Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки информационных потребностей, значимые для организации информационного обеспечения

Поиск

 

Исходя из особенностей формирования информационных потребностей, их подразделяют на общественные ( объективные), коллективные и индивидуальные ( субъективные).

Общественные потребности вытекают из задач социального, экономического и культурного развития города, региона, страны, мирового сообщества. Они не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей и представляют собой вектор, указывающий общее направление движения человеческой мысли. Определяя политику комплектования, универсальные научные и публичные библиотеки ориентируются именно на общественные потребности. Они являются также непременной основой для изучения коллективных и индивидуальных потребностей.

Коллективные информационные потребности - это потребности каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач. Применительно к различным библиотекам и службам информации в качестве таких групп могут выступать:

 


Таблица 1

Целевые группы потребителей, с общими информационными потребностями, применительно к службам информации

Служба информации Целевые группы, объединенные общностью информационных потребностей
1 2
Публичные библиотеки Учащиеся старших классов; Студенты 1-2 курсов; Учителя общеобразовательных школ; Садоводы-любители; Коллективы малых предприятий, не располагающие собственными службами информации
Универсальные научные библиотеки Научные сотрудники и аспиранты
Научные библиотеки вузов Преподаватели, аспиранты и студенты вуза: в целом; отдельных факультетов; отдельных кафедр
Службы информации и научно-технические библиотеки предприятий Коллектив работников: предприятия в целом; отдельных подразделений

 

По содержанию коллективные информационные потребности совпадают с основными направлениями деятельности организаций (вузов, предприятий, НИИ, музеев), образовательной деятельностью учащихся школ, любительским творчеством. Знание коллективных потребностей позволяет специализировать фонды и справочно-поисковый аппарат, подготавливать информационную продукцию, предназначенную для определенных групп пользователей.

Однако хорошо известно, что организации сами по себе ничего не создают: производят продукцию, учатся и повышают квалификацию, ведут исследовательские разработки и осуществляют творческие проекты конкретные люди. Потребности, возникающие у них в различных трудовых, образовательных, досуговых и обыденных ситуациях, называют индивидуальными. Поскольку же эти информационные потребности всегда зависят от особенностей познающего субъекта, к этому определению потребностей часто добавляют второй признак - субъективные. В индивидуальных информационных потребностях обязательно отражаются, а точнее преломляются общественные (как задачи, стоящие перед сообществом в целом) и коллективные (как задачи организации, творческого коллектива или любительского объединения). Но в не меньшей степени на них влияют психологические особенности личности: образовательный уровень, возраст, опыт предшествующей деятельности, ценностные установки, индивидуальный стиль познавательной деятельности и многое другое.

Индивидуальные информационные потребности наиболее динамичны и неопределенны. Важность изучения индивидуальных потребностей очевидна, так как только на этой основе возможно предоставление качественных информационных услуг [2; С.107].

Все другие аспекты характеристики информационных потребностей целесообразно рассматривать с учетом названного признака. При этом одни аспекты окажутся в равной степени важными для описания любых потребностей, а другие - только для индивидуальных.

К числу общих признаков относится прежде всего тематика потребностей.

Однако по одной и той же тематике необходимыми могут оказаться совершенно разные сведения. Характер требующейся информации - таков следующий признак информационных потребностей, во многом определяемый целью, с которой пользователи обращаются к документам.

По времени возникновения различают стабильные, то есть уже известные, выявленные ранее потребности и вновь возникшие. По периоду действия - разовые, исчезающие после их удовлетворения, и потребности длительного действия, требующие систематического предоставления нужной информации.

Признаки, значимые для характеристики индивидуальных потребностей и можно рассмотреть с точки зрения влияния на процесс осознания информационного дефицита, формулирования запроса и последующего восприятия новых сведений.

Прежде всего, важно знать, для осуществления какой деятельности (профессиональной, образовательной, любительской и т.д.) требуется информация и насколько новой данная предметная область является для человека. Иначе говоря, устанавливается совпадение тематики информационных потребностей с базовым образованием пользователей, профилем их предшествующей трудовой или любительской деятельности, опытом работы в данном направлении. С этих позиций различают профильные потребности; потребности в информации по смежным отраслям или проблемам; потребности в информации из тех областей знания или общественной практики, с которыми индивид прежде не соприкасался. Естественно, чем дальше от базового запаса представлений человека лежит искомая информация, тем труднее будут протекать процессы осознания информационного дефицита, его выражения словами и последующего восприятия сообщений.

Признак профильности информационных потребностей определяет критерии отбора документов и степень подробности предоставляемой пользователям информации. При удовлетворении потребностей по основному профилю деятельности могут предлагаться источники повышенной сложности: научные, производственно-практические, официальные. По непрофильной тематике отбираются, прежде всего, учебные и научно-популярные издания.

При обслуживании важно судить не только о профильности информационных потребностей, но и об уровне информационной подготовленности пользователя, включая:

§ навыки работы с информацией (не пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь и т.д.);

§ "систему ожидания" индивида, его ориентацию на нахождение "готового рецепта" или идей, предпосылок для самостоятельной разработки "рецепта";

§ осведомленность в том, какие информационные услуги предлагаются и какова их разрешающая способность.

Значимым признаком потребностей являются выгоды, искомые пользователями. Стратегия обслуживания будет во многом зависеть от того, что является предпочтительным в данной ситуации: оперативность или полнота информации; возможность получения бесплатной услуги или готовность оплатить эксклюзивную, качественную информационную продукцию и т.д.

Таким образом, для рациональной организации информационного обслуживания требуется систематический и многоаспектный анализ информационных потребностей, корректируемый данными обратной связи, - оценкой пользователями качества предоставляемых услуг [2; С.110].




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.43 (0.008 с.)