Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки информационных потребностей, значимые для организации информационного обеспеченияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исходя из особенностей формирования информационных потребностей, их подразделяют на общественные ( объективные), коллективные и индивидуальные ( субъективные). Общественные потребности вытекают из задач социального, экономического и культурного развития города, региона, страны, мирового сообщества. Они не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей и представляют собой вектор, указывающий общее направление движения человеческой мысли. Определяя политику комплектования, универсальные научные и публичные библиотеки ориентируются именно на общественные потребности. Они являются также непременной основой для изучения коллективных и индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности - это потребности каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач. Применительно к различным библиотекам и службам информации в качестве таких групп могут выступать:
Таблица 1 Целевые группы потребителей, с общими информационными потребностями, применительно к службам информации
По содержанию коллективные информационные потребности совпадают с основными направлениями деятельности организаций (вузов, предприятий, НИИ, музеев), образовательной деятельностью учащихся школ, любительским творчеством. Знание коллективных потребностей позволяет специализировать фонды и справочно-поисковый аппарат, подготавливать информационную продукцию, предназначенную для определенных групп пользователей. Однако хорошо известно, что организации сами по себе ничего не создают: производят продукцию, учатся и повышают квалификацию, ведут исследовательские разработки и осуществляют творческие проекты конкретные люди. Потребности, возникающие у них в различных трудовых, образовательных, досуговых и обыденных ситуациях, называют индивидуальными. Поскольку же эти информационные потребности всегда зависят от особенностей познающего субъекта, к этому определению потребностей часто добавляют второй признак - субъективные. В индивидуальных информационных потребностях обязательно отражаются, а точнее преломляются общественные (как задачи, стоящие перед сообществом в целом) и коллективные (как задачи организации, творческого коллектива или любительского объединения). Но в не меньшей степени на них влияют психологические особенности личности: образовательный уровень, возраст, опыт предшествующей деятельности, ценностные установки, индивидуальный стиль познавательной деятельности и многое другое. Индивидуальные информационные потребности наиболее динамичны и неопределенны. Важность изучения индивидуальных потребностей очевидна, так как только на этой основе возможно предоставление качественных информационных услуг [2; С.107]. Все другие аспекты характеристики информационных потребностей целесообразно рассматривать с учетом названного признака. При этом одни аспекты окажутся в равной степени важными для описания любых потребностей, а другие - только для индивидуальных. К числу общих признаков относится прежде всего тематика потребностей. Однако по одной и той же тематике необходимыми могут оказаться совершенно разные сведения. Характер требующейся информации - таков следующий признак информационных потребностей, во многом определяемый целью, с которой пользователи обращаются к документам. По времени возникновения различают стабильные, то есть уже известные, выявленные ранее потребности и вновь возникшие. По периоду действия - разовые, исчезающие после их удовлетворения, и потребности длительного действия, требующие систематического предоставления нужной информации. Признаки, значимые для характеристики индивидуальных потребностей и можно рассмотреть с точки зрения влияния на процесс осознания информационного дефицита, формулирования запроса и последующего восприятия новых сведений. Прежде всего, важно знать, для осуществления какой деятельности (профессиональной, образовательной, любительской и т.д.) требуется информация и насколько новой данная предметная область является для человека. Иначе говоря, устанавливается совпадение тематики информационных потребностей с базовым образованием пользователей, профилем их предшествующей трудовой или любительской деятельности, опытом работы в данном направлении. С этих позиций различают профильные потребности; потребности в информации по смежным отраслям или проблемам; потребности в информации из тех областей знания или общественной практики, с которыми индивид прежде не соприкасался. Естественно, чем дальше от базового запаса представлений человека лежит искомая информация, тем труднее будут протекать процессы осознания информационного дефицита, его выражения словами и последующего восприятия сообщений. Признак профильности информационных потребностей определяет критерии отбора документов и степень подробности предоставляемой пользователям информации. При удовлетворении потребностей по основному профилю деятельности могут предлагаться источники повышенной сложности: научные, производственно-практические, официальные. По непрофильной тематике отбираются, прежде всего, учебные и научно-популярные издания. При обслуживании важно судить не только о профильности информационных потребностей, но и об уровне информационной подготовленности пользователя, включая: § навыки работы с информацией (не пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь и т.д.); § "систему ожидания" индивида, его ориентацию на нахождение "готового рецепта" или идей, предпосылок для самостоятельной разработки "рецепта"; § осведомленность в том, какие информационные услуги предлагаются и какова их разрешающая способность. Значимым признаком потребностей являются выгоды, искомые пользователями. Стратегия обслуживания будет во многом зависеть от того, что является предпочтительным в данной ситуации: оперативность или полнота информации; возможность получения бесплатной услуги или готовность оплатить эксклюзивную, качественную информационную продукцию и т.д. Таким образом, для рациональной организации информационного обслуживания требуется систематический и многоаспектный анализ информационных потребностей, корректируемый данными обратной связи, - оценкой пользователями качества предоставляемых услуг [2; С.110].
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.43 (0.008 с.) |