Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивные и критические оценки массовой культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры. В некоторых концепциях массовая культура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни. Массовая культура, по оценке некоторых отечественных культурологов, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приобщении миллионов людей к ценностям высокой и народной культуры Начиная с 1920 года в США выпущено 80 млн. грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные матчи, каждый год продается 400 млн. экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качественное изменение культурной ситуации в мире, случившееся благодаря внедрению технических достижений.[16] Существует и немало критических оценок массовой культуры как закамуфлированного средства манипуляции общественным сознанием и состоянием масс. Наиболее содержательно эту сторону массовой культуры раскрыл Г. Маркузе в книге «Одномерный человек» (1964) и других работах. Он показал, что культура позднего капиталистического общества становится репрессивной и порождает одномерные влечения среди широких слоев, подверженных принципам потребительства и интегрируемых в буржуазную обыденность всей системой духовного воздействия. Индивиды оказываются встроенными в систему потребительских ориентаций, которые обеспечивают функционирование капитализма как типа социальной организации через снятие субъективных конфликтов, возникающих среди рядового населения. Другая линия критики идет со стороны сторонников высокой и элитарной культуры. Содержательное воплощение эта линия получила, например, в работе известного испанского мыслителя X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс». Для него массовая культура предстает как оформленное сознание ограниченной, самодовольной, агрессивно настроенной и непросвещенной массы, присваивающей себе миссию навязывать обществу свои узколобые культурные стандарты общего блага, снижая, тем самым, уровень духовной жизни в целом. Ортега-и-Гассет противопоставляет «жизнь благородную и жизнь пошлую». Если первая воплощает в себе энергию, творчество, достижения и заслуги, поиски высоких идеалов, то вторая – воплощение косности, разрушение норм и ценностей, примитивизацию жизни и отношений. Разрабатывая проблему «личность и культура», проблему истинных культурных ценностей, А.Н. Андреев отмечает, что «истинная ценность культуры – в ее способности гармонизировать взаимоотношения человека с природой на любом этапе его (человека) развития».[17] Понятия личность и культура – неразделимы. Невозможно быть личностью и быть некультурным. Социализация, вовлечение в общественные отношения есть не что иное, как процесс окультуривания. Проблема истинных культурных ценностей стоит очень остро. Размывание шкалы ценностей, отрицание ее объективного характера приводит к заполонению всех сфер общественной жизни культурной продукцией, которая является таковой только в том смысле, что несет на себе печать общественных отношений. Но – каких отношений? Ценность культуре придает не степень изощренности ее языка или степень занимательности, развлекательности, общедоступности. И так называемая элитарная культура, и массовая изменяют основному предназначению культуры – быть способом духовного производства личности. «Демонизм», приписываемый массовой культуре, объясняется ее вездесущим умением сводить человеческие чувства до упрощенного удовлетворения сиюминутных страстей, не стесняемых какими-либо моральными ограничениями. Такая критика широко распространена как в нашей стране, так и на Западе или в странах любого региона. По определению одного из американских критиков, это «культура до пояса», не затрагивающая собственно духовные сферы бытия. А вот как писали, например, в своем письме в «Независимую газету» (февраль 1994 г.) академики П. Волобуев и Б. Рыбаков и писатель Ф. Шахмагонов: «Это поток из сточной канавы, поток безвкусицы, мерзости и одичания. На крикливо оформленных обложках - уродливые хари, окровавленные зубы вампиров и прочей нечисти, чудовища из расстроенного воображения торговцев ужасами, грубый секс и убийства, убийства, убийства...»[18] И.Я. Левяш дает такое определение массовой культуры: «Масскульт, или массовая культура – это стандартизированная, коррумпированная и бездуховная псевдокультура, соответствующая потребностям и вкусам человека-массы, антипод подлинной культуры».[19] Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое явление именовать «масскультом», так как «в действительности это вовсе не культура. Масскульт – это пародия на высокую культуру». Отечественный культуролог В.С. Поликарпов согласен с этой оценкой и считает, что «здесь нет места искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет смысла рассуждать о «художественном качестве», «эстетической ценности» и тому подобном. Все эти слова – из словаря высокой культуры. Но именно высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась в их тени».[20] Масскульт создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами (эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры и сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру, паразитирует на ней. Ряд западноевропейских исследователей (А. Гобар, Е. Тибо и др.) считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культурную войну. Так, А. Гобар в своей книге «Культурная война» пишет: «Культурная война уже началась, без положенного объявления, без барабанов и труб. Война при помощи лживых слов, при помощи обманчивых представлений, при помощи предательских улыбок. Классическая война целила в сердце, чтобы убивать и покорять, экономическая война целила в живот, чтобы эксплуатировать и обогащаться, культурная войны целит в голову, чтобы парализовать, не убивая, чтобы покорить, испортив, и обогатиться за счет разложения культур и народов. Культурная война употребляет все свободы и злоупотребляет ими, чтобы проникать повсюду и разрушать изнутри все ценности, все различия, все духовные богатства народов».[21] Как только заходит речь о массовой культуре, по мнению российского социолога А.Б. Гофмана, «даже наиболее беспристрастные исследователи утрачивают порой объективность. Случается, что даже деятели культуры, убежденные в собственной приверженности демократическим ценностям, считают своим долгом ее осудить. При этом используются разного рода ухищрения, в частности терминологические. Массовая культура решительно противопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. Этому обычно предшествует процедура сведения первой к низкопробной, пошлой продукции, создаваемой ловкими ремесленниками и мошенниками на потребу неразвитой в духовном отношении массе».[22] Далее исследователь пишет: «Чрезвычайно важно выяснить, какие реальные альтернативы скрываются за такого рода ходом мысли. На сегодня доминируют две критические позиции – культурный элитаризм и традиционализм (последний часто выдается за народность). Явно или неявно подразумевается, что в прошлом существовал золотой век культурного процветания, когда «истинные» творцы создавали исключительно «подлинные» культурные ценности, а «истинные» ценители «по-настоящему» усваивали их. