Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика объекта и методов исследования
Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа», в состав исследуемой группы вошли 14 подростков 8 класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. Испытуемым свойственны высокий интеллектуальный потенциал, познавательная активность, но наряду с достаточно высокой организацией психических процессов, наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У некоторых участников еще не в полной мере сформированы высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства. В эмоциональном отношении подростки достаточно ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию. В ходе нашего экспериментального исследования на этапе констатирующего эксперимента были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов). Методика Дж. Морено «Социометрия». Цель методики: изучить состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого подростка. В ходе исследования подросткам предлагается следующая инструкция: Задается поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый, отвечая на них, записывает на бланке предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает выборы. При этом первым указывается тот, кому отдаются свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных могут повторяться (об этом нужно сказать). После выполнения задания все должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов. На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий подростков, расположенном в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали - из номера, под которыми обозначены в списке подростки. Напротив фамилии каждого заносятся данные о сделанных им выборах.
Если подростки сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество, полученных каждым подростком (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким образом, составлена матрица отрицательных социометрических выборов. Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать подростков на пять статусных групп: «Звезды», «Предпочитаемые», «Непринятые», «Отвергнутые».
Таблица 1. Классификация подростков по итогам социометрического эксперимента
Среднее число полученных выборов одним подростком (К) вычисляется по формуле:
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в подростковой общности. Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:
«Оценка коммуникативных навыков» (под ред. Рогова Е.И.) Инструкция: Ознакомьтесь со шкалой оценок. Внимательно слушайте вопросы, обращайте внимание на первые слова. Если ответ на вопрос утвердительный, то вы ставьте знак „ + «в окошечко с соответствующим вопросу номером, если ответ на вопрос отрицательный, то вы ставите знак «- «. Текст вопросника находится в Приложении 1. Обработка результатов: . Подсчитать количество «+» в первой строке и количество «-» во второй. Записать результаты в соответствующих окошечках. . Сложить полученные числа и записать общий результат совпавших ответов в окошечке «Итого».
3. Определить коэффициент коммуникативных склонностей (Кк) по формуле: где - Кх - количество совпавших ответов (сумма совпавших „ + «и „ - «) - максимально возможное число совпадений. . Определить по таблице 2 шкальную оценку и индивидуальный уровень сформированности коммуникативных навыков:
Таблица 2. Шкальная оценка и индивидуальный уровень сформированности коммуникативных навыков
. Проанализировать групповой уровень развития коммуникативных навыков, учитывая параметры шкальной оценки, находящейся в Приложении 2. . Построить графики, проанализировать динамику уровня коммуникативных навыков. Методика «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов) Инструкция: «Внимательно читать каждый из 8 указанных в бланке вопросов. Из перечисленных вариантов выбрать наиболее приемлемый для вас ответ. Обвести его и подчеркнуть. Постараться думать быстро и ни с кем не советоваться». Текст вопросника находится в Приложении 3. Обработка результатов проводится на основе сводной матрицы ответов участников исследования. Производится как количественная, так и качественная оценка результатов. Таким образом, экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа». В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. В ходе нашего экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов). Результаты по данным методикам будут представлены в следующем параграфе.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.007 с.) |