Характеристика объекта и методов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика объекта и методов исследования



 

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа», в состав исследуемой группы вошли 14 подростков 8 класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек.

Испытуемым свойственны высокий интеллектуальный потенциал, познавательная активность, но наряду с достаточно высокой организацией психических процессов, наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У некоторых участников еще не в полной мере сформированы высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства. В эмоциональном отношении подростки достаточно ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию.

В ходе нашего экспериментального исследования на этапе констатирующего эксперимента были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).

Методика Дж. Морено «Социометрия». Цель методики: изучить состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в них каждого подростка.

В ходе исследования подросткам предлагается следующая инструкция: Задается поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый, отвечая на них, записывает на бланке предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает выборы. При этом первым указывается тот, кому отдаются свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных могут повторяться (об этом нужно сказать). После выполнения задания все должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов. На основании полученных результатов составляется матрица.

Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий подростков, расположенном в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали - из номера, под которыми обозначены в списке подростки. Напротив фамилии каждого заносятся данные о сделанных им выборах.

Если подростки сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество, полученных каждым подростком (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким образом, составлена матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать подростков на пять статусных групп: «Звезды», «Предпочитаемые», «Непринятые», «Отвергнутые».

 

Таблица 1. Классификация подростков по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» В 2 раза больше, чем среднее число полученных выборов одним подростком
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним подр.
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним подр.
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним подр.

Среднее число полученных выборов одним подростком (К) вычисляется по формуле:

 

 

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов.

Он показывает, насколько взаимны симпатии в подростковой общности.

Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:

 

 

«Оценка коммуникативных навыков» (под ред. Рогова Е.И.)

Инструкция:

Ознакомьтесь со шкалой оценок.

Внимательно слушайте вопросы, обращайте внимание на первые слова.

Если ответ на вопрос утвердительный, то вы ставьте знак „ + «в окошечко с соответствующим вопросу номером, если ответ на вопрос отрицательный, то вы ставите знак «- «.

Текст вопросника находится в Приложении 1.

Обработка результатов:

. Подсчитать количество «+» в первой строке и количество «-» во второй. Записать результаты в соответствующих окошечках.

. Сложить полученные числа и записать общий результат совпавших ответов в окошечке «Итого».

3. Определить коэффициент коммуникативных склонностей (Кк) по формуле:

где - Кх - количество совпавших ответов (сумма совпавших „ + «и „ - «)

- максимально возможное число совпадений.

. Определить по таблице 2 шкальную оценку и индивидуальный уровень сформированности коммуникативных навыков:

 

Таблица 2. Шкальная оценка и индивидуальный уровень сформированности коммуникативных навыков

Кк Шкальная оценка
0,10 - 0,45 1
0,45 - 0,55 2
0,56 - 0,65 3
0,66 - 0,75 4
0,75 - 1,00 5

 

. Проанализировать групповой уровень развития коммуникативных навыков, учитывая параметры шкальной оценки, находящейся в Приложении 2.

. Построить графики, проанализировать динамику уровня коммуникативных навыков.

Методика «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов)

Инструкция: «Внимательно читать каждый из 8 указанных в бланке вопросов. Из перечисленных вариантов выбрать наиболее приемлемый для вас ответ. Обвести его и подчеркнуть. Постараться думать быстро и ни с кем не советоваться».

Текст вопросника находится в Приложении 3.

Обработка результатов проводится на основе сводной матрицы ответов участников исследования. Производится как количественная, так и качественная оценка результатов.

Таким образом, экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа». В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. В ходе нашего экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов). Результаты по данным методикам будут представлены в следующем параграфе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.007 с.)