, которые под межличностными отношениями понимают не всякое взаимодействие людей, а лишь то, в ходе которого каждый их участник активно выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте рассмотрены нами следующем параграфе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.011 с.)