Особенности формирования информационных потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования информационных потребностей



 

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.

Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.

Информационные потребности тогда будут удовлетворены, когда через сообщение (документальное или устное) знания автора (авторов) документа (документов) превратятся в знание пользователя. Исходя из этого первая и самая важная сущностная особенность информационных потребностей состоит в том, что они представляют собой потребность в знании, обретаемом индивидом путем обращения к существующей информации.

Второй особенностью информационных потребностей является их неопределенность. Довольно часто, когда потребителю имеющихся знаний не хватает, бывает крайне трудно сформулировать направления поиска недостающей информации.

Для организации информационного обеспечения важно правильное установление категории новизны. Низкий уровень компетентности и недостаточный предшествующий опыт пользователя может привести к двум негативным последствиям. В первом случае человек осознает себя первооткрывателем, тогда как в действительности общество владеет способами решения проблемы (ситуация "изобретения велосипеда"). Во втором, сталкиваясь с проблемой, индивид диагностирует ее как новую именно и только для него и предпринимает тщетные попытки найти готовые варианты решения. Отсутствие нужных сведений эта группа пользователей, в роли которых могут выступать менеджеры, инженеры-проектировщики и производственники, связывает с низким уровнем информационного обеспечения, недостаточными возможностями справочно-поискового аппарата, неумением сотрудников служб информации ориентироваться в ресурсах Интернета и т.д.

Третья особенность информационных потребностей, вытекающая из двух предыдущих и ими обусловленная, проявляется в субъективности оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг. Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от "системы ожидания" потребителя, его установки. Установка и оценка являются как бы зеркальным отражением друг друга: оценка констатирует наличие или отсутствие у продукта или услуги ожидаемых свойств и качеств. Однако и потребности, и система ожидания потребителей во всех других сферах обслуживания являются значительно более определенными, а оценка продуктов и услуг - поддающейся независимой экспертизе [17; С.88].

Иначе говоря, существуют объективные показатели, по которым судят обоснованности претензий к работе ателье, туристического агентства или прачечной. Однако крайне сложно третьему лицу установить полноту предоставления информации и ее соответствие действительным потребностям пользователя. Именно поэтому только в практике информационной деятельности для оценки качества обслуживания используются два критерия - релевантность и пертинентность, из которых выполнение требований первого считается обязательным, а второго - желательным, определяющим направления развития и совершенствования служб информации.

Релевантность - это определенное содержательное соответствие между запросом и выданной в ответ на него информацией, устанавливаемое по таким формальным признакам, как совпадение или близость присутствующих в них понятий. Пертинентность - субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам.

Естественно, что пользователи всегда оценивают информационные услуги с точки зрения пертинентности полученных сведений. Нерелевантность выдачи может объясняться отсутствием искомой информации в документальном потоке в том виде, в каком ее ищет пользователь. В этом случае сотрудник службы информации начинает расширять границы поискового предписания. Иногда это приводит к нахождению ненужных материалов; в других случаях - к выдаче "неожиданно полезного", т.е. первоначально не запрошенных, но ценных с точки зрения пользователя документов или фактических данных.

Иногда релевантная выдача оценивается пользователем отрицательно, т.е. не считается им пертинентной. Причинами этого могут быть:

§ предоставление пользователю уже известных ему сведений;

§ неавторитетность, неубедительность информации для пользователя;

§ несовпадение характера представленных сведений и степени их подробности "системе ожидания" пользователя;

§ несоответствие уровня сложности сообщения и подготовленности пользователя, его читательской компетентности.

Эти причины объясняют третью особенность информационных потребностей - их индивидуальный характер.

Направленность деятельности и характер возникающих задач, мера ответственности за последствия принимаемых решений, возраст и образование, опыт предшествующей жизни и ценностные ориентации, лимит времени, которым располагает пользователь, индивидуальный стиль познавательной деятельности - вот далеко неполный перечень условий, влияющих на содержание информационных потребностей и приводящих к уникальности потребностей каждого потребителя.

Связь и обусловленность информационных потребностей повседневной жизнедеятельностью человека, быстрыми темпами изменения условий окружающей среды объясняют изменчивость, динамизм самих потребностей - пятую их особенность. Динамизм информационных потребностей приводит к невозможности ориентироваться только на собственные фонды и справочно-поисковый аппарат. Все большее значение приобретает кооперация, взаимоиспользование информационных ресурсов, умение выявить специализированные в данной области библиотеки или центры информации, определить целесообразность приобретения их продукции.

Шестой особенностью информационных потребностей является невозможность их полного удовлетворения. По мере углубления в проблематику, как правило, запросы пользователей все более усложняются, а приобретенная информация не столько снимает или уменьшает неопределенность, сколько расширяет границы непознанного.

информационная потребность россия издание

Все вышеперечисленные особенности информационных потребностей обусловлены социально-психологическими условиями жизнедеятельности человека. Но существует одна особенность, связанная с экономической ситуацией. По сравнению с базовыми потребностями людей в пище, жилище, безопасности, медицинской помощи, информационные потребности относятся к категории "отложенного спроса" [17; С.92].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.005 с.)