Механизм массовой культуры и ее функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм массовой культуры и ее функции



Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Для массового общества – среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его «заброшенность», трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчуждение – «заброшенность» – «иллюзии» массового сознания – модели усредненной стандартной социализации – потребление – отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж. Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую «выхолощенную» культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э. Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия.[10]

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Оно может быть конформным и неконформным, податливым и устойчивым, что обусловлено и включенностью индивида в те или иные группы. Тем не менее, современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замечается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного представления о себе самом.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в рамках сложной социальной структуры нашего времени.

Какие же изменения в духовном производстве принесла с со­бой массовая культура? Как подчеркивает К. Разлогов, этот про­цесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры, наряду с другими, уже сложившимися и устоявшими­ся, а изменение самого типа функционирования культуры.[11] Это изменение вполне можно сравнить с тем, что произошло на пере­ломе между средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии религиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просвещен­ных слоев. Каковы бы ни были достижения и распространение этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX-XX вв. оба эти сопер­ника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, располагавшему, в отличие от конкурентов, гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели – «коммерческие структуры».

Своим содержанием и принципами функционирования мас­совая культура тесно взаимодействует с другими сторонами со­циальной регуляции в том обществе, которое складывается на рубеже веков и которое получает также название «массового».

В социальном плане массовая культура связана с необратимы­ми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколения­ми, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными цен­ностями. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать надежную ориентацию в условиях резко усложнившейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможностями по новому «устроиться» в жизни, требовали нового духовного, душевного и умственного продукта.

Как пишет далее К. Разлогов, «ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии». Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и «грубых наслаж­дений», то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художественной культуры в процессах рекреации. «В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свободно­го времени для расширения контактов с искусством и непосред­ственного участия в культурном творчестве, то крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала предстанет и вовсе не­избежным».[12]

Функциональность культуры в массовом обществе можно оп­ределить по нескольким измерениям. Она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зави­симости от ситуации, быстрых перемен в характере производст­ва, образе жизни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через банализацию и упрощение объяснительных причин и об­стоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям «свои» – «чужие», «хороший» – «плохой», «доброта» – «жесто­кость», «случай» – «повседневность». Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отно­шениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры – обеспе­чить социализацию и витальность человека в условиях усложнен­ной, изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, спо­собам регуляции своего поведения и деятельности в разнообраз­ной обстановке, снятия психологического напряжения и реше­ния конфликтных ситуаций.

Огромному контингенту людей, различного возраста и пола, эта культура дает функционально пригодные представления о не­обходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений.

Согласно концепции широко известного канадского социо­лога и культуролога Г.М. Маклуэна, эра масс-медиа и электрон­ной информации радикально меняет как среду обитания челове­ка, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые удаленные уголки. Сам человек принуждается думать не «линейно-последовательно», а через ин­тервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ воссоздает универсальность духовной регуляции.

По мнению А.Я. Флиера, массовая культура вы­полняет важную функцию трансляции. Язык совре­менной специализированной культуры (политиче­ской, научной, художественной, инженерной и т. п.) почти недоступен широким слоям, поэтому обществу понадобились некие переводчики (трансляторы). Важным шагом стало введение всеобщего и обяза­тельного образования населения, а затем – развитие средств массовой информации (СМИ). Поскольку профессиональные знания постоянно расширяются и углубляются, человеку на протяжении всей жизни требуется присутствие тех, кто растолковывает и адаптирует к его уровню сложную информацию. Наилучшим транслятором является массовая культу­ра, использующая и печать, и телевидение. Многочис­ленные комментаторы, журналисты, политические обозреватели, шоумены, телезвезды и др. не только интерпретируют, но и манипулируют нашим созна­нием, вбивая в наши головы избитые стереотипы и формулировки.[13]

Другая важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не толь­ко на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, коме­дии, комиксы, зрелищный спорт и т.п. Ее наиболее существен­ный механизм составляет постоянно расширяющееся потребле­ние в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифи­цированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая тех­ника, предметы обихода, образование – все поступает человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает цен­ность лишь постольку, поскольку он становится предметом мас­сового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные «фабриками грез».

Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватываю­щей широкую срединную часть современного общества, затраги­вая тем или иным образом и состоятельную элиту, и маргиналь­ные слои. В массовом обществе происхо­дит перестройка системы стратификации, вызываемой ростом среднего класса (более 50% населения), т. е. сближения основ­ных социальных групп и слоев если и не по месту в системе про­изводства, то, по крайней мере, в политической жизни и образе жизни.

Массовая культура избавляет индивида от необходимости долгого и сложного приобщения к вы­сокой культуре. Как подчеркивает К. Разлогов, «массовой аудито­рии трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текс­том и зрителем, читателем, слушателем. Тем самым художник об­легчает работу критика, в задачу которого как раз и входит анализ эстетической специфики. Массовая культура, наоборот, эту дис­танцию игнорирует. Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосред­ственных человеческих переживаний, то массовая культура базиру­ется на универсальных психологических, даже психофизиологи­ческих механизмах восприятия, которые активизируются незави­симо от образования и степени подготовленности аудитории... Для того чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть ху­дожественно необразованным человеком. Художественная обра­зованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа».[14]

Эта всеобщность как пригодность для максимально широкого круга населения не исключает разнообразия и структурирован­ности массовой культуры в зависимости от социальных, возрас­тных, субкультурных различий. К этой культуре можно отнести огромное разнообразие жанров, в том числе детектив, приключе­ния, фантастику, мелодраму, мистику, эротику, книги об НЛО, таинственных явлениях, джаз и рок, мистические практики, вос­точные системы психотренинга и т.д.

Тиражирование отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неиз­бежны). Согласно исследованиям искусствоведов, в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры ни­как не исключает глубокого проникновения в уникальную сущ­ность оригиналов.

Поэтому неоправданно судить о функции массовой культуры с позиций высокой эстетики и, опираясь на них, принимать меры по ограничению этой культуры, уничтожая тем самым культур­ный механизм снятия огромных напряжений, возникающих в по­вседневном существовании, настроений усталости и безразличия, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха.

Подводя итоги вышесказанному в этой главе, попытаемся сформулировать понятие массовой культуры, выделить ее основные черты.

Массовая культура – термин, используемый в со­временной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность ши­рокого тиражирования оригинального продукта.

Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного про­мышленного производства, потребовавшего для своего об­служивания создания армии наемных рабочих. Происходив­шая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (на­емных рабочих и служащих) создать собственную разновид­ность городской народной культуры, с другой – как средст­во манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура оперирует, как правило, базисны­ми архетипическими представлениями и чувствами (жела­ние любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.н.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию по­требителя, аналогичную детскому непосредственному воспри­ятию реальности.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Эле­мент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптиро­ванных для массового сознания версий достижений «высо­кой» культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ниче­го общего с подлинным искусством. В действительности, массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подполь­ем» и традиционной народной культурой. Превращая эзоте­рические откровения и маргинальные художественные экс­перименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя суще­ствующие в обществе массовые умонастроения и ориента­ции, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, «черный» крими­нальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значи­мость конкретного продукта массовой культуры определяется не его обще­человеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства ХХ века. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менедж­мента, политологии и других общественных и антропологических дисцип­лин.

Массовая культура уникальна как искусство мани­пуляции элементарными «дочеловеческими» реакция­ми и импульсами («драйвами») масс людей, использу­ющее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Факт, что высокая культура как бы обслуживает «до культурные» потребности и устрем­ления (подсознательные силы, связанные с эросом, желания­ми господства и инстинктами разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для ХХ века. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпо­хи: увязать между собой высокое, почти культовое от­ношение к культуре и культурности (как продуктам и орудиям антропной власти над реальностью) с ради­кальным и систематическим негативизмом по отноше­нию к культуре и культурности.[15]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.166 (0.025 с.)