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, неприятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» культуры, не может вызвать возражений, однако низкое качество и массовость – отнюдь не синонимы».[23] Представим себе заведомо низкопробное произведение искусства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потребляемое» в рамках небольшой группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ очевиден. С другой стороны, шедевры мировой культуры могут одновременно или последовательно принадлежать обоим измерениям: массовому и внемассовому. Произведения Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако будучи записаны на грампластинку, магнитофонную ленту или же используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, они, несомненно, уже принадлежат массовой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениальному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к часто упоминаемой «профанированной» Моне Лизе на упаковке туалетного мыла и к другим подобным фактам. Распространенный мотив критики массовой культуры – стандартизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая критика всегда явно или неявно исходит либо из идеализации традиционной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения культурных ценностей прошлого только к высшим уникальным классическим образцам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Уместно заметить, что заниматься этим – значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV в. и энергично доказывать очевидные эстетические дефекты первого в сравнении со вторым, подразумевая, что хижин во Флоренции того времени просто не существовало. Дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или классическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. В 70-80-х гг. в западных странах стала количественно преобладать культура среднего уровня (мидкульт). Для телепрограмм, радиопередач, журналов уровня мидкульта характерно соединение образцов высокой культуры и популярной. Священная история становится сюжетом для музыкальной оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» адаптирует классику к «экранной» культуре, но тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Мидкульт делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, высокоинтеллектуальные романы А. Камю или У. Фолкнера), создает моду на популярную науку, старину, альтернативные стили бытия и т.д. Существенной особенностью массовой культуры стало широкое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Огромное число научно-популярных журналов дополняется постоянными радио- и телепередачами образовательного характера. Публичные чтения, семинары, сессии, летние лагеря собирают небывало обширные аудитории и способствуют приобщению широких масс населения к научным знаниям. Но конечно, наряду с собственно научными, хотя бы и популярными знаниями немалое распространение получают и оккультные знания, а также различного рода манипулятивная психотехника, хорошо приживающаяся в массовой культуре. Для массовой культуры 70-80-х гг. характерны попытки ее этизации. Общеизвестно разлагающее влияние масскульта: пропаганда насилия, порнографии, наркотиков превратилась в его атрибут. Среди теоретиков массовой культуры, считающих ее обязательным атрибутом технизированного мира, стали раздаваться призывы поднять ее моральный уровень. Этизацию масскульта связывают обычно с ростом влияния гуманитарной интеллигенции и диффузией религиозных ориентации, хотя и в «размытом» и неустойчивом поисковом виде. Таким образом, распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В некоторых концепциях массовая культура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни. Однако зачастую массовая культура решительно противопоставляется культуре масс, народной, подлинной культуре и т.д. На сегодня доминируют две критические позиции – культурный элитаризм и традиционализм. Недифференцированно критическое отношение к массовой культуре, ее «отбрасывание» многими западными, а вслед за ними и некоторыми отечественными теоретиками и практиками, по сути дела, скрывает снобистскую критику масс. Разумеется, неприятие низкопробной продукции, предлагаемой «рынком» культуры, не может вызвать возражений. Однако необходимо учитывать, что дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или классическая?» необоснованы. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. И как сложный социально-культурный феномен, он не может оцениваться однозначно.
Заключение Массовая культура – термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление массовой культуры принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. Массовая культура возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой – как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским «подпольем» и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть «наивного» сознания, массовая культура способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации.
Список использованной литературы
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с. 2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106. 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с. 4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с. 5. Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя»,1998. – 447 с. 6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1999. – 544 с. 7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.:«Гардарика», 1997. – 344 с 8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с. 9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180. 10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. [1] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 73. [2] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 313. [3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 406. [4] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180. [5] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 300. [6] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43. [7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 409. [8] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. № 4. С.37-43.
[9] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С.138-148. [10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 410. [11] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. [12] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 119. [13] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. №6. 146-148. [14] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 141. [15] Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.,1998. – С. 339. [16] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 314. [17] Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн., 1998. – С. 93. [18] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 415-416. [19] Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1999. – С. 445. [20] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 317. [21] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 318-319. [22] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106. [23] Там же.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.012 с.) |