Средства массовой коммуникации в массовой культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой коммуникации в массовой культуре

Поиск

По расхожему выражению западных социологов, в современ­ном обществе господствуют три МММ: массовое общество, массовая культура и масс-медиа. СМИ составляют также важную часть современной массовой культуры. А может быть, и важнейшую, так как считается, что почти вся современная мас­совая культура так или иначе проходит через масс-медиа.

Именно через масс-медиа массовая культура проникает в са­мые широкие слои, самые удаленные уголки как в рамках национальных обществ, так и в глобальных пределах. Через масс-ме­диа проходит процесс «культурной гомогенизации», в ходе кото­рого сходные вкусы и формы «культурного потребления» распро­страняются как в привилегированных, так и малообеспеченных слоях населения. Все общество может убедиться в том, что «бога­тые тоже плачут» (так назывался один из мексиканских телевизи­онных сериалов). Это само по себе не приведет к изменению соотношения разных слоев в сфере производства, а политика также будет определяться игрой.

А. Кравченко отмечает, что к массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации – это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стерлись границы между городом и деревней, а затем между странами.[5] По мнению И. Ламонда, указанные три критерия – телевидение, радио и прес­са – отличают массовую культуру от народной'. Масс-медиа являются формой того, содержанием чего вы­ступает массовая культура.[6]

К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. В дополнение к статичной фотографии при­шло кино, многократно возросли возможности радио и телевиде­ния, спутниковая связь в сочетании с минимизацией принимаю­щих систем и их надежностью обеспечивает устойчивую сеть про­никновения массовой культуры. В дополнение и на смену прежне­му телевидению приходят кассеты, компакт-диски и видеофильмы. Первое выступление в США рок-группы Биттлз, происходившее в 1964 г. в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 ты­сячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевиде­нию. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприя­тия становились доступны почти 2 миллиардам людей – почти половине жителей земли.[7] Таким образом, масс-медиа служат как носителями культуры, так и средством манипуляции.

Конечно, важную роль различные варианты массовой культу­ры играют и в реализации массовой коммуникации и распростра­нении информации. Поэтому аудиовизуальные технологии рассмат­риваются как часть средств массовой информации, хотя они, как мы видим, играют важнейшую роль в сфере массовой культуры. Способность к быстрому и почти тотальному охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, транс­формирующий всю систему духовного производства.

Не менее важная особенность массовой культу­ры – гибридизация СМИ, т.е. соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирова­ние и развлечение, соединило в себе почти все преж­ние формы информации – школу, кино, радио. В свою очередь, радио еще до появления телевидения акку­мулировало в себе газету (выпуски новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио­спектакли, трансляции концертов), стадион (спорт­ивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзапи­сей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы – от фотогра­фии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные пред­приятия, ставшие со второй половины XIX века харак­терной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актеры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выби­рать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино – самая молодая из всех форм развлечений – поначалу процветало, используя опыт радио и попу­лярность кинозвезд, до тех пор пока не пришло теле­видение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кри­зис. С приходом радиовещания и телевидения лиши­лись своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку». Радио, телевидение и пресса удовле­творяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следова­тельно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распро­страняться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру'.[8]

Массовая культура, как более мобильная и техни­чески оснащенная, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посе­тителей театра, а затем само было вытеснено телеви­дением. Борьба за аудиторию, конкуренция – новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино выну­ждены были искать новые формы, стиль, язык выра­жения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии. Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью мас­совой культуры, приближенностью к аудитории и более высоким уровнем комфортности.

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только пози­тивные, но и негативные стороны. Некоторые спе­циалисты считают, что зрительная информация ведет к раннему взрослению детей и инфантилизму взрос­лых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Массовое общество противоречиво. С одной сто­роны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамот­ность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глу­бокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Таким образом, к массовой культуре можно отнести те элементы культу­ры, которые транслируются благодаря масс-медиа или каналам массовой коммуникации, – это радио, телевиде­ние, кино, пресса. Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким массам. Индуст­риальное и особенно постиндустриальное общество связы­вают с двумя важными процессами – распространением массового производства и появлением массового досуга.

Элементы массовой культуры

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые поста­новочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения орга­низованного развлекательного досуга (клубы, диско­теки, танцплощадки и проч.), индустрию оздорови­тельного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фар­мацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодея­тельность, коллекционирование, кружки по инте­ресам, научно-просветительские учреждения, ин­теллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, спра­вочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, шоу-бизнес, кино и др.[9]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.128 (0.007 с.)