Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические и социальные факторы, формирующие массовую культуру



Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном общества, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферой. Как пишет Д. Белл, буржуазное общество XIX в. при всех его социальных конфликтах можно рассматривать как отно­сительно целостное образование: экономика, социальные отно­шения и культура были проникнуты единой системой ценностей.[3] К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации про­изводства и труда требуются рациональность, трудолюбие, само­контроль, преданность делу, предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования.

В сфере потребления, напротив, поощряется принцип рас­ширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нра­вов от «репрессивной культуры» становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы. Эти тенденции к антибуржуазному бунтарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма, эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.

Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит и престижному, потреблению. В ней пере­ворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной циви­лизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная домини­рующая культура порывает с принципами рациональности и ве­дет поиски иррационального опыта.

С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культу­ры.

Прямыми предпосылками этого процесса являются посте­пенное повышение статуса городского рабочего класса и расши­рение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стала появляться доступная литература и кар­тинки для «простого люда», то зрелый этап наступает с приня­тием в 70-90-х гг. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамот­ности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию.

По словам российского специалиста по проблемам массовой культуры К. Разлогова, «наивные наблюдатели полагали, что на­конец настала золотая пора, когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Но эта прекрасная мечта была быстро разруше­на. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере – комиксам, которые стремительно завоевы­вали еще не обжитые культурой территории».[4]

В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством мас­сового искусства, близкого всем – без различия пола, возраста, ве­роисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое рас­пространение фотографии, ставшей массовым средством инфор­мационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изо­бретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным твор­чеством славу «развлечения» и «развращения» широких масс.

Первая мировая война во многом способствовала разочарова­нию в прежних ценностях, внедряемых классической культурой. Она же скомпрометировала прежние господствующие элиты, ока­завшиеся неспособными справиться с социальными и националь­ными противоречиями и конфликтами. После окончания войны средства массовой культуры получили интенсивное развитие сна­чала в Америке, а затем в Западной Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безрабо­тицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». Конечно, в дополнение к масскульту в обществе были использованы эффективные социальные програм­мы, связанные с «новым курсом» Ф. Рузвельта. Однако не мень­шее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.

Таким образом, в процессе формирования массовой культуры участвуют как технологические, так и социальные факторы. Становление массовой культуры связывают с завершением формирования индустриального общества и его зрелостью, с совершенствованием средств массовой коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.91.252 (0.007 с.)